ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ СОВРМЕННОГО ФОЛЬКЛОРА 8
1.1 Подходы к изучению современного фольклора 8
1.2 Современный фольклор и его типология 27
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ 37
2.1 Современный фольклор в политической коммуникации 37
2.2 Политические предпочтения молодёжи в современном фольклоре 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Приложение 1 63
Приложение 2 75
Основная и первостепенная задача социологии как науки - описывать явления изменяющие общество, способы взаимодействия и коммуникации. Многие тысячелетие человечество развивало словесность и письменность. Однако, XX век, благодаря огромным технологическим скачкам привнес в жизнедеятельность практически любого жителя земли не малое число новшеств.
Одним из самых значимых и ощутимых изменений стал интернет. Всемирная паутина не только отправила нас в онлайн, но и заставила полностью пересмотреть способы взаимодействия, коммуникации, торговли, а самое интересное - это создание необъятной площадки для творческой самореализации. Человечество всегда искало способ самовыражения, начиная с наскальных рисунков, времен первобытных людей, исскуство развивалось, требовало все большие умения и навыки, однако
информационная революция и здесь внесла свои коррективы.
Информационные технологии выступают сегодня мощнейшим инструментом, позволяющим человеку выживать в ускоряющемся жизненном ритме и приспосабливаться к новым быстроменяющимся ситуациям.
Ценностями виртуального дискурса являются демократичность общения, доступность получения информации, стирание временных и пространственных границ, свобода самовыражения, зачастую граничащая с вседозволенностью. Совершенно недавно в ряд плюсов уместно было добавлять некую анонимность данного дискурса, но к сожалению, множество усилий сегодняшних управленцев (имеется в виду правительственные аппараты разных стран) направленны как раз таки на деанонимизацию всемирной паутины, что породило собой приватные интернет сети, с запутанной структурой соединения (например, Tor).
Информационное общество со стремительным расширением компьютерных сетей посредством экрана раздвинуло границы доступной информации. Информационные технологии стали способны не только имитировать, но и полностью симулировать действительность, создавать виртуальные миры1. Если совсем недавно виртуальная реальность являлась исключительно плодом фантазии писателя или сценариста, то сейчас очки виртуальной реальности продаются в каждом магазине техники. Конечно, пока они не могут гарантировать полного погружения в виртуальные миры без применения фантазии.
Интернет сегодня выглядит совершенно иначе, чем задумывался (изначально применение интернета виднелось только в военных целях), кроме огромного количества деловых ресурсов (например, торговые площадки), всемирная паутина привнесла новый способо коммуникации, по средствам форумов или социальных сетей. С появлением последних интернет просторы охватила «эпидемия визуализации».
Картинки, комиксы, «аткрытки», «мемы», все они незаметно и невероятно быстро стали частью жизни любого интернет пользователя. Проникнув в повседневную жизнь в виде стимуляторов хорошего настроения, интернет-мем покорил политтехнологов, став при минимальных затратах одним из самых удобных способов проникновения в разум аудитории, стоит отметить, что особо успешно-сделанные примеры мемов распространялись вирусно, то есть руками самой аудитории.
Таким образом, виртуальная реальность охватила все сферы человеческого существования. Фольклор как важный элемент духовности народа также был поглощен киберпространством. Виртуальная реальность, являясь частью культуры, всецело отражает в интернет-фольклоре все явные и неявные тенденции общественного сознания.
Через интернет совершаются покупки, сделки, выполняется работа, в виртуальном пространстве: люди знакомятся, дружат, становятся известными и т.п. Таким образом, интернет выступает социальной виртуальной реальностью, где человеческое сознание переплетается с информационными технологиями, где вырабатывается новая коммуникационная среда. Формируемое надгеографическое сообщество, как виртуальная реальность, есть социальный феномен нового типа.
Тема виртуальной реальности поднимается в работах как зарубежных (М. Кастельс, Ж. Бодрияйр, Ф. Хэммит, П. Бергер, М. Хайм, Н. Гудмен и др.), так и отечественных ученых (А.В. Ахутин, С.А. Борчиков, С.Ю. Опенков, Д.В. Иванов, И.Г. Корсунцев, П.Е. Солопов, Н.А. Носов, М.Ю.. Орехов, В.И. Фалько и др.).
