Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реформы избирательного законодательства как фактор деятельности политических партий в регионе

Работа №98307

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТИЙНОЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ 7
1.1 Понятие политических партий, их функции и типы. Партийные системы:
типология, факторы становления и развития 7
1.2 Взаимодействие партийных и избирательных систем: теоретические
подходы 17
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТИЙНОЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ
ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 24
2.1 Становления партийной системы РФ под влиянием реформ
избирательного законодательства 1993-2003 годов 24
2.2 Трансформация партийной системы РФ в контексте парламентских
выборов 2007 - 2016 годов 36
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ 45
3.1 Развитие партийной системы Свердловской области 45
3.2 Развитие партийной системы Свердловской области под действием
реформ Избирательного законодательства РФ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77

Одно из главных мест среди составляющих демократии выделяется институту выборов, который является главным механизмом легитимизации власти, накопления и выделения интересов различных социальных групп, а также разрешения социальных разногласий в обществе. Избирательные системы способны оказывать на политический процесс значительное направленное влияние. Например, известно, что ряд пропорциональных избирательных систем существенно стимулирует формирование фрагментарной партийной системы, а применение мажоритарных систем упрощает региональным политическим элитам участие в политике на национальном уровне. Все перечисленное, а также тот факт, что избирательная система Российской Федерации находится в процессе постоянной реформации, делает данную тему актуальной.
Избирательная система - механизм, использование которого дает возможность изменять, как в лучшую, так и в худшую сторону, политическую систему общества. В контексте данного исследования необходимо выделить именно влияние избирательной системы на структурирование политической власти, распределение мест в парламенте, изменение соотношения сил между партиями. Проблематика исследования исходит из возможного использования вышеуказанного политического института для достижения конкретных целей и звучит следующим образом - расхождение мотивов реформирования избирательной системы и итогов, которые были достигнуты в результате выборов. Создание института политических партий - важнейшее условие демократизации политической жизни в России, поскольку именно монопольное положение одной партии, категорически исключавшей какое-либо соперничество, сыграло весьма отрицательную роль в истории всего государства. Собственный опыт политической жизни страны показал, что в России основой развития демократии, гражданского общества и правового государства должна стала многопартийность. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием и деятельностью политических партий, является важной темой для обсуждения.
Объектом исследования является партийная система Российской Федерации. Предмет - влияние избирательной системы на деятельность политических партий.
Цель нашего исследования - выявить основные направления развития партийной системы и политических партий под влиянием изменения избирательного законодательства.
При реализации цели будут решены следующие задачи:
1. Определить основные избирательные циклы и наметить основные направления реформ избирательного законодательства, напрямую влияющие на партийную систему
2. Определить основные этапы реформирования избирательного законодательства в период с 1991 по 2018 года
3. Выделить основные реформы избирательного законодательства и сопоставить их с деятельностью политических партий на каждом выделенном этапе
4. Оценить степень сформированности партийной системы
Российской Федерации и Свердловской области.
5. Выявить зависимость деятельности политических партий в Свердловской области от реформ избирательного законодательства
Основы теоретического изучения проблематики взаимодействия избирательных и партийных систем были заложены М. Дюверже в 1945 году, в сформулированных им законах взаимодействия электоральных и партийных систем. В последующем, Д. Рае, У. Райкер и М. Уоллерстайн расширили спектр взаимодействия, а также пришли к выводу, что взаимосвязь между электоральными и партийными системами выяснена недостаточно.
Помимо вышеуказанных авторов, при подготовке теоретической базы нашего исследования, были использованы работы М. Вебера, Дж. Лаполамбары, Дж. Сартори, Р. Таагеперы, М.С. Шугарта и др.
Различные аспекты развития российских партий получили отражение в работах современных российских ученых. Виноградов В.Д., Евдокимов В.Б., Заславский С.Е.,
Тимошенко В.И., Шмачкова Т.В., Краснов Б.И. и др., исследуют структурирование партийной системы, формирование механизмов взаимодействия партий и властных структур на различных уровнях; методологические аспекты исследования партий в контексте политической жизни общества рассматриваются в работах Кулика А.Н., Кривушина Л.Т., Смирнова В.В., Панарина A.C., Пугачева В.П.; Дилигенский
Г.Г., Краснов Б.И., Фарукшин М.Х. и др. занимаются вопросами взаимодействия партий и государства; бесспорный интерес представляют работы Авакьяна С.А., Автономова A.C., Майорова А.Г., Юдина Ю.А. и др., рассматривающих политико-правовые аспекты функционирования партий; исследования Белова Г.А., Гаджиева К.С., Пенькова В.Ф., Соловьева А.И. и др. посвящены проблемам отражения деятельности партий в общественном сознании; вопросы участия партий в избирательных кампаниях рассматриваются в работах Голосова Г.В., Гельмана В.Я., Журавлева А.Н. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что путем теоретического анализа и эмпирического исследования будут выведены закономерности развития партийной системы под действием реформ избирательного законодательства. Будет дана оценка зависимости многопартийности от конкретных реформ избирательного законодательства.
