ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития этикетной речи, формирования речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития этикетной речи,
формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Анализ ФГОС, основных образовательных программ дошкольного образования по вопросам формирования речевого этикетного поведения
у детей среднего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности речевого
этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование комплекса мероприятий для формирования
речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Современная речевая ситуация характеризуется резким снижением уровня культуры. Культура при общении, проявляющаяся в национальных особенностях поведения и речи, обобщенно называется этикетом и представляет собой свод правил и норм поведения и общения.
Этикет - это определенные навыки и умения в области поведения и общения. С сожалением приходится констатировать, что нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Работая в таких условиях, именно дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.
В настоящее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по социальному и национальному положению, возрастным и психологическим особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
Речь, и это известно каждому, - важнейшее средство общения. Первоначальное впечатление о людях складывается прежде всего в процессе общения. «Встречают по одежке», - говорится в русской пословице. И эта «одежка» - речевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Используя вежливые формулы речи, люди способны отстаивать свою точку зрения, не затронув позицию оппонента. Все вышесказанное говорит о том, что правила этикета и культуру общения необходимо воспитывать с детства. Чем раньше начинается культурно-речевое воспитание ребенка, тем больше быстрее будет овладения разносторонними коммуникативными умениями [13].
Одним из целевых ориентиров в ФГОС дошкольного образования является овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в общении, игре, конструировании и других видах детской активности. Условием данного результата является овладение речевым этикетом, как инструментом взаимодействия в социуме. Речевое этикетное поведение уже является результатом формирования речевого этикета.
Мы выделили следующее противоречие между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего основами речевого этикетного поведения и недостаточной разработанностью содержания данной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
В силу этого проблему исследования можно сформулировать таким образом: каково содержание работы по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержание комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Выделить особенности развития этикетного речевого поведения у детей в среднем дошкольном возрасте.
2. Определить лингвометодические основы развития этикетной речи, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ ФГОС ДО и основных образовательных программ дошкольного образования по вопросу формирования речевого этикета, формирования речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Процесс формирования речевого этикетного поведения в среднем дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
- создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия дошкольников среднего возраста со взрослыми и сверстниками;
- в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Эмпирические - изучение документов, эксперимент.
База исследования: МАДОУ № 38 «Теремок», г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей: девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
В результате нашего исследования было определено:
Речевой этикет - это совокупность правил речевого поведения, соответствующего нормам морали и национально - культурным традициям общества. Речевое этикетное поведение - форма проявления речевого этикета [3].
К лингво-методическим основам формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста являются средства языка: речевые этикетные формы обращения, а так же методические приемы: приучение, упражнения, воспитывающая ситуация, поощрение, наказание, пример для подражания, разнообразие словесных методов, разъяснение, беседа.
К методам формирования речевого этикетного поведения относят: обращение взрослых и сверстников, беседа, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
Основные образовательные программы «От рождения до школы» и «Детство» в структурном содержание раздела развитие речи отражают материал по формированию речевого этикета и речевого этикетного поведения, заключающегося в создании развивающей речевой ситуации.
Нами была проведена оценка уровня сформированности речевого этикета. Данное исследование проводилось на основе выделенных в программе Т.И Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Крулехт критериев и показателей.
По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что дети средней группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но все таки необходима воспитательно-образовательная работа с детьми, чтобы они овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим.
По результатам диагностики нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Данный комплекс содержит в себе работу с детьми, работу с родителями и создание развивающей речевой среды. Работа с детьми представлена в виде рабочей программы, работа с родителями содержит в себе план мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста, создание речевой развивающей среды понимается как организация речевого пространства для детей, насыщенного этикетным общением и методическим обеспечением.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования комплекса педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста в образовательном процессе
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 672 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова,
2008. - 125 с.
3. Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] (Пособие для студентов - иностранцев). - 3-е изд., испр. / А. А. Акишина - М. : Рус. яз., 2003. - 181 с.
4. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. М. Адексеева, В. И. Яшина - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 400с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова - М. : Мозаика-Синтез,
2009. - 272 с.
6. Ахутина, Т. В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и Л.С. Выготского [Текст] // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - № 3. - С. 25-28.
7. Ахутина, Т. В., Наумова, Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского [Текст] // Психолингвистические проблемы семантики. - М : Просвещение, 2003. - 35 с.
8. Бархатова, П. И., Воспитание культуры поведения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 47-51.
9. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] : методическое пособие / О. Ю. Безгина. - М. : Мозайка-Синтез, 2004. - 250 с.
