Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социальной
компетентности младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 15
1.3. Формы развития социальной компетентности младших
школьников во внеурочной деятельности 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности 35
2.1. Из опыта работы МАОУ СОШ №67 с углубленным
изучением отдельных предметов по развитию социальной
компетентности младших школьников во внеурочной деятельности 35
2.2. Комплекс мероприятий по развитию социальной
компетентности младших школьников во внеурочной деятельности 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 62
Актуальность темы исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др.. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Противоречие: между необходимостью развивать социальную
компетентность младших школьников и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности для решения этой проблемы.
Проблема исследования: как развить социальную компетентность младших школьников во внеурочной деятельности?
Тема исследования: «Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности будет способствовать реализация комплекса мероприятий, предусматривающая использование разнообразных форм работы (классные собрания, беседы, мастер-классы, игры, викторины, концерты, конкурсы, проектная деятельность, экскурсии).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Изучить понятие и структуру социальной компетентности.
3. Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Изучить опыт работы МАОУ СОШ №67 с углубленным изучением отдельных предметов по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение и сравнение, систематизация.
• эмпирические: анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенное теоретическое и эмпирическое изучение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет) позволило выявить, что на данном этапе развития происходит достаточно заметное формирование личности. Новообразованиями младшего школьника являются: механическая память, переход от непроизвольного внимания к произвольному, наглядно образное и словесно логическое мышление, развитие самоорганизации, освоение приемов планирования, развитие самооценки, возможность концентрироваться на неинтересных вещах.
У младших школьников формируются новые отношения со взрослыми и со сверстниками. Дети включаются в новый вид деятельности - учебную. Всё это сказывается на формировании отношений с людьми, формирует характер, способности учащихся.
2. Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность - знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
3. Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность - часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Изучение опыта работы МАОУ СОШ №67 с углубленным изучением отдельных предметов по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что работа по развитию социальной компетентности младших школьников происходит во внеурочное время. Учащиеся включаются в общественнополезную деятельность, участвуют в подготовке и проведении общешкольных дел, участвуют в конкурсах и соревнованиях, что способствует развитию навыков взаимодействия с окружающими.
Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 «А» класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
5. Разработка комплекса мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности была направлена на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова). Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир? М.: Московский департамент образования, 1995. 168 с.
2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013. 177 с.
3. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
4. Беляков Е. М., Воскресенская Н. М., Иоффе А. Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования, 2011. №3. С. 62-67.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 145 с.
6. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
7. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф., апрель 2014, Чита. Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 92-106.
8. Бодалева А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: КогитоЦентр, 2011.
9. Брудный А. А. Игра // Историческая психология и социология истории. 2011. №1. С. 210-219.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 2008. 4591 с.
11. Галакова О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. С. 131-137.
12. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М.: Владос-Пресс, 2002. 157 с.
13. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
14. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
15. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитание в современной школе: Учебник. М.: Просвещение, 2006. 208 с...