ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 7
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности занятий лепкой в развитии творческих
способностей у детей 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 27
2.1. Диагностическое исследование развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность: развитие творческих способностей у детей является приоритетной задачей человечества. В наше время изменения и новшества происходят во всех сферах жизнедеятельности, к ним ребёнку необходимо адаптироваться. Проблема актуальна не только для детей, но и для педагогов. В современном образовательном процессе педагог должен быть специалистом в любой образовательной области, владеющим процессом интеграции областей, применяющим обширные знания и высокий уровень творческого развития.
Развитие творческих способностей у дошкольников, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является важной задачей. Творческие личности являются двигателем человеческого прогресса. Поэтому развивать творческие способности детей дошкольного возраста - главная задача педагога [26].
Развитие творческих способностей дает большие возможности для раскрытия детского творчества во всех сферах деятельности детей. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности. Одной из таких деятельностей является лепка.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. С помощью лепки у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика. При передаче формы дошкольник работает руками, пальчиками благодаря этому развивается речь.
При развитии творческих способностей у дошкольников важно учитывать индивидуальные способности, сензитивность возраста. Поэтому необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, избегая шаблонности выполнения работы. С одной стороны педагог стремиться к тому, чтобы все дети выполнили работу, а с другой стороны пропадает творческий процесс при выполнении творческого продукта.
Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях лепкой.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: какие организационно - педагогические средства, используемые для обучения дошкольников лепке окажут эффективное влияние на развитие творческих способностей.
Еще одна проблема шаблонность выполнения работы. Педагог стремиться к тому, чтобы все дети выполнили работу. Поэтому творческий процесс чаще уходит за рамки педагогической организации процесса обучения.
Актуальность проблемы определила тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и на практике проверить эффективность занятий лепкой, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте;
3) выделить методы и приёмы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в лепке;
4) провести диагностическое исследование и выявить исходный уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс занятий направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в лепке.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев); теоретические положения о роли лепки в развитии творческих способностей ребенка (В.Б. Косминская, Е.П. Ильин, С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, И.А. Лыкова).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 55 города Екатеринбурга. Участвовали 20 детей подготовительной к школе группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании проведенной опытно-поисковой работы можно сделать вывод, что лепка является средством развития творческих способностей. С помощью лепки у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение использовать большое количество идей в воплощении своего образа (критерий: разработанность). Продуцирование большое количество идей (критерий: беглость). Разнообразие идей (критерий: сопротивление). Нестандартность мышления, не шаблонность (критерий: оригинальность).
Теоретические положения о роли лепке в развитии творческих способностей ребенка служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев); теоретические положения о роли лепке в развитии творческих способностей ребенка (Е.П. Ильин, С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.В. Кондратьева, Т. С. Комарова, В.С. Мухина).
На основании изученной литературы Л.С. Выготского, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова сделаем следующие выводы:
Способности - психологические, индивидуальные особенности человека, являющиеся условием выполнения продуктивной деятельности. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Творчество - деятельность дошкольника, в результате которой является творческий продукт, в которой ребенок создает оригинальное, новое. Реализует свой замысел, проявляет творческое воображение, самостоятельно воплощает свои идеи. Творчество это общественное явление, которое создает полезные ценности, удовлетворяет потребности, является концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью. В Философском энциклопедическом словаре творчество определяют как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее [60].
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «творческие способности», представляют
Творческие способности - это необходимый элемент творческой деятельности дошкольника, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
На основе анализа литературы и позиции автора, Е. Торренс нами выделены следующие критерии творческих способностей [25]:
Разработанность - тщательность разработки идеи по количеству деталей в образе;
Беглость - способность к порождению большего числа идей, выраженных в творческого продукта;
Сопротивление замыканию - отображает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею;
Оригинальность - редкость, нестандартность идеи, ее отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
Таким образом, мы выяснили, что старший дошкольный возраст ответственный этап детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Необходимо учитывать количество деталей используемых дошкольником в образе (критерий: разработанность). Использование большое количество идей в своей работе (критерий: беглость). Использование разнообразных идей в продуктах творчества (критерий: сопротивление). Использование нестандартных идей в продуктах творчества (критерий: оригинальность).
Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе развития творческих способностей огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников.
Работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников начинается еще с младшего дошкольного возраста и задача дошкольного образовательного учреждения продолжить работу по данному направлению. В связи с этим возникает потребность в поиске и внедрении в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения эффективных средств и методов развития творческих способностей у старших дошкольников.
Лепка в рамках продуктивной деятельности может стать решением задачи развития творческих способностей дошкольников. Она способствует развитию психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие, развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации дошкольников. Занятия лепкой позволяют нам развивать не только творческие способности, но и способствуют всестороннему развитию дошкольника.
Таким образом, можно сделать вывод, что лепка является средством развития творческих способностей. С помощью лепки у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение использовать большое
количество идей в воплощении своего образа (критерий: разработанность). Продуцирование большое количество идей (критерий: беглость).
Разнообразие идей (критерий: сопротивление). Нестандартность мышления, не шаблонность (критерий: оригинальность).
Сделаем следующий вывод, в ходе опытно-поисковой работы нами был разработан и проведён тематический план занятий, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач творческих способностей по лепке. В содержание комплекса занятий по лепке вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации лепки обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа лепки детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведенной работы автор пришел к выводу, что систематическая работа, проделанная в данном направлении приносит положительные результаты:
1. Дети стали более эмоциональные, творчески раскрепощенные;
2. Приобрели технические приемы лепки. Могут их свободно применять в самостоятельной лепке;
3. В выполнении изделий дошкольники действуют не по шаблону, работа отличается самостоятельным замыслом и оригинальностью.