10. Безгина, О. Ю., Речевой этикет средних дошкольников [Текст] Методическое пособие для воспитателей // О. Ю. Безгина. - М. : Мозаика- Синтез, 2004. - 40 с.
11. Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого
этикета у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Белашова ; Акад. повышения квалификации и
переподгот. работников образования М-ва образования РФ. - Москва, 2004. - 189 с.
12. Белкина, В. Н., Васильева, Н. Н. Елкина, В. Н. Дошкольник: Обучение и развитие [Текст] / В.Н. Белкина, Н. Н. Васильева, В. Н. Елкина. - Ярославль : Академия развития, 2001. - 256 с.
13. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / А. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития, 2008. - 240 с.
14. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет [Текст] / Н. Е. Богоуславская - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2002. - 192с.
15. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич - М. : Просвещение, 2008. - 255 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007 - 472 с.
17. Генинг, М. Г., Герман, Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - 2-е изд. - Чебоксары : Чувашское изд-во, 2007. - 378 с.
18. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 -7 лет /
B. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
19. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М. : Мозайка-Синтез, 2003. - 250 с.
20. Дмитриевских, Л. С. Обучение дошкольников речевому общению [Текст] : Занятия и игры для детей с ОНР / Л. С. Дмитриевских. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
21. Ерофеева, Т. С. Усвоение дошкольниками правил поведения со сверстниками [Текст] / Т. С. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2000. - №10. - С. 20-40.
22. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] : Учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 2008. - 96 с.
23. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст] : Пособие для педагогических работников ДОУ /
B. Я. Зедгенидзе - М. : Айрис-пресс, 2005. - 112 с.
24. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 192с.: ил.
25. Ладыженская, Т. А. Живое слово. [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2006. - 250 с.
26. Ладыженская, Т. А. Речь [Текст] : Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1983. - 169 с.
27. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи / Т. А. Ладыженская - М. : Просвещение, 2005. - 186 с.
28. Миняжева, Д. Р. Усвоение дошкольниками С ОНР социально - этических правил поведения [Текст] / Д. Р. Миняжева // Логопед. - 2008. - № 7. - С. 61-65.
29. Мишанова, О. Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников в курсе «Окружающий мир» [Текст] : дисс. ... д-ра пед. н. / О. Г. Мишанова ; ЧГПУ - Челябинск, 2007. - 227 с.
30. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С. О. Николаева - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. - 78 с.
31. Оганесян, С. С. Культура речевого общения [Текст] /
C. С. Оганесян // Русский язык в школе. - 1998. - № 5. - С. 65-70.
32. Огнев, А. В. Русский советский рассказ [Текст] / А. В. Огнев - М. : Просвещение, 2008. - 125 с.
33. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. -
М. : Просвещение, 2008. - 675 с.
34. Открытая русская электронная библиотека [Электронный ресурс]
- Режим доступа http://orel.rsl.ru(Дата обращения : 21.05.17.)
35. Педагогическое наследие: Каменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталоцци И. Г. [Текст] / А. В. Терентьев. - М. : Педагогика, 2009. - 416 с.
36. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский - М. : Политиздат, 2002. - 225 с.
37. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов - М. : Наука, 2006. - 225с.
38. Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг [Текст] / Н. М. Погосова.
- СПб. : Речь, 2005. - 152 с.
39. Примерная образовательная программа дошкольного
образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
40. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
41. Провоторова, О. А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников [Текст] / О. А. Провоторова // Логопед. - 2008. - № 7. - С. 26-40.
42. Семенака, С. И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет [Текст] / С. И. Семенака - М. : АРКТИ, 2003. - 79с.
43. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических
исследований [Текст] / М. Н. Скаткин - М. : Педагогика, 2007. - 152 с.
44. Скворцов, Л. И. Язык, общение и культура [Текст] / Л. И. Скворцов // Русский язык в школе. - 1994. - № 1. - 55-60с.
45. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В. В. Соколова. - М. : Просвещение, 2005. - 288 с.
46. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. - 2005. - № 5. - 22-28с.
47. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
48. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Просвещение, 2007. - 126 с.
49. Формановская, Н. И. Употребление русского речевого этикета [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Рус. яз., Ханой : Просвещение, 2007. - 216 с.
50. Чередов, И. М. Сочетание фронтальной общеклассной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке [Текст] / И. М. Чередов. - Омск : Омское обл. отд-ние Пед. о-ва, 2008. - 48 с.