Рассматривая актуальность данной темы, нельзя не заметить, что среднесуточная аудитория у одного только «ВКонтакте» достигает 80 миллионов2. Это огромное количество людей, которое растет с каждым днем, а из-за этого вызывает немалый исследовательский интерес. Сами же социальные сети являют собой не менее интересный феномен для изучения, некая отдалённость собеседника создает чусвто и безопасности и не даёт возможности покинуть зону комфорта, но в то же время моментальный обмен сообщениями создаёт иллюзию присутствия, другими словами интернет в совокупности с социальными сетями помогает, хоть и не физически, сжать расстояние.
Объект исследования - фольклор в сети интернет.
Предмет исследования - репрезентация политических предпочтений молодёжи посредствам фольклора в сети интернет.
Целью работы: изучение использования интернет-фольклора для выражения политических предпочтений.
Для достижения поставленной нами цели был выделен ряд следующих задач:
1. рассмотреть подходы к изучению современного фольклора;
2. изучить использование современного фольклора в политической коммуникации.
3. изучить репрезентацию политических предпочтений молодежи, на примере современного фольклора в социальных сетях.
Методология нашей работы основана на положениях диалектической логики, методах сравнительного анализа в социологической; она опирается на основные категории современной социологической науки.
Исследована теоретическая литература сопредельных общенаучных дисциплин, значимая для анализа такой комплексной проблемы, как «репрезентация политических предпочтений молодёжи в современном фольклоре». Основную организующую роль, определившую структуру и логику работы, сыграли принципы системности, деятельности, единства исторического и логического, диалектика общего, особенного и единичного и др.
Благодаря системному подходу с его установками на выявление структурных компонентов и отношений, поиски их специфической целостности, способов связи со средой, а также их динамики (функционирования и развития), мы определили понятия фольклора в социальных сетях в современном обществе; типологизируем современный фольклор имеющий политическую направленность и определим возможность репрезентации политических предпочтений молодежи в современном фольклоре. В данном системном объекте деятельность рассматривается как целеполагающий процесс, где средства и действия (операции), направлены на получение планируемого результата, что позволяет выявить основные единицы анализа культуры социальных сетей и фольклора.
Эмпирическую базу данного ВКР составили: данные социологического исследования, проведенного нами качественно-количественным методом (контент-анализ). Было проанализировано 700 изображений, весь контент имеет политическую направленность.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В нашей работе мы рассмотрели подходы к изучению современного фольклора, рассмотрели использование современного фольклора в политической коммуникации, а также изучили возможность репрезентации политических предпочтений молодежи на примере современного фольклора в социальных сетях.
Технический прогресс - неотъемлемая часть истории, с развитием технологий меняются способы передвижения, работы, коммуникаций. Начало XX века принесло множество изменений в нашу социальную реальность, так например, ещё совсем недавно для поиска необходимых данных приходилось тратить часы в библиотеке, а сегодня достаточно вбить запрос в поисковую строку.
Интернет совершил информационную революцию, которая перевернула с ног на голову понятие о коммуникации и её способах. Всемирная паутина своим появлением взбудоражила миллионы умов в поисках способов освоить её самым интересным способом, это привело к появлению интернета в том виде, которым мы его знаем сегодня. Социальные сети не просто способ общения - это уже стиль жизни. Они проникли в нашу жизни также неожиданно как появились.
Появление такой необъятной площадки для творчества как интернет не могло остаться незамеченным. Форумы и социальные сети стали причиной появления нового типа фольклора - интернет-фольклора. Сегодня каждый день «с конвейера мемов» сходят тысячи различных артефактов. Огромное количество сообществ и «пабликов» посвящённых только мемам с каждым годом имеют всё большую популярность, так, например, в 2016 году аудитория «MDK» составляла 6 миллионов, в 2018 это цифра уже перевалила за 10 миллионов.
