Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с младшими школьниками 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 7
1.2. Воспитательная работа: определение, направления, формы и
методы, показатели качества 16
1.3. Школа как субъект воспитания младших школьников: этапы
организации воспитательной работы 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации
воспитательной работы с младшими школьниками в школе на примере МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбурга 38
2.1. Опыт работы МАОУ лицей № 100 по организации
воспитательной работы с младшими школьниками 38
2.2. Анализ уровня воспитанности младших школьников как
показателя организации воспитательной работы 48
2.3. Рекомендации по организации воспитательной работы с
младшими школьниками в школе 61
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 78
Актуальность темы исследования. Приоритетная задача Российской Федерации - воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [57, с. 2].
В младшем школьном возрасте жизни ребенка характерна смена образа и стиля жизни. На смену игровой приходит новый вид деятельности - учебная деятельность. Помимо новых знаний и навыков, в школе ребенок приобретает и определенный социальный статус. Меняются интересы ребенка, ценности, весь уклад его жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. Поэтому так важно правильно организовать систему воспитания, чтобы максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка [30].
Кроме того, именно в этом возрасте происходит активное освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе - процесс социализации. Процессы воспитания и социализации ребенка происходят постоянно. Однако в рамках образовательного процесса наиболее продуктивно осуществлять их в свободное от обучения - внеурочное время.
Вопросами теории и методики организации воспитательной системы в начальной школе занимались педагоги:
- организации воспитательного процесса (В.А. Караковский [22]);
• идея личностно-ориентированного подхода в образовании (Б.Г. Ананьев [1], В.А. Сластенин [46], И. С. Якиманская [61]);
• психолого-педагогические положения о закономерностях духовного развития в младшем школьном возрасте (Л. С. Выготский [8], В. В. Зеньковский [21], Ж. Пиаже [40]).
Актуальность темы исследования определяется необходимостью организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе, учитывая «Стратегию развития воспитания до 2025 года», в которой рассматриваются такие направления как гражданское и патриотическое воспитание, духовно - нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание [53]. Так же, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования РФ предложены ориентиры воспитательной работы в начальной школе, которые представлены в виде «портрета выпускника начальной школы» и содержания личностных и метапредметных результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Кроме того в этом документе особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников, определено пространство и время в образовательном процессе и сказано, что «теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)» [58, с.1].
Все изложенное подтверждает актуальность темы исследования и обуславливает выбор его темы «Организация воспитательной работы с младшими школьниками в школе», проблема которого сформулирована следующим образом: как организовать воспитательную работу с младшими школьниками в школе?
Противоречие: с одной стороны, существует востребованность
организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе в соответствии с ФГОС НОО и «Стратегией развития воспитания до 2025 года», но с другой стороны этот процесс в настоящее время изучен не достаточно полно.
Объект исследования: процесс организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе.
Предмет исследования: содержание этапов организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать рекомендации по организации воспитательной работы с младшими школьниками в общеобразовательной организации .
Гипотеза исследования. Мы предположили, что организация воспитательной работы с младшими школьниками в школе должна в содержательном аспекте осуществляться с учетом: требований ФГОС НОО, положениями «Стратегии развития до 2025 года» и психолого - педагогической характеристики младшего школьного возраста, а в структурном - в соответствии со следующими этапами: планирование, реализация, руководство, контроль, анализ и оценка.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Дать определение понятию «воспитательная работа», охарактеризовав ее направления, формы и методы, а также показатели качества организации.
3. Проанализировать роль школы как субъекта воспитания младших школьников и охарактеризовать этапы организации воспитательной работы с младшими школьниками.
4. Проанализировать опыт работы МАОУ лицей № 100 города
Екатеринбурга по организации воспитательной работе с младшими школьниками.
5. Разработать рекомендации по организации воспитательной работы с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы и нормативных источников, эмпирические - методы опроса и анкетирование, контент-анализ и SWOT-анализ.
База исследования: МАОУ Лицей № 100г.Екатеринбурга (ул. Ильича, 64).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
По итогам проведенного теоретико -эмпирического изучения
организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе можно сделать следующие выводы:
1. Мы определили, что младший школьный возраст - период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
2. Воспитание - это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель воспитания - формирование и развитие, прежде всего Человека - творческого, самостоятельного, социально ответственного,
коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека - профессионала нового мышления.
Мы выяснили, что для организации воспитательной работы присущи такие цели:
• усвоение ребёнком социально значимых знаний (знаний основных норм и традиций того общества, в котором он живёт), это цели первого уровня;
• развитие его социально значимых отношений (позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые признаны ценностями в этом обществе), это цели второго уровня;
• приобретение им опыта социально значимого действия - это цели третьего уровня.
3. В организации воспитательной рабаты можно выделить такие этапы как: планирование, реализация, руководство, контроль, анализ и оценка. Заместитель директора по УВР и учитель начальных классов выполняют организацию воспитательной работы по данным этапам. Так же мы выяснили, что воспитание включает в себя такие направления как: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Форма воспитания неразрывно связана с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. Кметодам организации воспитательной работы относятся: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.
4. Анализ педагогического опыта МАОУ лицея №100 г.Екатеринбурга показал, что учителями проводится определённая работа для организации воспитательной работы.
В планах воспитательной работы предусмотрены традиционные формы и методы взаимодействия с детьми. В школе созданы условия для развития и социализации каждого ребенка в свободное от учёбы время. Теоретический анализ научной литературы и эмпирическое исследование подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу: правильно организованная педагогом воспитательная деятельность во внеурочное время положительно влияет на процесс социализации детей.
В первую очередь, помимо приобретения новых навыков и умений, в процессе внеурочных мероприятий ребенок раскрывается как личность, учиться работать в коллективе, что является важным фактором социализации личности.
5. Разработали рекомендации по организации воспитательной работы для младших школьников.
Данная рекомендация составлена с целью воспитания ребенка как личности, воспитания умения жить в коллективе и развитие индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка.
Содержание рекомендации составлено с учетом возраста детей, охватывает гражданско-правовое воспитание, формирование культуры поведения и умственного труда, санитарно-гигиенических навыков.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза в процессе работы была частично подтверждена. Организацией воспитательной работы является программа ориентации и интеграции усилий, реализующих ее людей, определяющая действия, которые нужно выполнить, чтобы получить желаемые результаты. Этапами организации воспитательной работы является: планирование, реализация, руководство, контроль, анализ и оценка.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Просвещение,
2013. 288 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 68 с.
3. Ахметова Д. З. Теория и методика воспитания. Казань: Познание, 2007. 184 с.
4. Болховитин С. М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Под ред. С. М. Болховитина, А. А. Огородникова // Нач. шк., 2008. № 2. С. 50-52.
5. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Под ред. Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. М.: Просвещение, 2011. 256 с.
6. Варнаков С. В. Формирование социальных представлений и понятий у ребенка-дошкольника как один из этапов его социализации/ Гуманизм и духовность в образовании: научные труды научно-практической конференции. Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2000. 300 с.
7. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. М.: 2003. 328 с.
9. Головнева Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной
отечественной педагогике // Педагогика. 2007. № 10. С. 38-47.
10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. 250 с.
11. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Под ред. Д. В. Григорьева, П. В. Степанова. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
12. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. № 3
4. 2002. С 14-19.
13. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 300 с.
14. Дереклеева Н. И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 511 классы. М.: 2006. 352 с.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 248 с...