Организация деятельности педагога по формированию основ речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития этикетной речи, формирования речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития этикетной речи,
формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Анализ ФГОС, основных образовательных программ дошкольного образования по вопросам формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование комплекса мероприятий для формирования
речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития этикетной речи, формирования речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития этикетной речи,
формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Анализ ФГОС, основных образовательных программ дошкольного образования по вопросам формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование комплекса мероприятий для формирования
речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Современная речевая ситуация характеризуется резким снижением уровня культуры. Культура при общении, проявляющаяся в национальных особенностях поведения и речи, обобщенно называется этикетом и представляет собой свод правил и норм поведения и общения.
Этикет - это определенные навыки и умения в области поведения и общения. С сожалением приходится констатировать, что нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Работая в таких условиях, именно дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.
В настоящее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по социальному и национальному положению, возрастным и психологическим особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
Речь, и это известно каждому, - важнейшее средство общения. Первоначальное впечатление о людях складывается прежде всего в процессе общения. «Встречают по одежке», - говорится в русской пословице. И эта «одежка» - речевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Используя вежливые формулы речи, люди способны отстаивать свою точку зрения, не затронув позицию оппонента. Все вышесказанное говорит о том, что правила этикета и культуру общения необходимо воспитывать с детства. Чем раньше начинается культурно-речевое воспитание ребенка, тем больше быстрее будет овладения разносторонними коммуникативными умениями [13].
Одним из целевых ориентиров в ФГОС дошкольного образования является овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в общении, игре, конструировании и других видах детской активности. Условием данного результата является овладение речевым этикетом, как инструментом взаимодействия в социуме. Речевое этикетное поведение уже является результатом формирования речевого этикета.
Мы выделили следующее противоречие между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего основами речевого этикетного поведения и недостаточной разработанностью содержания данной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
В силу этого проблему исследования можно сформулировать таким образом: каково содержание работы по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержание комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Выделить особенности развития этикетного речевого поведения у детей в среднем дошкольном возрасте.
2. Определить лингвометодические основы развития этикетной речи, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ ФГОС ДО и основных образовательных программ дошкольного образования по вопросу формирования речевого этикета, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Процесс формирования речевого этикетного поведения в среднем дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
- создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия дошкольников среднего возраста со взрослыми и сверстниками;
- в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Эмпирические - изучение документов, эксперимент.
База исследования: МАДОУ № 38 «Теремок», г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей: девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Этикет - это определенные навыки и умения в области поведения и общения. С сожалением приходится констатировать, что нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Работая в таких условиях, именно дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.
В настоящее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по социальному и национальному положению, возрастным и психологическим особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
Речь, и это известно каждому, - важнейшее средство общения. Первоначальное впечатление о людях складывается прежде всего в процессе общения. «Встречают по одежке», - говорится в русской пословице. И эта «одежка» - речевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Используя вежливые формулы речи, люди способны отстаивать свою точку зрения, не затронув позицию оппонента. Все вышесказанное говорит о том, что правила этикета и культуру общения необходимо воспитывать с детства. Чем раньше начинается культурно-речевое воспитание ребенка, тем больше быстрее будет овладения разносторонними коммуникативными умениями [13].
Одним из целевых ориентиров в ФГОС дошкольного образования является овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в общении, игре, конструировании и других видах детской активности. Условием данного результата является овладение речевым этикетом, как инструментом взаимодействия в социуме. Речевое этикетное поведение уже является результатом формирования речевого этикета.
Мы выделили следующее противоречие между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего основами речевого этикетного поведения и недостаточной разработанностью содержания данной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
В силу этого проблему исследования можно сформулировать таким образом: каково содержание работы по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержание комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Выделить особенности развития этикетного речевого поведения у детей в среднем дошкольном возрасте.
2. Определить лингвометодические основы развития этикетной речи, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ ФГОС ДО и основных образовательных программ дошкольного образования по вопросу формирования речевого этикета, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Процесс формирования речевого этикетного поведения в среднем дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
- создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия дошкольников среднего возраста со взрослыми и сверстниками;
- в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Эмпирические - изучение документов, эксперимент.
База исследования: МАДОУ № 38 «Теремок», г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей: девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
В результате нашего исследования было определено:
Речевой этикет - это совокупность правил речевого поведения, соответствующего нормам морали и национально - культурным традициям общества. Речевое этикетное поведение - форма проявления речевого этикета [3].
К лингво-методическим основам формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста являются средства языка: речевые этикетные формы обращения, а так же методические приемы: приучение, упражнения, воспитывающая ситуация, поощрение, наказание, пример для подражания, разнообразие словесных методов, разъяснение, беседа.
К методам формирования речевого этикетного поведения относят: обращение взрослых и сверстников, беседа, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
Основные образовательные программы «От рождения до школы» и «Детство» в структурном содержание раздела развитие речи отражают материал по формированию речевого этикета и речевого этикетного поведения, заключающегося в создании развивающей речевой ситуации.
Нами была проведена оценка уровня сформированности речевого этикета. Данное исследование проводилось на основе выделенных в программе Т.И Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Крулехт критериев и показателей.
По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что дети средней группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но все таки необходима воспитательно-образовательная работа с детьми, чтобы они овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим.
По результатам диагностики нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Данный комплекс содержит в себе работу с детьми, работу с родителями и создание развивающей речевой среды. Работа с детьми представлена в виде рабочей программы, работа с родителями содержит в себе план мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста, создание речевой развивающей среды понимается как организация речевого пространства для детей, насыщенного этикетным общением и методическим обеспечением.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста в образовательном процессе
В результате нашего исследования было определено:
Речевой этикет - это совокупность правил речевого поведения, соответствующего нормам морали и национально - культурным традициям общества. Речевое этикетное поведение - форма проявления речевого этикета [3].
К лингво-методическим основам формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста являются средства языка: речевые этикетные формы обращения, а так же методические приемы: приучение, упражнения, воспитывающая ситуация, поощрение, наказание, пример для подражания, разнообразие словесных методов, разъяснение, беседа.
К методам формирования речевого этикетного поведения относят: обращение взрослых и сверстников, беседа, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
Основные образовательные программы «От рождения до школы» и «Детство» в структурном содержание раздела развитие речи отражают материал по формированию речевого этикета и речевого этикетного поведения, заключающегося в создании развивающей речевой ситуации.
Нами была проведена оценка уровня сформированности речевого этикета. Данное исследование проводилось на основе выделенных в программе Т.И Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Крулехт критериев и показателей.
По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что дети средней группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но все таки необходима воспитательно-образовательная работа с детьми, чтобы они овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим.
По результатам диагностики нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Данный комплекс содержит в себе работу с детьми, работу с родителями и создание развивающей речевой среды. Работа с детьми представлена в виде рабочей программы, работа с родителями содержит в себе план мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста, создание речевой развивающей среды понимается как организация речевого пространства для детей, насыщенного этикетным общением и методическим обеспечением.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста в образовательном процессе
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста (Донецкий Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Слияния и поглощения: формы, методы, оценка
эффективности» (на примере организаций банковской отрасли)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019



