Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разговорная речь как разновидность литературного языка

Работа №98298

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникем в лингвистической науке 6
1.1. Разговорная речь как разновидность литературного языка 6
1.2. Теоретические аспекты изучения коммуникем в лингвистической
науке 8
1.3. Особенности коммуникем как типа синтаксической конструкции 12
1.4. Семантическая и структурная классификация коммуникем 15
1.4.1. Семантическая классификация коммуникем 16
1.4.2. Структурная классификация коммуникем 21
1.5. Место коммуникем в речи детей среднего школьного возраста 24
Глава 2. Экспериментальные исследования коммуникем в речи школьников 27
Глава 3. Система заданий для школьников среднего звена 46
Заключение 58
Список использованной литературы 62

Настоящая работа посвящена исследованию функционирования коммуникем в речи детей среднего школьного возраста.
Аналитизм (расчлененность синтаксических построений) и возрастающая роль контекста в рамках высказывания в современном синтаксисе обусловливаются растущим влиянием разговорной речи на кодифицированный язык. В современном русском языке многие высказывания строятся по принципу «быстро-легко-наглядно». Экономия речевых усилий и диалогическая среда позволили выделить коммуникему как одну из важнейших особенностей современного языка.
Коммуникема является наиболее перспективной единицей разговорной речи, т.к. нечленимость и эмоционально-оценочная функция, являющиеся одними из основных признаков коммуникем, позволяют нести на себе основную коммуникативную нагрузку сообщения и наиболее точно выражать замысел говорящего.
Любая мысль формируется по законам языка и обязательно находит свое выражение в заданной логикой и языковыми правилами речевой фразе. Многими исследователями отмечено, что речь подростков более эмоционально-экспрессивна, чем речь взрослых, а значит наполнена теми языковыми и речевыми явлениями, которые можно даже и не встретить в речи взрослого носителя языка.
В выпускной квалификационной работе мы рассматриваем современную русскую разговорную речь и психологические особенности школьников среднего звена для изучения коммуникемы как одной из ядерных языковых единиц, функционирующих в диалогической среде. Мы подробно рассматриваем семантическую и структурную классификации коммуникем, особенности их построения и реализации. Основная часть нашей работы - практическая и заключается в проведении экспериментов с учащимися на материале коммуникем разных семантических групп. При возрастающем влиянии разговорной речи на кодифицированный литературный язык коммуникемы используются школьниками не только в устной речи, но и в письменной. Поэтому нами был подготовлен ряд заданий на материале данных речевых единиц, который позволит современным школьникам усвоить правила и условия употребления нечленимых предложений и сленговых выражений по отношению к различным возрастным и социальным группам.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью систематизации знаний о коммуникеме как одной из важнейших языковых единиц речи современных подростков.
Объект нашего рассмотрения - коммуникема как эмоционально­оценочная единица языка.
Предмет исследования - функционирование коммуникемы в речи подростков.
Теоретической базой ВКР являются общие исследования по разговорной речи как одной из разновидностей литературного языка (Е.А. Земская, Г.Г Инфантова, О.Б. Сиротинина и др.), также работы по изучению нечленимого предложения в современной лингвистике (Галкина-Федорук Е.М., Валимова Г.В., Сиротинина О.Б. и др.). За основу нашего исследования взята работа В.Ю. Меликяна «Синтаксис нечленимого предложения», т.к. именно в данной работе даны наиболее подробные семантическая и структурная классификации коммуникем. Для экспериментального исследования был использован словарь В.Ю. Меликяна «Эмоционально­экспрессивные обороты живой речи».
Целью нашей работы является рассмотрение специфики функционирования коммуникем в речи школьников в культурно-речевом аспекте.
Достижение данной цели определило необходимость постановки следующих задач:
1) выявить в научной литературе особенности русской разговорной речи как специфической разновидности литературного языка;
2) выявить понятие коммуникема, ее формальные и содержательные особенности;
3) рассмотреть особенности речи подростков;
4) проанализировать данные об употреблении школьниками коммуникем, полученные экспериментальным методом;
5) разработать систему заданий на выявление и функционирование коммуникем для детей среднего школьного возраста с учётом культурно­речевого аспекта.
Методы исследования:
1) метод сплошной выборки;
2) структурно-семантический;
3) описательный;
4) сопоставительный;
5) классификаций;
6) экспериментальный.
Материалом нашего исследования послужили данные, полученные методом сплошной выборки из словаря В.Ю. Меликяна «Эмоционально­экспрессивные обороты живой речи», данные, полученные экспериментальным путем в ходе исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания курса грамматики современного русского языка.
Результаты исследования прошли апробацию в виде доклада на Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 2017) и в виде статьи «Коммуникемы в речи школьников: экспериментальные данные» в сборнике «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 2017, № 16).
Цель и задачи исследования определяют структуру работы, которая состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы пришли к выводу, что коммуникема на данный момент является наиболее перспективной и широко используемой единицей разговорной речи.
Под разговорной речью, опираясь на определение Г.Г. Инфантовой, мы понимаем реализатор системы, которая представлена языком. Разговорная речь может реализоваться не только устно, но и письменно (переписки в социальных сетях).
В ходе исследования нами рассмотрена научная литература по современной русской разговорной речи. Вслед за Е.А. Земской и О.Б. Сиротининой, мы выделяем следующие особенности разговорной речи:
• ситуативность;
• неподготовленность;
• отсутствие установки на официальное общение;
• диалогичность речи;
• спонтанность.
Разговорная речь по-своему реализует многие языковые и речевые единицы. Тенденция к экономии речевых усилий и диалогическая среда позволили выделить коммуникему как одну из важных особенностей разговорной речи.
Рассмотрев научную литературу о понятии «коммуникема», мы взяли за основу определение В.Ю. Меликяна, указывающего на особую функцию данных речевых единиц. Можно выделить следующие принципы, в соответствии с которыми строятся коммуникемы:
• экономия;
• неподготовленность;
• спонтанность;
• ситуационно-тематическая прикрепленность;
• широкая распространенность в пределах разговорной речи.
Нечленимость и эмоционально-оценочная функция являются одними из основных признаков коммуникем.
В.Ю. Меликян выделяет следующие функционально-семантические группы коммуникем:
1) утверждения/отрицания;
2) эмоционально-оценочные;
3) волеизъявления, выражающие императивные возгласы, призывы, команды;
4) контактоустанавливающие;
5) этикетные, представляющие собой изъявление благодарности, извинения, приветствие;
6) вопросительные.
В.Ю. Меликян выделяет следующую структурную основу коммуникем:
1) слова да/нет;
2) модальные частицы;
3) модальные слова;
4) фразеологические обороты;
5) междометия.
Также нами рассмотрены психологические особенности подростков: ориентация на межличностные отношения, познание мира через общение со сверстниками, желание выделить себя и при этом оставаться частью группы, поэтому подростки активно используют нестандартные, “собственные” языковые единицы, как можно убедиться на примере коммуникем.
Коммуникемы привлекают школьников своей краткостью, оценочностью, способностью перевести ситуацию в несерьезный, ироничный план. Особенности построения коммуникем на базе иноязычных слов позволяют подросткам сделать речь более экспрессивной, эмоционально насыщенной.
В настоящее время коммуникемы все чаще используются школьниками в письменной речи (интернет-переписки, сочинения с элементами рассуждения или диалога), а значит целесообразно включить изучение данных языковых единиц в школьные уроки русского языка.
Можно сказать, что изучение понятия нечленимого предложения и коммуникемы поможет школьникам быть более успешными не только в обычной речевой деятельности, но и при подготовке к олимпиадам по русскому языку. Коммуникему можно изучать в рамках элективного курса в старших классах для учащихся, ориентированных на более глубокое изучение родного языка или готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения на направления, связанных с лингвистической наукой.
Представленные нами задания по нечленимому предложению расположены по принципу блоков и направлены на понимание сущности коммуникемы как языковой и речевой единицы, ее функций и условий употребления учащимися среднего звена.
Учитывая тенденцию влияния разговорной речи на нормы кодифицированного литературного языка, мы считаем, что подобные задания необходимо использовать на уроках русского языка по изучению структурных типов простого предложения или в качестве самостоятельного элективного курса, имеющего не только теоретическую, но и коммуникативную направленность. В процессе обучения школьник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных и коммуникативных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что появление коммуникем обусловлено потребностями общества в образовании коммуникативных единиц, которые бы выступали в качестве инструмента познания механизмов мышления человека, способов представления и интерпретации объективной действительности. Коммуникему можно назвать одной из наиболее перспективных единиц разговорной речи, т.к. именно данная конструкция несет на себе основную коммуникативную нагрузку сообщения и наиболее точно выражает замысел говорящего.


