Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль государственных СМИ в политике как тема курса обществознания в школе

Работа №98322

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

обществознание

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ 6
1.1 Основные теории массовой коммуникации 6
1.2 Функции СМИ 11
1.3. СМИ как инструмент освещения внешней политики государства 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АВТОРОВ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 24
ГЛАВА 3. ОСВЕЩЕНИЕ РОССИЙСКИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКАНАЛАМИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА УКРАИНЕ 2013-2018 ГГ 35
3.1 Инструментарий эмпирического исследования освещения внешней политики России в рамках политического кризиса на Украине в
телепередачах российских федеральных телеканалов 35
3.2 Интерпретация результатов эмпирического исследования. Характеристика внешней политики России в рамках политического кризиса
на Украине 2013-2018 годов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение 1 56
Приложение 2 62
Приложение 3 63
Приложение 4 65

Выбор нами данной темы обусловлен, с одной стороны, ее актуальностью, а с другой - отсутствием реакции на это со стороны не только исследователей, но и авторов учебных пособий - так, можно заметить, что при переиздании учебников формулировки и подходы к рассмотрению роли СМИ в политической системе существенно не меняются, несмотря на развитие средств массовых коммуникаций.
Однако потребность в изучении СМИ и их влияния на политическую систему с каждым десятилетием возрастает в связи с изменением средств коммуникаций, появлением новых способов получения информации и существенной трансформацией старых.
Речь идет в первую очередь о развитии интернет-технологий и усовершенствовании способов передачи данных по телевидению.
Обратной стороной положительного, казалось бы, процесса постоянной модернизации медиа является использование технологий в манипулятивных целях. Это особенно актуально в период геополитических конфликтов, ставших следствием нарастания противоречий в начале 2000-х годов, когда руководством отдельных государств были предприняты попытки пересмотра однополярности международных отношений, установившейся после развала Советского Союза.
Современные конфликты чаще предполагают не вооруженное противостояние, а информационное. Последнее характеризуется тем, что главным орудием избираются как раз средства массовой информации, в качестве главной цели - общественное сознание. Сегодня именно от завоевания общественного мнения путем грамотного внедрения в него идей, ценностных установок зависит успех в крупных геополитических (и не только) конфликтах.
Изучая информационный контент СМИ, исследователь может зафиксировать тот или иной идейный дискурс, присутствующий в поле внимания средств массовой информации, способный влиять на мнение и поведение людей (более того, ориентированный главным образом на это), что позволит в дальнейшем сделать прогноз относительно развития событий в какой-либо сфере жизни общества или выработать рекомендации по повышению эффективности конструирования образов реальности1.
Забегая вперед, отметим, что в основу исследовательской части данной работы мы заложили изучение влияния на общественное мнение контента, производимого федеральными телеканалами.
Это обусловлено тем, что в современных условиях внедрение идей и ценностных установок в массовое сознание происходит во многом за счет их подачи с экранов телевизоров. Это объясняется наибольшей популярностью именно этого канала коммуникации, несмотря на явное усиление позиций интернета2.
В своей работе мы решили обратиться к информации, преподносимой государственными телеканалами. Объяснение этому так же лежит на поверхности. Как показывают исследования, наибольшим доверием и вниманием респондентов пользуются крупнейшие государственные телеканалы - «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ»3. Они являются связующими в процессе транслирования образов реальности от адресанта (государства) к адресанту (рядовому гражданину).
Мы будем исследовать информационно-аналитические выпуски на данных телеканалах ввиду популярности именно этого формата, что показывают не только опросы, но и еженедельный рейтинг телепередач Mediascope.
Цель работы - охарактеризовать освещение роли государственных СМИ в политике как тему курса обществознания.
Цель предполагает решение следующих задач:
• Охарактеризовать феномен государственных средств массовой информации как объекта политической и обществоведческой наук;
• Описать основные приемы освещения государственной политики в СМИ;
• Изучить содержание и характер информации, преподносимой российскими федеральными телеканалами о событиях политического кризиса на Украине;
Объектом исследования являются государственные средства массовой информации.
Предметом исследования является роль государственных средств массовой информации в политике как предмет интереса академических исследователей и авторов школьных учебных пособий по обществознанию.
При написании данной исследовательской работы были использованы следующие общенаучные методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, теоретическое изучение статей, научных трудов, учебных пособий, интернет- ресурсов и социологических исследований по интересующим нас вопросам.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды по изучению массовой коммуникаций, в том числе труды классиков теории массовой коммуникации таких как Г. Лассуэлл, Д. Шоу, М. МакКомбс, М. МакЛюэн, П. Лазерфельд, У. Шрамм, а также работы ряда современных исследователей по изучению средств массовой информации и коммуникации: Д. Брайант С. Томпсон, Е.Г. Дьяковой, М.М. Назарова, Т.А. Квашиной. Помимо этого, нами были рассмотрены материалы учебников по обществознанию для учеников 11 классов под редакциями Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Эмпирическую базу работы составляют результаты контент- аналитического исследования сюжетов новостных выпусков российских федеральных телеканалов, касающихся событий политического кризиса на Украине 2013-2018 гг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Импульсом к написанию данной работы стала неопределенность относительно подходов к изучению принципов функционирования СМИ как инструмента позиционирования российских органов государственной власти, а также недостаточное, по нашему мнению, внимание авторов школьных учебных пособий по обществознанию к проблеме функционирования (в том числе государственных) СМИ в политическом поле.
