ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 8
1.1 Понятие компетенций и компетентности 8
1.2 Классификации компетенций 15
1.3 Понятие общекультурных компетенций 23
1.4 Общекультурные компетенции ФГОС технического образования 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ 36
2.1 Место и функциональное назначение учебного предмета «Социология» в
рамках подготовки инженеров-бакалавров 36
2.2 Способы и методы формирования общекультурных компетенций при
изучении социологии в УМК разных вузов 41
ГЛАВА 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА О ЗНАЧЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ 52
3.1 Методология исследования процесса изучения социологии
в техническом вузе 52
3.2 Мнение преподавателей и студентов о целях и задачах изучения
социологии в техническом вузе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Приложение 1 86
Приложение 2 106
Приложение 3 107
Приложение 4 117
Приложение 5 122
Актуальность темы: Современное общество ожидает от инженерного образования подготовку специалистов, у которых профессионализм сочетается с социальной ответственностью и общекультурными ценностями, умением взаимодействовать с людьми. Компетентностный подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества.
В соответствии с этим подходом результаты образования не сводятся только к знаниям, умения и навыкам, а должны отражать способность и готовность выпускника вуза решать различные проблемы в различных сферах деятельности.
Поэтому одна из задач, которая стоит перед техническим образованием, - это формирование у бакалавров технических направлений общекультурных компетенций.
Эту задачу призваны решать дисциплины социально-гуманитарного цикла, в частности, социология.В учебно-методических документах, обеспечивающих учебный процесс указывается, что целью изучения социологии является успешная социализация будущего бакалавра, его адаптация в конкретной социально-профессиональной сфере.
Поэтому актуальность приобретают способы и методы формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза при изучении социологии.
В связи с этим можно выделить ряд противоречий:
1. между содержанием Учебно-методического комплекса в рамках компетентностного подхода в качестве средства формирования общекультурных компетенций и представлением преподавателей о цели, задачах и методах изучения социологии в техническом вузе;
2. между наличием Учебно-методического комплекса в рамках компетентностного подхода в качестве средства формирования общекультурных компетенций и недостаточной разработанностью необходимых учебно-методических материалов для формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе изучения социологии.
Исходя из данных противоречий можно определить проблему исследования, которая заключается в теоретическом и практическом решении вопросов формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе изучения социологии.
Объект исследования: процесс формирования общекультурных компетенций в высшей школе.
Предмет исследования: формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза в процессе изучения социологии.
Цель: охарактеризовать способы и методы формирования и оценивания общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе изучения социологии.
Проблема исследования, его цель, объект и предмет обусловили постановку следующих задач:
1. раскрыть сущность компетентностного подхода;
2. охарактеризовать общекультурные компетенции ФГОС технического образования;
3. охарактеризовать место и функциональное назначение учебного предмета «Социология» в рамках подготовки инженеров-бакалавров;
4. проанализировать УМК разных вузов и выявить предлагаемые ими способы формирования общекультурных компетенций в курсе «Социология»;
5. изучить представления студентов технических вузов о роли изучения социологии;
6. изучить представление преподавателей о цели, задачах и методах изучения социологии в техническом вузе;
7. разработать собственные способы и методы формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза при изучении социологии;
8. создать методические рекомендации по формированию общекультурных компетенций у студентов технического вуза при изучении социологии.
Степень разработанности темы: анализ научной литературы показал, что существуют разные подходы к изучению данной проблемы.
При исследовании теоретических оснований компетентностного подхода следует отметить, что в большинстве работ рассматривается соотношение и сущность понятий «компетенция» и «компетентность».
Существует два варианта толкования понятий «компетенция» и «компетентность: они либо отождествляются, либо рассматриваются
дифференцированно.
Ряд таких авторов, как С.Е. Шишов, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, И.Г. Галямина, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков включают в понятие компетенции знания, умения и навыки как условия для формирования компетенций, они делают акцент на том, что компетенции - это способность личности, которая позволяет ей быть успешной в определенном виде деятельности. Таким образом, в рамках отождествления понятий подчеркивается практическая направленность компетенций.
Другие исследователи, такие, как М.А. Чошанов, Р.П. Мильруд, Ю.Г. Татур и др. считают, что знания, умения и навыки уже не позволяют полностью измерить уровень качества образования, и компетентность в данном случае выступает как новая единица измерения образованности и профессионализма бакалавра, а компетентностный подход рассматривается как новая парадигма образования, идущая на смену «знаниевой» педагогике.
Рассмотрены и различные аспекты формирования общекультурных компетенций. А.Н. Ременцов и М.Г. Синяков исследовали социальнокультурные аспекты, Е.И. Сумбурова, Н.Ф. Татарова изучали основы формирования общекультурных компетенций на примере дисциплины «История». Классификация общекультурных компетенций представлена в работах Г.И. Осадчей, Н.А. Кобзева, Н.И. Колесова и др. Содержание формирования общекультурных компетенций определено в исследованиях З.Ф. Зеера...
Современное общество предъявляет особые требования к подготовке инженеров, которые должны не только владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обладать общекультурными ценностями, уметь взаимодействовать с людьми, быть толерантными.
Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, которые называются компетентностями, и ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества. Одной из задач, стоящей перед инженерным образованием, является формирование общекультурных компетенций.
