Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности

Работа №98350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
медиакомпетентности у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Медиакомпетентность: понятие, цель, задачи,
компоненты 15
1.3. Методы и формы формирования медиакомпетентности у
детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию медиакомпетентности у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности на примере МАОУ СОШ №183 31
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
формированию медиакомпетентности у младших школьников во внеучебной деятельности 31
2.2. Первичная диагностика уровня медиакомпетентности
младших школьников 39
2.3. Комплекс мероприятий по формированию
медиакомпетентности у младших школьников во внеучебной деятельности 48
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 67

Актуальность: В условиях современного информационного общества одной из первостепенных задач семьи и школы, как основных социальных институтов, должно стать воспитание грамотной, культурной личности, способной к адаптации в динамично меняющемся мире.
В настоящее время средства массовой информации берут на себя функции обучения и просвещения. Они играют важную роль в жизни учеников, особенно в младшем школьном возрасте, воздействуя как позитивно, так и негативно.
Обучающиеся начальной школы должны уметь избирательно и критично относиться и работать со СМИ и другими источниками информации, поэтому они должны обладать достаточным уровнем медиакомпетентности, что проявляется в формировании универсальных учебных действий, предлагаемых ФГОС НОО.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования позволил определить установленные требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования.
Личные и метопредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают овладение навыками, напрямую связанные с медиакомпетентностью личности.
В такие навыки входит: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. В том числе: умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. А так же овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [43].
Таким образом, ФГОС НОО подчеркивает важность формирования основ избирательного отношения младших школьников к источникам информации, а так же навыков адаптации к условиям современного динамично-развивающегося общества. В связи с этим возникает потребность в формировании медиакомпетентности младших школьников.
Из исследователей, занимавшиеся данной проблемой можно выделить таких, как А. В. Федоров, по его мнению, медиа сегодня - одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты и в начале XXI века без медиа немыслимо социокультурное развитие любой нации практически во всех областях, включая, разумеется, воспитание [47].
И. В. Челышева отмечает, что освоение сферы медиа у младших школьников происходит методом проб и ошибок, в основном неконтролируемых со стороны педагогов и родителей, вследствие чего происходит негативное влияние средств массовой информации на ребенка [59].
А. Ю. Губанова, обращает внимание на то, что чем раньше ребенок научится взаимодействовать с медиа, тем меньше вреда ему будет нанесено, поскольку в противном случае, этот процесс может приобрести неуправляемый характер и нанести вред раньше, чем медиакомпетентность сформируется естественным путем, стихийно [17].
Исходя из анализа научной литературы, было выявлено, что формирование медиакомпетентности становится очень важным аспектом в условиях современного мира, однако многие учёные отмечают, что в научной литературе не в полной мере изучен вопрос формирования медиакомпетентности у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
Противоречие: между необходимостью формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности и недостаточностью методов и форм данной деятельности в образовательной организации.
Проблема: каково должно быть содержание деятельности по формированию медиакомпетентности у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности в образовательной организации?
Объект исследования: процесс формирования медиакомпетентности у младших школьников.
Предмет исследования: методы и формы формирования медиакомпетентности у младших школьников во внеучебной деятельности в образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по формированию медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности возможно, если разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование информационного, мотивационного, деятельностного компонентов медиакомпетентности, с применением таких методов как: игра, беседа, выполнение заданий практического характера на материале медиа, иллюстрация и демонстрация медиатекстов.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) рассмотреть понятие, цель, задачи и компоненты медиакомпетентности;
3) определить методы и формы формирования медиакомпетентности у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности;
4) проанализировать деятельность образовательной организации по формированию медиакомпетентности младших школьников;
5) провести первичную диагностику медиакомпетентности младших школьников;
6) разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование медиакомпетентности детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, описание, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ документов.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 города Екатеринбурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, в жизни человека большую роль играют средства массовой информации. СМИ оказывают влияние на учеников, а в особенности на младших школьников, воздействуя как в позитивном, так и в негативном ключе. В связи с этим, младшие школьники должны уметь избирательно и критично относиться и работать с источниками информации в сфере медиа, поэтому они должны обладать достаточным уровнем медиакомпетентности.
Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, мы определили, что требования к личным и предметным результатам освоения основной образовательной программы отражают овладение навыками, напрямую связанные с медиакомпетентностью личности.