Сегодня СМИ, будучи одним из самых доступных и широко распространенных источников получения новых знаний о событиях в стране и мире, являются одним из важнейших социальных институтов. Также СМИ сегодня - это один из инструментов манипуляции общественным сознанием: через СМИ заинтересованный группы могут навязывать массовой аудитории различные точки зрения, формировать образы и представления о социальной реальности в нашем сознании.
Учитывая это, можно судить о том, что СМИ могут использоваться для формирования определенного имиджа государства и проводимой им политики в информационном пространстве. Так, в своем исследовании мы сделали попытку установить, какой образ внешней политики России на украинском направлении пытаются сконструировать в сознании аудитории государственные средства массовой информации (а именно телеканалы).
В первой части работы мы представили основные концепции изучения специфики функционирования средств массовой информации в политическом поле, конкретные приемы, посредством которых политические акторы через СМИ достигают своих целей. Мы условились понимать СМИ как институт, конструирующий социальную реальность, создающий определенное отношение к образу государства на мировой арене.
Мы просмотрели историю формирования представлений о СМИ: от простого инструмента пропаганды, влиянию которого аудитория не способна противостоять, до сложно структурированной системы, которая не только влияет на аудиторию, но и сама зависит от нее. Кроме того, мы рассмотрели функции СМИ, которые четко показывают, насколько сегодня широко влияние СМИ и как глубоко они проникли в нашу повседневную жизнь. Этот анализ показал, что СМИ - это сложная многофункциональная система, имеющая широкий потенциал для исследования, особенно для исследований в области манипулирования общественным мнением.
Также мы обратили внимание на приемы освещения внешней политики России в СМИ и выделили три категории таких приемов:
— Позиционирование на основе территориального аспекта
— Семантическое манипулирование
— Мифотворчество
В основу второй главы лег анализ содержания учебников обществознания в части освещения их авторами места СМИ (в том числе государственных) в политическом поле. По итогам анализа нами были сделаны выводы о том, что:
• Авторы учебных пособий сходятся во мнении о первенствующей роли телевидения в политическом пространстве ввиду технических преимуществ этого средства коммуникации.
• Авторы учебников допускают, что средства массовой информации могут использоваться политическими акторами как инструмент манипуляции массовым сознанием.
• Роль СМИ в политике описывается преимущественно через призму электоральных процессов.
Описанные главным образом в первой главе теоретические положения заложили концептуальную базу эмпирического исследования и позволили обратиться непосредственно к специфике функционирования российских СМИ. Фактической целью эмпирического анализа было составление характеристики освещения внешней политики России в новостных лентах государственных средств массовой информации, что мы и постарались сделать в ходе проведения исследования. Его объектом явились российские государственные средства массовой информации, а именно три федеральных телеканала, пользующиеся наибольшей популярности у аудитории - «Первый канал», «Россия 1» и НТВ.
В рамках исследования нами было выделено 4 подкатегории, которые являлись конструктом возможного образа России во внешней политики, создаваемого государственными СМИ:
• «Россия - Союзник и Защитник».
• «Россия - посредник в решении трудных вопросов на мировой арене».
• «Россия - жертва обстоятельств».
• «Россия - агрессор».
В ходе исследования нами было выявлено, что в основном освещение происходит через индикаторы, соответствовавшие образу России как союзника и защитника. Данная подкатегория, как правило, была выражена индикаторами «сотрудничество», «партнерство», «право», «защита», «договор» и «борьба с терроризмом».
На основе данных индикаторов конструируется образ России как сильного государства, открытого к сотрудничеству, но при этом готового отстаивать свои интересы и защищать права своих граждан. На второе место по распространенности вышла подкатегория «Россия - посредник в решении трудных вопросов на мировой арене», которая наиболее часто выражалась через индикаторы «прекращение», «посредник», «диалог», «мир», «урегулирование». Как нам кажется, данный образ является дополняющей частью первого, в связи с тем, что указанные индикаторы формируют образ России как посредника желающего мирного урегулирование конфликта, как посредника, который ищет пути решения кризиса с помощью диалога, а не войны. На последнее место по распространенности попала подкатегория «Россия - агрессор», исходя из этого мы сделали вывод о том, что российские государственные СМИ не используют риторику агрессии в освещении внешней политики России, если того не требуют особые обстоятельства. Но даже при использовании риторики агрессии мы можем зафиксировать, что она идет не на вред образу России как союзника и защитника, а скорее в поддержку данного образа.
Подкатегория «Россия - жертва обстоятельств», по распространенности вышла на 3-е место. И как нам кажется, российские государственные СМИ не ставят перед собой целью выставить Россию как жертву. Данная подкатегория получила широкую распространённость благодаря индикатору «ввод санкций», которые за период с 2014-го по конец 2017 года очень массированно освещались СМИ, но при этом СМИ не просто говорили о санкциях, они не забывали упоминать и о контрмерах (индикатор «контрмер» один из распространенных индикаторов данной подкатегории), которые применила Россия, что уменьшает ощущение России как жертвы.
Добавим также: нами была замечена особенность того как, возможно, происходит укрепление образа России как союзника и защитника: когда увеличивается частота упоминания таких индикаторов как «ввод санкций», «отказ от сотрудничества», то СМИ начинают массированно использовать противоположные индикаторы как «сотрудничество», «договор» и т.п., и количественно риторика «союзника» перекрывает риторику «жертвы», которая появляется в силу выполнения СМИ своей информационной функции. В гипотезе своего исследования мы делали ставку на то, что образ России как посредника превалирует в государственных средствах массовой информации, но гипотеза не подтвердилась. Проведенный анализ показал , что Россия во внешней политике на украинском направлении позиционируется как сильное государство, открытое к сотрудничеству и диалогу, несмотря угрозы и вызовы современности.
Ценность проведенного нами эмпирического анализа заключается, помимо прочего, в том, что на примере того, как и за счет чего конструировался образ внешней политики России на украинском
направлении, можно объяснять ученикам 10-11 классов особенности функционирования средств массовой информации в политическом поле.


