Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития речи старших дошкольников

Работа №98331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1.Особенности психомоторного и речевого развития у детей дошкольного возраста 7
1.2. Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Понятие о логоритмике 24
ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ 35
2.1. Характеристика методик по выявлению особенностей психомоторики детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Результаты опытно - поискового исследования 44
2.3. Методические рекомендации для развития речи старших дошкольников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


В системе становления личности дошкольника особенное пространство занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие дошкольника сильно связано с интеллектуальным и психическим воспитанием. Делая упор на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи принципиально выявить в дошкольном возрасте, для того что бы своевременно начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
В данное время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. У дошкольников отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они практически не используют прилагательные, наречия, допускают ошибки в словообразовании и Немаловажные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико¬грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного образовательного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
В реальное время, классические общепринятые психолого¬педагогические методы во многих случаях, прекратили приносить желаемые результаты и в процессе воспитания и обучения, и в процессе направленной коррекции.
Попытки внедрять разные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы непосредственной образовательной деятельности, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика считается доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В данной связи разработка оптимальных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей , требующей своего решения.
Цель исследования: на основе анализа, условия развития речи детей старшего дошкольного возраста, разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников, с использованием логоритмики.
Объект исследования: речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Педагогические условия для развития речи старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отобрать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить необходимость включения логоритмических занятий в систему педагогического образования;
4. Определить основные направления логоритмического влияния и их содержание.
5. Разработать методические рекомендации для развития речи старших дошкольников с помощью педагогических условий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, анализ деятельности старших дошкольников, наблюдение, статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития речи старших дошкольников, также в том, что материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОУ в их деятельности.
База исследования: МАДОУ №17 «Земляничка»
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение теоретических аспектов развития моторной сферы у старших дошкольников обнаруживает, что данная проблема представляет большой интерес для физиологов, психологов и педагогов, так как движения всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Анализ литературы показывает, что в отечественной литературе накоплен достаточно обширный теоретический, практический и методический материал, касающийся вопросов изучения и развития дошкольников, как при нормальном ходе развития, так и при дизонтогенезе.
Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно утверждать, что двигательная и речевая функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.
Изучение детской речи и процесса формирования моторики имеет большое значение в связи с тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и движения.
У детей экспериментальной группы, речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Двигательная сфера старших дошкольников характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонентов.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста и средствами логопедической ритмики. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого¬педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и психомоторики дошкольников и влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики детей дошкольного возраста.
Развитие психомоторики и речи у детей из экспериментальной группы идет значительно медленнее, чем у детей из контрольной группы, и имеет особенности, поэтому развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых процессов и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.
Так же анализ психолого-педагогической литературы показал, что: в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста нужно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического взаимодействия являются:
1) развитие слухового внимания и фонематического слуха;
2) развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
3) развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
4) воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
5) воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
6) развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
7) формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
8) формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, должны предъявлятся определенные требования:
- занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей;
- занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;
- в сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Таким образом, цель и поставленные задачи выпускной квалификационной работы достигнуты, результаты апробированы.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр"Академия", 1997
Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М., 1979. -369 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 1999. -- 272 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.- М.,2006. -384с.
4. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Лодыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет. - М.,1969. -175с.
5. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе // Вопросы логопедии. - М., 1978. - 209с.
6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г.В. Волковой. - СПб.,2005. -186с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. - М.,1977. -206с.
7. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы психологии. - 1973. - 278с.
8. Белякова Л.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. - М.,1991. -596с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. - М.,1990. -389с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
11. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. - Л.,1999. -254с.
12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.,2004. -248с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984
14. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,1995. -76с.
15. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. - М.,2006. -89с.
16. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. - Иркутск.,2002. -207с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