Появление современного типа фольклора в политической коммуникации в первое время смущало экспертов, но сейчас все больше из них ломают голову над тем как бы использовать в своих корыстных целях, стоит напомнить, что немалую долю от победы Барака Обамы эксперты отводят именно широкому использованию технологии политических мемов. В нашем исследовании мы рассмотрели разницу отечественной политической коммуникации и западной. Так, например, отечественные политтехнологи используют современный фольклор в основном в целях дискредитации оппонентов, западные политтехнологи считают правильным равномерное использование интернет-фольклора как для дискредитации оппонентов, так и для повышения статуса нужного кандидата.
В нашем исследование мы рассмотрели лишь малую часть из них. Однако, наше исследование показало, что у изучения политических артефактов есть большие перспективы, ведь именно это сможет помочь предугадывать или даже манипулировать электоральным поведением.
Современный фольклор и его репрезентативные свойства имеют огромный исследовательский потенциал, так, например, специалисты в сфере рекламы и продвижения отмечают, что именно правильное использование современного-фольклора сотрудниками аппарата президента помогло полностью дискредитировать одного из кандидатов, стоит отметить, что в телевизионной сетке использовались гораздо более жесткие способы уничтожения оппонентов путём полного уничтожения иммиджа через государственные СМИ, тогда как в интернет сообществе хватило пары десятков мемов с лихой подписью «кандидат от народа».
Мы полагаем, что в будущем будет возможно предсказывать итоги выборов исключительно из анализа интернет-фольклора. Однако, не стоит забывать, что прогресс не будет стоять на месте, и, вполне возможно, все подобные исследования будут нести некий рудиментарный характер, то есть будут попросту бесполезны в ещё более новом обществе.
Но пока не случилось очередной информационной революции, на изучение современного фольклора стоит бросить всевозможные «научные силы», ведь именно при помощи него уже в обозримом будущем возможно перевернуть политическую коммуникацию с ног на голову.
Всецело интернет-фольклор обладает огромный исследовательским потенциалом, мы рассмотрели лишь малую, незначительную часть этого только набирающего обороты явления.
1. Алексеевский М.Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (современная фольклористика и виртуальная реальность) // От Конгресса к Конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. материалов. - М.: ГРЦРФ, 2010. -С.151-185.
2. Алексеевский М.Д. Интернет и фольклор: материалы к
библиографии 1996-2011 гг. // Традиционная культура: Альманах. - 2012. - № 3. - С.183-185.
3. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. -24 с.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры - М.: Культурная революция, Республика 2006. - 272 с.
5. Бретт Т. «Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания» 1995г. 102 с.
6. Верницкий А., Циплаков Г. Шесть слогов в главном // Научный мир, 2005. -№2. -157с.
7. Докинз Р. «Эгоистичный ген», 1993г. 512 с.
8. Жарова О.С. Интернет-фольклор как воплощение тенденций современного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Периодическое научное издание. Серия: Социально-гуманитарные науки, Выпуск 06(28), 2015. Т.2. С.50.
9. Загидуллина М.В. Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей // Вести. Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. -2015. -№ 5(360), Вып. 94. - С.20-25.
10. Загидуллина М.В. Теория интернет-фольклора: коммуникация фольклорного типа и самоидентификация фольклорного типа и самоидентификация участников крупных форумов // Ученые записки казанского университета. Гуманитарные науки, 2015. Т.167, Кн.4.
11. Запесоцкий А.С. Человек в информационно-коммуникационных сетях / Материалы круглого стола // Человек. -2012. -№5. -С.76.
12. Иудин А.А. Архетипы в брендинге: специфика русской культурной традиции. - Нижний Нпврпппд- НИСШТ 2008. С.34.
13. Калмыков А.А. Информационное общество // Экономикоматематический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 188.
14. Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000, с.28.
15. Ковалёва СЕ. Медиаобраз экрана в постсовременном пространстве: социально-философский анализ: дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 /Ковалёва Светлана Евгеньевна;— Саранск, 2013. -155с...