В первой главе нашего исследования рассмотрены теоретические основания изучения политических партий и избирательных систем. Также затронуто теоретическое обоснование зависимости партийных систем от избирательных систем.
Вторая глава посвящена процессу становления и развития отечественной партийной системе. Определены основные этапы реформирования избирательного законодательства, оказавшие наибольшее влияние на развитие российской многопартийности.
В третьей главе изучается региональный путь формирования партийной системы на примере Свердловской области. Дается оценка этапам перехода от системы с региональными политическими движениями к системе-репрезентации общефедеральной расстановки партийных сил.
Дополнительно в третьей главе проведена интерпретация практического исследования. На основе проведенного цикла интервью сформулированы выводы, касающиеся реальной ситуации и дальнейших перспектив развития отечественной многопартийности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление избирательной системы и развитие многопартийности в современной России берет начало в позднесоветский период с существования политических клубов и общественных движений, по сути являвшихся протопартиями.
В качестве типа избирательной системы была определена смешанная мажоритарно-пропорциональная. В соответствии с Положением о выборах кандидаты в состав нового двухпалатного парламента, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями, а списки кандидатов по общефедеральному избирательному округу только избирательными объединениями. При этом избирательными объединениями признавались общефедеральные партии и политические движения, устав которых был зарегистрирован Министерством юстиции и предполагал участие в выборах. Уникальность ситуации заключалась и в том, что основы новой российской государственности формировались с помощью демократических избирательных механизмов и процедур, при этом система избирательных комиссий их полномочия и правовая база учредительных выборов создавались «на ходу».
Для партий и избирательных объединений был введен 5% заградительный барьер по пропорциональной компоненте избирательной системы.
Именно смешанная избирательная система позволяла в максимальной степени обеспечить представительство всем политическим акторам в парламенте и явилась одним из основных консолидирующих (в определенной степени) факторов общественной жизни.
Правом участия в учредительных выборах обладало 21 политическое объединение. 8 избирательных объединений преодолели 5% барьер и образовали фракции в Государственной Думе.
Одновременно с парламентскими выборами проводился референдум о принятии Конституции Российской Федерации.
Конституция закрепила норму о периодичности проведения выборов, ввиду чего выборы в парламент второго созыва проходили в установленные сроки и предвыборная кампания партий и объединения приобрела характер полноценной. При этом был учтен опыт предыдущей избирательной кампании, когда из-за скоротечности многие вопросы приходилось решать без структурной проработки.
Преемственность избирательной системы по отношении к выборам 1993 года вполне объяснима наличием «укоренившейся привычки» действовать с позиции рационального консерватизма, а с другой стороны, тем, что прошедшие выборы позволили «обкатать» многие демократические процедуры. Например, положительным образом был воспринят в обществе такой важный элемент системы, как применение смешанной системы выборов. Одной из примечательных особенностей кампании по выборам депутатов Госдумы явилось образование единой системы избирательных комиссий.
Центральной избирательной комиссией было зарегистрировано 43 списка избирательных объединений и блоков.
Вместе с тем, результаты парламентских выборов выявили и негативный аспект функционирования смешанной избирательной системы. Так, к примеру из 43 участников парламентской кампании только 4 преодолели 5% заградительный барьер, получив общей сложности 50,5% голосов. Соответственно 39 избирательных объединений и половина избирателей не были представлена в парламенте.
После назначения Председателем Правительства, а в последующем и избиранием на пост Президента В. Путина направлением внутренней политики государства явилось построение «вертикали власти», что, по нашему мнению, отвечало насущным потребностям страны и препятствовало развитию децентрализационных процессов.
В контексте данных преобразований были внесены поправки в действующее избирательное законодательство, прежде всего, направленные на оптимизацию избирательного процесса. Наиболее важным нормативно- правовым документом явилось принятие Федерального закона «О политических партиях». Данный закон вводил обязательные нормы по численности политической партии, организационной и финансовой подконтрольности, право участия в выборах закреплялось только за политическими партиями, вводился запрет на существование и создание региональных партийных организаций Данные новеллы, безусловно, оказали позитивное воздействие на дальнейшую «партизацию» страны.
В 2005 году поправками в избирательное законодательство был осуществлен переход к полностью пропорциональной системе на парламентских выборах, переход от смешанной к пропорциональной системе вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе. Также был повышен заградительный барьер для прохождения в парламент до 7%.