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. - М. : Сфера, 2014. - 229 с.
2. Ашиков, В.С. Совместная творческая деятельность педагога и детей программе «Семицветик» [Текст] / В.С. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 38-45.
3. Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т.Н. Белова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 5. - С. 99-102.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М. : АСТ : Фолио, 2004. - 679 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] : монография / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 176 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности [Текст]
/ Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и
одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2013. - С. 165-187.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] :
учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия,
2002. - 320 с.
8. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Большая Рос. энцикл., 1998. - 1456 с.
9. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / И.С. Бухарова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 106 с.
10. Водинская, М.В. Развитие воображения ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М. С. Шапиро. - М. : Теревинф, 2013. - 48 с.
11. Выготский, Л. С. Творчество и его развитие в детском возрасте [Текст] // Л.С. Выготский. Соч.: - М. :Наука, 1982. - 455 с.
12. Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991 . - 287 с.
14. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
15. Дружинин В.Н. [Текст] / Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб. : Питер, 2008. - 365 с.
16. Дьяченко О. М. Особенности развития творческих способностей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С.46-51.
17. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
18. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 10. - С. 19-22.
19. Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. - 92 с.
20. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.
21. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.
21. Казакова, Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности [Текст] : (социал.-пед. аспект) : учеб. пособие /
Т.Г. Казакова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : Изд-во МГПИ, 1985. - 70 с.
22. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. - М. : Карапуз, 2013. - 192 с.
23. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
24. Карнаухова, Н.С. Художественный труд - как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Карнаухова. - URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac247.html(дата обращение: 11.03.2017).
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2005. - 416 с.
26. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
27. Кондратьева Н. В.Сущность понятия «творческие способности» // Кон-цепт. -2015. -No 09(сентябрь). [Электронный ресурс]:http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm.
28. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст] : кн. для учителя : из опыта работы / Н.М. Конышева. - М. : Просвещение, 1985. - 79 с.
29. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] : лаб. практикум : учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Б. Косминская. - М. : Просвещение, 1987. - 128 с.
30. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в школе [Текст] : учеб. пособие / В.С. Кузин. - М. : Просвещение, 1987. - 385 с.
31. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб. : Питер, 2012. - 267 с.
32. Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] А. Н.
Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:
Международная педагогическая академия, 2014. - С. 46-55.
33. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст] : пособие для педагогов- дефектологов / Т. В. Лусс. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 405 с.
34. Лук А.Н. Психология творчества [Текст] А.Н. Лук. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
35. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. - 143 с.
36. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : обзор программ дошкол. образования : справ. пособие для работников ДОУ, студентов пед. колледжей и вузов / И.А. Лыкова. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
37. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2016. - 582 с.
38. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] С.В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. - 2002. - № 5. - С.42-58.
39. Маяцкая, В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально
одаренного ребенка [Текст] / В.А. Маяцкая // Внешкольник. -
2033. - № 2. - С. 15-16.
40. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
41. Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] : практ. пособие / О.И. Мотков. - М. : Ин-т развития личности, 1993. - 131 с.
42. Мещереков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков. - М. : Олма - Пресс, 2004. - 598 с.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2000. - 456с.
44. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; председатель научно ред. совета В.С. Степин. - М. : Мысль, 2000-2001.
45. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 34-37.
46. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. - СПб. : Речь, 2006. - 220 с.
47. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азъ, 1997. - 928 с.
48. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В.В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. о-во России, 2006. - 608 с.
49. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. - М. : Большая Рос. энцикл.,
2003. - 528 с.
50. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] /
B. А. Петровский. - М. : Горбунок, 2013.- 199 с.
51. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Текст] Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии и творчества. - 2013. - №1. -
C. 3-25.
52. Пищикова, Н.С. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] : дидактич. игры в процессе изодеятельности / Н.С. Пищикова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С. 67-70.
53. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М., 1965. - С. 73-99.
54. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов ; отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М. : Наука, 1986. - 356 с.
55. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.М. Аллахвердов [и др.]; под ред. А.А. Крылова. - М. : Проспект, 2004. - 743 с.
56. Психология детства [Текст] : практикум. тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. - СПб. : прайм- ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. - 124 с.
57. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная [Текст] / Я.А. Пономарев [и др.] ; отв. ред. Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1990. - 223 с.
58. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7-8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
59. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова : гл. ред. В.Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993. - Т. 1. - 608 с.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн
- М. : Педагогика, 2009. - 786 с.
61. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Генезис, 2010. - 448 с.
62. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / А.И. Савенков ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2002 - 345 c. - URL :http://rl-online.ru/-info/authors/ 149.html.(дата обращения: 12.02.2016).
63. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду
[Текст] : пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. - М. : Просвещение, 1982. - 204 с.
64. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 576 с.
65. Создание интегрированного образовательного пространства для
развития детской одаренности: детский сад - школа - университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. - Томск : Томск. ЦНТИ, 2010. - Ч. 1 : Педагогика одаренности : осмысление
теоретических аспектов. - 267 с.
66. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих способностей старших дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук. - СПб. : - 2004. - 22 с.
67. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст] /Теплов Б.М. - М. : Просвещение, 2013. - 242 с.
68. Шадриков В.Д. Способности человека [Текст] /В.Д. Шадриков - Воронеж: Модэк, 2011. - 288 с.
69. Тест Кретивности Торренса [Электронный ресурс]: http:
psychok.net/2017/05/16/.
70. ФГОС ДО [Электронный ресурс] :https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
71. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс] : http://zakon-ob-obrazovanii.ru.