В отечественной научно-педагогической литературе сущность компетентностного подхода раскрывается через понятия «компетенция» - «компетентность». Одни авторы разграничивают эти понятия, другие сближают по содержанию и используют как синонимы. При разном понимании понятий «компетенция» выступает как совокупность заранее заданных знаний, умений и навыков, которые затем проявляются в деятельности, а «компетентность» трактуется как способность личности к осуществлению этой деятельности. При сближении понятий они рассматриваются как способность и готовность раскрыть свой потенциал, включающий в себя знания, умения и опыт, в практической деятельности.
Неоднозначность трактовок компетенций//компетентностей породило множество классификаций, самые распространенные из которых рассмотрены в нашей работе. Некоторые из них, например, классификация И.А. Зимней, которая выделяет 3 группы ключевых компетенций, была использована при разработке стандартов нового поколения высшего инженерного образования. Полагаем, что множество классификаций порождает проблему, какие именно компетенции использовать при разработке стандартов для описания компетентностной модели выпускника и результатов образования.
Среди компетенций, которыми должен обладать современный выпускник, выделяется отдельная группа общекультурных компетенций, которые часто используются как синонимы понятия «общекультурная компетентность» и раскрываются через культуру социального взаимодействия, социальное и профессиональное общение. Эти компетенции призваны формировать дисциплины социально-гуманитарного цикла, в том числе социология.
Мы придерживаемся той точки зрения, что в структуру общекультурных компетенций входит «знаниевый компонент», а проявляться компетенции могут именно в учебной деятельности. Проведенный анализ литературы по данной теме позволяет уточнить понятие и предложить его следующую трактовку:
Общекультурные компетенции студентов технического вуза - это требования к подготовке студентов, выражающиеся в совокупности знаний, умений и навыков, которые обучающиеся способны проявлять в определенных видах учебной деятельности: в частности, умение взаимодействовать с людьми, аргументировать свою точку зрения, находить управленческие решения, проявлять толерантность.
В нашей работе были проанализированы общекультурные компетенции, отражающие требования к современному выпускнику технического вуза, закрепленные в 11 стандартах высшего инженерного образования по следующим направлениям подготовки «Химическая технология», «Землеустройство и кадастры», «Наземные транспортнотехнологические комплексы», Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Технология транспортных процессов», «Управление в технических системах», «Строительство», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация
технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность». Количество общекультурных компетенций варьируется от 8 до 13.
Общекультурные компетенции в разных стандартах отличаются по объему содержания и формулировкам, которые не меняют сути общекультурных компетенций. Между тем, нечеткость формулировок и расширение их содержания затрудняет выработку критериев оценки сформированности компетенций.
Дисциплины, формирующие общекультурные компетенции,
отражаются в учебных планах, которые разрабатываются вузами самостоятельно для каждого направления подготовки. В ходе анализа 22 учебных планов УрФУ, УГЛТУ, Горного университета по следующим направлениям подготовки «Химическая технология», «Землеустройство и кадастры», «Наземные транспортно-технологические комплексы», Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Технология транспортных процессов», «Управление в технических системах», «Строительство», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» нам удалось выяснить место социологии в структуре общеобразовательных дисциплин, а также определить компетенции, которые формирует эта дисциплина у студентов технических вузов.
Согласно учебным планам вузов, которые включают социологию в учебный процесс, эта дисциплина формирует такие общекультурные компетенции, как «компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевых особенностей личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умении погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность)», «способность работать в команде (коллективе), толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия».
Исходя из учебных планов, кроме социологии, эти компетенции формируют культурология, психология и педагогика, психология делового общения, язык делового общения, командообразование, история, философия, профессиональная этика, управление персоналом, межкультурные коммуникации.
Как показал анализ документов, технические вузы постепенно отказываются от социологии в пользу других дисциплин. В Горном университете социология читается на 4 из 11 направлений подготовки: «Машиностроение», «Технологические машины и обрудование», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность». УрФУ оставил социологию только на одном направлении подготовки - «Техносферная безопасность». В УГЛТУ социология пока изучается практически на всех направлениях подготовки, за исключением двух - «Технология транспортных средств» и «Технологические машины и оборудование».
Таким образом, у вузов нет единого подхода при выборе дисциплин, формирующих вышеуказанные общекультурные компетенции. И остается неясным, чем руководствуются вузы, исключая социологию из учебного плана...
1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования, ЕФО, - 1997, 68 с.
2. Концепция федеральной целевой программы развития
образования на 2016-2020 гг., утв. Постановлением Правительства РФ №2765-р//з1айс.доуегптеп1.ги. Дата
обращения: 27.12.2017 г.
3. Стратегия модернизации российского образования: Материалы для разработки документов по модернизации образования. М: ООО «Мир книги», - 2001, 60 с.
4. Федеральная целевая программа развития образования РФ на 2016-2020 гг. //static.government.ru. Дата обращения: 27.04.2018.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология - 11.08.2016 [Электронный ресурс].
Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02. Землеустройство и кадастры - 01.10.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы - 06.03.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.01
Технология транспортных процессов - 06.03.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения:
12.10.2017.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 27.03.04 Управление в технических системах -20.10.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения:
12.10.2017.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство -12.03.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru . Дата обращения: 12.10.2017.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение - 03.09.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование - 20.10.2015
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов - 14.12.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 15.03. 04
Автоматизация технологических процессов и производств -
12.03.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//
www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03. 01 Техносферная безопасность - 21.03.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.edu.ru. Дата обращения: 12.10.2017...