По мнении одних, такой переход оправдан и будет способствовать развитию партий, их консолидации и укреплению их роли в общественной и государственной жизни, по мнении других это «шаг назад» и «прямой обман» избирателя, т.к. такая система позволяет партиям провести в Думу «нужных людей» зависимых в первую очередь не от избирателей, а от руководства партии.
Следует признать, что каждый тип избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки.
Классическая пропорциональная система имеет ряд характерных недостатков, среди которых: большое количество баллотирующихся партий; образование множества мелких политических групп в парламенте; блокирование, даже с использованием заградительного барьера, искажает представительность в законодательном органе; ущемляются пассивные избирательные права беспартийных граждан; партийный список ущемляет региональные интересы.
Поправками в российское избирательное законодательство данные недостатки были успешно нивелированы: за счет введения требований к численности политических партий, разбивкой федерального списка кандидатов на региональные группы, политические партии обязаны рассматривать предложенную им кандидатуру беспартийного гражданина для включения в федеральный список кандидатов.
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва проходила в соответствии с вышеописанными нововведениями. Результаты избирательной кампании были вполне предсказуемыми. Подавляющее большинство избирателей отдали свой голос за «Единую Россию». Помимо «Единой России» парламентские фракции сформировали ветераны избирательных кампаний - Коммунистическая партия и Либерально-демократическая партия, а также «Справедливая Россия», образованная в 2006 году на основе объединения левых политических сил - партии «Родина», Российской партии жизни и Российской партии пенсионеров.
Определенную озабоченность, в ходе проведения избирательной кампании, вызывает практически повсеместное использование «административного ресурса», неравноценный для всех участников доступ к средствам массовой информации, фальсификация итогов голосования.
Несмотря на то, что по итогам преобразований политических партий в партийной системе России стало меньше, доля граждан, вовлеченных в их деятельность, увеличилась. Динамика политического процесса стимулирует создание новых партийных проектов, в связи с чем в законодательство были внесены изменения, облегчающие процесс образования политических партий.
«Единая Россия» по итогам парламентских выборов 2007 года получила квалифицированное большинство в парламенте и практически во всех законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, «Единая Россия» из административной «партии власти» должна трансформироваться в классическую доминантную партию, способную формировать правительство и исполнять присущие партии функциональные обязанности.
Совершенно очевидно, что модернизационное развитие России немыслимо без создания эффективной партийной системы. И формирование такой партийной системы должно и может происходить «изнутри».
В каком направлении будет развиваться партийная система?
Ответ на поставленный вопрос — дискуссионный. Многое будет зависеть от позиции федеральной власти и не в последнюю очередь будут иметь значение политическая культура и электоральное поведение граждан, а также как внешнеполитические факторы, так и экономические стимулы.
Без эффективной партийной системы велика вероятность процессов деградации России, как общества, так и экономики и как следствие снижение общего рейтинга конкурентоспособности в современном постиндустриальном мире.


1. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_6932 (дата обращения: 17.01.2016).
2. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16172 (дата обращения: 19.01.2016).
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/180611 (дата обращения: 22.01.2016).
4. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О политических партиях"// Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459 (дата обращения: 26.01.2016).
5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Консультант плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119 (дата обращения: 16.02.2016).
6. Федеральный закон от 02 апреля 2012 № 28-ФЗ (ред. от
23.05.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_127961 (дата обращения: 18.02.2016).
7. Федеральный закон от 22 февраля 2014 № 20-ФЗ (ред. от
09.03.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения: 20.02.2016).
8. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной
конституционной реформе в Российской Федерации".
// URL: http://kremlin.ru/acts/bank/4364 (дата обращения: 22.01.2017).
9. Указ Президента РФ от 1 октября 1993 № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходный период» // Консультант плюс. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2564/
(дата обращения: 13.03.2017)
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // Российская газета - Федеральный выпуск №4353 // URL: https://rg.ru/2007/04/27/poslanie.html (дата обращения: 12.09.2017).
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской
Федерации от 12 ноября 2009 // Консультант Плюс . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93657/#dst0 (дата
обращения: 1.03.2017).
12. Бюллетень ЦИК РФ. 1994. №1 (12). 111 с. // URL: http://www.vibo ry.ru/Publikat/PES/tabl-2-1.htm (дата обращения: 22.01.2017).
13. Вестник ЦИК РФ. 2000. № 14 // URL:
http://cikrf.ru/about/library/vestnik/archive.php (дата обращения: 22.01.2017).
14. Вестник ЦИК РФ. 2004. № 5. // URL:
http://cikrf.ru/about/library/vestnik/archive.php (дата обращения: 22.01.2017).
15. Всероссийский опрос Фонда «Общественное мнение» от 25
августа 2001 г., 1500 респондентов в 100 населённых пунктах в 43 субъектах РФ, статистическая погрешность не более 3,6%. // URL: http://fom.ru (дата
обращения: 13.02.2017)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