Таким образом, учитывая условия современного информационного общества и требования, установленные в федеральном стандарте, мы поставили цель - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по формированию медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
В рамках первой задачи была изучена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста и сделан вывод о том, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с обществом, формируются основные качества и черты личности.
В процессе перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту изменяется социальная ситуация развития у детей, которая состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Центральными новообразованиями данного возраста являются словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание и восприятие, осмысленная письменная и устная речь.
Решая вторую задачу исследования, было рассмотрено понятие, цель, задачи и компоненты медиакомпетентности. Медиакомпетентность - это способность находить, оценивать, анализировать, передавать информацию в разных видах деятельности, целью которой является развитие навыков грамотного взаимодействия с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Основные задачи медиакомпетентности направлены на развитие способностей работы с информацией, коммуникативных способностей, критического мышления, обучения правильно «читать» медиатекст и самовыражаться с помощью него.
Так же были выделены основные компоненты медиакомпетентности личности - мотивационный, контактный, информационный (знаньевый), перцептивный, оценочный, практико-операционный (деятельностный) и креативный. Выделенные компоненты играют основополагающую роль в формировании медиакомпетентности младших школьников.
Третьей задачей было рассмотреть методы и формы формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности.
Исходя из анализа научной литературы, было выявлено, что формирование медиакомпетентности младших школьников происходит как и в учебной, так и во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность является наиболее оптимальным вариантом формирования медиакомпетентности младших школьников.
Процесс формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности протекает с помощью следующих методов - словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные и частично-поисковые.
Среди форм, используемых в формировании медиакомпетентности младших школьников, были выделены массовые, групповые и индивидуальные. Для каждой из них были подобраны наиболее эффективные мероприятия по формированию медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности.
В рамках четвертой задачи была проанализирована деятельность МАОУ СОШ № 183. Были определены цель, задачи, миссия, основные направления образовательного учреждения.
В результате анализа материально -технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса, было выявлено, что учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием - компьютерами, проекторами, интерактивными досками.
В целях формирования медиакомпетентности, освоения современных технологий и работы с информацией, в школе функционирует кружок компьютерной графики «Зн@йка», так же проводятся классные часы и родительские собрания на данную тему, но практически все внеучебные мероприятия направлены на работу со средним и старшим звеном, формированию медиакомпетентности младших школьников уделяется недостаточно времени.
Решая пятую задачу, мы провели диагностику уровня медиакомпетентности младших школьников, используя 3 методики - анкетирование младших школьников, методика «Лесенка побуждений» (А . С. Зятькова, О. В. Огородникова) и выполнение заданий на определение деятельностного компонента по Н Ф. Хилько.
В результате проведенного диагностического исследования был выявлен пониженный уровень сформированности информационного и мотивационного компонентов медиакомпетентности младших школьников. Для наиболее полного процесса формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности был разработан комплекс мероприятий «Страна медиа», целью которого было - создать условия для формирования медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности. В процессе реализации предложенного комплекса мероприятий удалось реализовать только три мероприятия, включённых в комплекс, направленных на развитие информационного компонента медиакомпетентности.
После реализации мероприятий из предложенного комплекса было проведено вторичное диагностическое исследование уровня медиакомпетентности младших школьников по двум из первоначальных методик. Вторичная диагностика показала тенденцию к повышению уровня сформированности информационного и мотивационного компонентов медиакомпетентности младших школьников. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в ходе реализации мероприятий были частично достигнуты запланированные результаты предложенного комплекса мероприятий.
Таким образом, задачи исследования решены и его цель достигнута.


1. Баженова Л. М. Изучение экранных искусств в начальной школе // Начальная школа. 2000. № 1.C. 21-24.
2. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во ин-та худ. обр-я Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
4. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно- терминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник. М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. 526с.
7. Бондаренко Е А. Телевидение в формировании медиакультуры современного подростка // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. №5 С. 409-414.
8. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 2005. 51 с.
9. Ванюхина Н. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. Казань: Познание, 2014. 132 c.
10. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 2001. 538 с.
11. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2005. 208 с.
12. Волкова О. В. Онтогенетический подход к исследованию феномена выученной беспомощности // Медицинская психология в России.. 2013. № 6. С. 25-32.
13. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
14. Голубева Е. И. Основы взаимодействия с информацией как инструмент формирования у школьников представления о целостности мира // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 42-48.
15. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №5. С. 22-26...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