ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1.Особенности психомоторного и речевого развития у детей дошкольного возраста 7
1.2. Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Понятие о логоритмике 24
ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ 35
2.1. Характеристика методик по выявлению особенностей психомоторики детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Результаты опытно - поискового исследования 44
2.3. Методические рекомендации для развития речи старших дошкольников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
В системе становления личности дошкольника особенное пространство занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие дошкольника сильно связано с интеллектуальным и психическим воспитанием. Делая упор на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи принципиально выявить в дошкольном возрасте, для того что бы своевременно начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
В данное время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. У дошкольников отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они практически не используют прилагательные, наречия, допускают ошибки в словообразовании и Немаловажные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико¬грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного образовательного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
В реальное время, классические общепринятые психолого¬педагогические методы во многих случаях, прекратили приносить желаемые результаты и в процессе воспитания и обучения, и в процессе направленной коррекции.
Попытки внедрять разные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы непосредственной образовательной деятельности, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика считается доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В данной связи разработка оптимальных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей , требующей своего решения.
Цель исследования: на основе анализа, условия развития речи детей старшего дошкольного возраста, разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников, с использованием логоритмики.
Объект исследования: речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Педагогические условия для развития речи старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отобрать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить необходимость включения логоритмических занятий в систему педагогического образования;
4. Определить основные направления логоритмического влияния и их содержание.
5. Разработать методические рекомендации для развития речи старших дошкольников с помощью педагогических условий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, анализ деятельности старших дошкольников, наблюдение, статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития речи старших дошкольников, также в том, что материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОУ в их деятельности.
База исследования: МАДОУ №17 «Земляничка»
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Изучение теоретических аспектов развития моторной сферы у старших дошкольников обнаруживает, что данная проблема представляет большой интерес для физиологов, психологов и педагогов, так как движения всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Анализ литературы показывает, что в отечественной литературе накоплен достаточно обширный теоретический, практический и методический материал, касающийся вопросов изучения и развития дошкольников, как при нормальном ходе развития, так и при дизонтогенезе.
Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно утверждать, что двигательная и речевая функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.
Изучение детской речи и процесса формирования моторики имеет большое значение в связи с тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и движения.
У детей экспериментальной группы, речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Двигательная сфера старших дошкольников характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонентов.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста и средствами логопедической ритмики. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого¬педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и психомоторики дошкольников и влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики детей дошкольного возраста.
Развитие психомоторики и речи у детей из экспериментальной группы идет значительно медленнее, чем у детей из контрольной группы, и имеет особенности, поэтому развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых процессов и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.
Так же анализ психолого-педагогической литературы показал, что: в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста нужно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического взаимодействия являются:
1) развитие слухового внимания и фонематического слуха;
2) развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
3) развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
4) воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
5) воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
6) развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
7) формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
8) формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, должны предъявлятся определенные требования:
- занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей;
- занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;
- в сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Таким образом, цель и поставленные задачи выпускной квалификационной работы достигнуты, результаты апробированы.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр"Академия", 1997
Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М., 1979. -369 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 1999. -- 272 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.- М.,2006. -384с.
4. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Лодыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет. - М.,1969. -175с.
5. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе // Вопросы логопедии. - М., 1978. - 209с.
6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г.В. Волковой. - СПб.,2005. -186с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. - М.,1977. -206с.
7. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы психологии. - 1973. - 278с.
8. Белякова Л.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. - М.,1991. -596с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. - М.,1990. -389с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
11. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. - Л.,1999. -254с.
12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.,2004. -248с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984
14. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,1995. -76с.
15. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. - М.,2006. -89с.
16. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. - Иркутск.,2002. -207с.
...