Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 8
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Организационно-педагогические условия патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности на констатирующем этапе 33
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы по
патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 8
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Организационно-педагогические условия патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности на констатирующем этапе 33
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы по
патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
Актуальность исследования. В сложившейся ситуации начала XXI века - изменение координат эстетических и нравственных ценностей, патриотическое воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и раскрытия целостности развивающейся личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте закладывается, художественный потенциал личности, эстетические и ценностные установки. Развитие способности к нравственному восприятию искусства, музыки, природы и родины способно дать тот внутренний ориентир, который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей процесса гармоничного развития личности. В сознании нации обобщены и сформулированы базовые понятия добра и зла, долга и справедливости. Работа над формированием патриотических чувств должна быть планомерной и систематической, начиная с дошкольного детства.
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который указывает на необходимость и важность нравственно-патриотического воспитания. Этот документ закладывает основы нравственно-патриотического развития через приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства, ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве.
Как указывают исследователи (О.Н. Баранникова, М.Б. Зацепина, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский), воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная, и в то же время, сложная. Особенно, если она ставится применительно детей дошкольного возраста. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования чувства патриотизма, где особое значение приобретает изобразительная деятельность.
Постановка проблемы исследования. В работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, И.А. Лыковой, В.С. Мухиной, С.Т. Погорелова отмечается особая художественная восприимчивость изобразительных и образных средств, в усвоении образцов поведения, формировании патриотических чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям базовых национальных ценностей, которая характерна для детей дошкольного возраста. Это особенно актуально в наше время, когда новое поколение недостаточно владеют информацией о родном городе, стране, народных традициях, часто дети равнодушны к близким людям, в том числе и к сверстникам, редко сострадают чужому несчастью или горю.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в педагогической науке по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концептуально-выверенных, теоретических и методических разработок. То есть нет однозначного понимания и чёткой структуры патриотического воспитания, в том числе с использованием средств изобразительной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности имеет как теоретическое, так и эмпирическое значение.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Предмет исследования: комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать содержание понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2. Теоретически описать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
4. Описать процедуру опытно-поисковой работы и провести диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на констатирующем этапе;
5. Разработать комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
6. Провести диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на контрольном этапе.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы отечественных учёных о нравственно-патриотическом воспитании в условиях ДОУ (О.Н. Баранникова, Е.Н. Бородина, Л.Н. Буйлова, М.Б. Зацепина, О.М. Зиньковская, Л.Н. Ильина, Т.А. Кудрявцева, М.Д. Маханева, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая, С.Т. Погорелов, А.Н. Сидорова, О.А. Соломенникова, Е.В. Яковлева); положения о значимости изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте (А.С. Галанов, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова, И.А. Лыкова, И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова);
положения о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович, А.В. Федоров).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Также необходимо отметить практическую значимость продукта - комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, который может быть использован в практике организации учебной и воспитательной работы ДОУ.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №403 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 старших дошкольников.
Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; определено понятие и сущность патриотического воспитания; описывались организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса заданий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания старших дошкольников, осуществлялось проведение разработанного комплекса заданий в изобразительной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей процесса гармоничного развития личности. В сознании нации обобщены и сформулированы базовые понятия добра и зла, долга и справедливости. Работа над формированием патриотических чувств должна быть планомерной и систематической, начиная с дошкольного детства.
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который указывает на необходимость и важность нравственно-патриотического воспитания. Этот документ закладывает основы нравственно-патриотического развития через приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства, ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве.
Как указывают исследователи (О.Н. Баранникова, М.Б. Зацепина, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский), воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная, и в то же время, сложная. Особенно, если она ставится применительно детей дошкольного возраста. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования чувства патриотизма, где особое значение приобретает изобразительная деятельность.