1. Андреева С.В. Конструктивно-синтаксические единицы устной русской речи. - Саратов, 2005.- 192 с.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. События. Факт. - М., 1988.- 314 с.
3. Бабайцева В.В. Избранное. 1955-2005: Сборник научных и научно-методических статей/ под. ред. профессора К.Э. Штайн. - М. - Ставрополь: Изд. СГУ, 2005. - 520 с.
4. Бабайцева В.В. Переходные конструкции в синтаксисе - Воронеж, 1967.- 391 с.
5. Белянин В. П. Психолингвистика - М., 2003. - 227 с.
6. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного)//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2016.
7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.: Агар, 2000. - 416 с.
8. Валимова Г.В. Функциональные типы предложений в русскому языке. - Ростов-на-Дону, 1967. - 331 с.
9. Выготский JI. С. Избранные психологические исследования// Мышление и речь - М., 1956. - 520 с.
10. Галкина-Федорук Е.М. Суждение и предложение. - М.: Московский университет, 1956. - 72 с.
11. Гоголина Т.В. Грамматическая семантика: технология проведения психолингвистического эксперимента. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. - 98 с.
12. Гоголина Т.В. Коммуникемы в речевой деятельности. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. - 34 с.

сомнительности в современном русском языке - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 124 с.
14. Грамматика русского языка. Т. 2. Синтаксис Текст./ В. В. Виноградов - М., 1960 б. 440 с.
15. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи//Лингвистика креатива-1: коллект. монография/ Под общей ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун­т. - 2013. - 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