1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О
средствах массовой информации»// Консультант Плюс
(дата обращения 12.03.2017).
2. Акимова И. А. Средства массовой информации как фактор формирования идентичности личности в современном обществе // Сервис. - 2009. - №1. - С. 10-14.
3. Алексеев Д. Ю., Васильева Т. А., Нечай Е. Е. Некоторые особенности политического процесса на Украине //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №. 7. - С. 39-44.
4. Аристотель Политика / Сочинения в четырех томах / пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской, М.Л. Гаспарова, С.А. Жебелева, Т.А. Миллер. М. 1984. - 830 с.
5. Бармак Б., Попловская Н.В. К вопросу о трансформации функций электронных СМИ в современном обществе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2014. № 3 (33). С. 29-31.
6. Бернайс Э. Конструирование социальной реальности. - 2008.
7. Бернейс Э. Пропаганда /Пер. с англ.: И. Ющенко //М.: Hippo Publishing. - 2010. - 281 с.
8. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов,
А. Ю. Лазебникова и др. - 8-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
9. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 классов
общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2008. - 415 с.
10. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л. Н.
Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев - 2-е изд. - М.: Просвещение,
2006. - 349 с.
11. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 281 с.
12. Боков М. Б. Коммуникативная функция СМИ // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №5. - С. 31-52.
13. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ/Пер. с анг.
B. В. Кулебы Я.А. Лебеденка. М., 2004. - 432 с.
14. Бударина К.А. Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №3. - C. 82-88.
15. Бурдье П. О телевидение и журналистике/Пер. с фр. Т.А. Анисимовой, Ю.В. Марковой. М., 2002. - 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