Постановка проблемы исследования. В работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, И.А. Лыковой, В.С. Мухиной, С.Т. Погорелова отмечается особая художественная восприимчивость изобразительных и образных средств, в усвоении образцов поведения, формировании патриотических чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям базовых национальных ценностей, которая характерна для детей дошкольного возраста. Это особенно актуально в наше время, когда новое поколение недостаточно владеют информацией о родном городе, стране, народных традициях, часто дети равнодушны к близким людям, в том числе и к сверстникам, редко сострадают чужому несчастью или горю.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в педагогической науке по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концептуально-выверенных, теоретических и методических разработок. То есть нет однозначного понимания и чёткой структуры патриотического воспитания, в том числе с использованием средств изобразительной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности имеет как теоретическое, так и эмпирическое значение.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Предмет исследования: комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать содержание понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2. Теоретически описать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
4. Описать процедуру опытно-поисковой работы и провести диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на констатирующем этапе;
5. Разработать комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
6. Провести диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на контрольном этапе.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы отечественных учёных о нравственно-патриотическом воспитании в условиях ДОУ (О.Н. Баранникова, Е.Н. Бородина, Л.Н. Буйлова, М.Б. Зацепина, О.М. Зиньковская, Л.Н. Ильина, Т.А. Кудрявцева, М.Д. Маханева, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая, С.Т. Погорелов, А.Н. Сидорова, О.А. Соломенникова, Е.В. Яковлева); положения о значимости изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте (А.С. Галанов, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова, И.А. Лыкова, И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова);
положения о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович, А.В. Федоров).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Также необходимо отметить практическую значимость продукта - комплекс заданий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, который может быть использован в практике организации учебной и воспитательной работы ДОУ.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №403 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняло участие 20 старших дошкольников.
Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; определено понятие и сущность патриотического воспитания; описывались организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса заданий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания старших дошкольников, осуществлялось проведение разработанного комплекса заданий в изобразительной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Внедрение ФГОС ДО в систему образования актуализируют поиск новых средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Исследуя научную литературу по проблеме работы, мы выявили, что на каждом возрастном этапе проявления нравственно-патриотических качеств имеют свои особенности. Данные качества применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяются как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
По мнению педагогов и психологов, (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, А.А. Волкова и др.) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка. Данные исследования подчеркивают важность использования искусства в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, которое в ДОО реализуется в художественно-образовательной деятельности.
В данной исследовательской работе под патриотическим воспитанием ребенка (М.Ю. Новицкая) понимается сложный педагогический процесс, в основе которого развитие нравственных чувств. Для отбора диагностического инструментария в качестве основных показателей патриотической воспитанности старших дошкольников были выделены:
1) когнитивно-смысловой: формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве;
2) эмоционально-ценностный: развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам с нравственно-патриотической проблематикой через создание атмосферы доверия, поддержки со стороны значимых взрослых;
3) поведенческий: освоение моделей нравственного поведения в совместной с родителями и сверстниками художественно-практической деятельности, развитие способности к осознанному нравственно-патриотическому выбору в творческом самовыражении.
В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет с согласия родителей в составе 20 человек.
По результатам констатирующего исследования было установлено, что у старших дошкольников в наибольшей степени развит когнитивно-смысловой показатель (2,3 балла). В основном, у детей выражаются художественные впечатления, которые связаны с носителями-образами патриотических ценностей, у них наблюдается проявление позитивной эмоциональной реакции, любознательности к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой. Дети эмоционально вовлечены и инициативны в процессе изобразительной деятельности, имеют определенную позицию и выражение чувств в ходе организованной изобразительной деятельности.
В достаточной степени у старших дошкольников представлены поведенческий показатель (1,9 баллов) и эмоционально-ценностный показатель (1,8 балла). Это означает, что дети способны соотнести имеющиеся жизненный опыт опыта с воспринимаемым ценностно-смысловым содержанием произведений, они имеют развернутые рассуждения и высказывания о традициях семьи и национальных особенностях, стремятся к поддержанию принятых государственных и национальных праздников.
В целом, в ходе исследования было определено, что: 60% (12 детей) имеют средний уровень развития патриотической воспитанности, 30% (6 детей) - низкий уровень, 10% (2 детей) имеют высокий уровень.
Полученные результаты исследования определили необходимость в разработке комплекса заданий по развитию патриотической воспитанности, устойчивого интереса к освоению нравственных ценностей своего народа, расширению эмоционально-ценностной восприимчивости, обогащению знаниями о семейных традициях и национальных праздниках.
Комплекс занятий состоит из 9-ти разделов: раздел 1 «Моя семья», раздел 2 «Мой город, дороже которого нет»; раздел 3 «Край родной на век любимый»; раздел 4 «Моя Россия - Родина моя»; раздел 5 «Дружная семья»; раздел 6 «Уроки мужества»; раздел 7 «Труд у нас всегда в почете»; раздел 8 «Герои - земляки»; раздел 9 «Никто не забыт, не что не забыто». Ведущей целью проектируемых заданий является формирование духовно - нравственных, патриотических основ личности по средствам изобразительной деятельности в условиях ДОУ. Комплекс занятий рассчитан на одни полный учебный год, который реализуется по разделам с тематическим делением.
После проведения комплекса занятий был проведен повторный (контрольный) этап опытно-поисковой работы, в ходе которого было установлено, что 75% (15 детей) имеют средний уровень развития после проведения комплекса занятий в изобразительной деятельности, а оставшаяся часть - 25% (5 детей) - высокий уровень. Низкий уровень развития патриотической воспитанности не представлен в выборке старших дошкольников после проведения комплекса заданий.
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей патриотического воспитания у старших дошкольников с применением изобразительной деятельности. Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере поведения, когда дети дают собственные суждения, с интересом относятся к обогащению художественного опыта по нравственно-патриотической тематике, выражают желание поддержании традиций и ценностей страны.
Исследуя научную литературу по проблеме работы, мы выявили, что на каждом возрастном этапе проявления нравственно-патриотических качеств имеют свои особенности. Данные качества применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяются как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
По мнению педагогов и психологов, (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, А.А. Волкова и др.) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка. Данные исследования подчеркивают важность использования искусства в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, которое в ДОО реализуется в художественно-образовательной деятельности.
В данной исследовательской работе под патриотическим воспитанием ребенка (М.Ю. Новицкая) понимается сложный педагогический процесс, в основе которого развитие нравственных чувств. Для отбора диагностического инструментария в качестве основных показателей патриотической воспитанности старших дошкольников были выделены:
1) когнитивно-смысловой: формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве;
2) эмоционально-ценностный: развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам с нравственно-патриотической проблематикой через создание атмосферы доверия, поддержки со стороны значимых взрослых;
3) поведенческий: освоение моделей нравственного поведения в совместной с родителями и сверстниками художественно-практической деятельности, развитие способности к осознанному нравственно-патриотическому выбору в творческом самовыражении.
В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 5-6 лет с согласия родителей в составе 20 человек.
По результатам констатирующего исследования было установлено, что у старших дошкольников в наибольшей степени развит когнитивно-смысловой показатель (2,3 балла). В основном, у детей выражаются художественные впечатления, которые связаны с носителями-образами патриотических ценностей, у них наблюдается проявление позитивной эмоциональной реакции, любознательности к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой. Дети эмоционально вовлечены и инициативны в процессе изобразительной деятельности, имеют определенную позицию и выражение чувств в ходе организованной изобразительной деятельности.
В достаточной степени у старших дошкольников представлены поведенческий показатель (1,9 баллов) и эмоционально-ценностный показатель (1,8 балла). Это означает, что дети способны соотнести имеющиеся жизненный опыт опыта с воспринимаемым ценностно-смысловым содержанием произведений, они имеют развернутые рассуждения и высказывания о традициях семьи и национальных особенностях, стремятся к поддержанию принятых государственных и национальных праздников.
В целом, в ходе исследования было определено, что: 60% (12 детей) имеют средний уровень развития патриотической воспитанности, 30% (6 детей) - низкий уровень, 10% (2 детей) имеют высокий уровень.
Полученные результаты исследования определили необходимость в разработке комплекса заданий по развитию патриотической воспитанности, устойчивого интереса к освоению нравственных ценностей своего народа, расширению эмоционально-ценностной восприимчивости, обогащению знаниями о семейных традициях и национальных праздниках.
Комплекс занятий состоит из 9-ти разделов: раздел 1 «Моя семья», раздел 2 «Мой город, дороже которого нет»; раздел 3 «Край родной на век любимый»; раздел 4 «Моя Россия - Родина моя»; раздел 5 «Дружная семья»; раздел 6 «Уроки мужества»; раздел 7 «Труд у нас всегда в почете»; раздел 8 «Герои - земляки»; раздел 9 «Никто не забыт, не что не забыто». Ведущей целью проектируемых заданий является формирование духовно - нравственных, патриотических основ личности по средствам изобразительной деятельности в условиях ДОУ. Комплекс занятий рассчитан на одни полный учебный год, который реализуется по разделам с тематическим делением.
После проведения комплекса занятий был проведен повторный (контрольный) этап опытно-поисковой работы, в ходе которого было установлено, что 75% (15 детей) имеют средний уровень развития после проведения комплекса занятий в изобразительной деятельности, а оставшаяся часть - 25% (5 детей) - высокий уровень. Низкий уровень развития патриотической воспитанности не представлен в выборке старших дошкольников после проведения комплекса заданий.
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей патриотического воспитания у старших дошкольников с применением изобразительной деятельности. Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере поведения, когда дети дают собственные суждения, с интересом относятся к обогащению художественного опыта по нравственно-патриотической тематике, выражают желание поддержании традиций и ценностей страны.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-
игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на
материале художественной культуры Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста
в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Спортивные игры и развлечения как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



