ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1.Орфоэпия как раздел языкознания 5
1.2. Исторические основы русского литературного произношения 8
1.3. Допустимые варианты произношения 10
1.4. Обучение орфоэпическим нормам в средней школе 11
ГЛАВА 2. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЬЕМЕХАНИЗМЫ УСВОЕНИЯ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОРФОЭПЕМОЙ 18
2.1. Процесс усвоения орфоэпических норм 18
2.2. Роль узуса в восприятии носителями языка орфоэпической 22
нормы 22
2.3. Работа по усвоению норм орфоэпии в школе 26
2.4. Ментальное пространство ученика 5 класса, изучающего 28
орфоэпию 28
2.5. Факультатив по теме: «Страна правильного произношения Орфоэпия» . 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 40
3.1. Экспериментальное исследование орфоэпем в речи учащихся пятого
класса 40
3.2. Экспериментальное исследование актуальности
орфоэпической нормы в сознании носителей языка 42
3.3. Исследование влияния мнемотехник на усвоение орфоэпических норм
учениками пятого класса 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Современная языковая ситуация характеризуется активным расширением лексического состава языка, приспособлением иноязычных заимствований, появлением неологизмов. Значительно увеличивается вариативность языковых единиц. Зачастую это приводит к тому, что в сознании носителей русского языка закрепляется неверное представление о норме, тех или иных произносительных вариантах слова, их нормативно-стилистических характеристиках, что значительно понижает уровень речевой культуры.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в процессе усвоения орфоэпических норм русского языка у учащихся возникают трудности произношения и употребления слов в речи. С одной стороны, это связано с динамикой норм произношения и ударения, проявляющейся в борьбе новых вариантов с уже устоявшейся традицией. С другой - с неусвоенностью орфо- эпем носителями языка. Мнемотехники, разработанные психолингвистикой, являются способом облегчения усвоения правил произношения слов, которые вызывают у учащихся затруднения.
Объектом исследования является усвоение орфоэпических норм.
Предмет исследования - психолингвистические основы орфоэпических норм и механизмы усвоения и употребления их в речи.
Целью данной работы является изучения влияния психолингвистических методик на усвоение учениками орфоэпических норм русского языка.
Задачи:
1. Разработка модели алгоритма изучения орфоэпемы в психолингвистическом аспекте.
2. Отбор орфоэпем для усвоения трудных в произношении, а также еще не усвоенных слов русского языка.
3. Определение факторов, влияющих на усвоение орфоэпем.
4. Изучение влияния психолингвистических методик на усвоение учениками орфоэпических норм русского языка.
Методы исследования:
1) метод сплошной выборки из словаря;
2) метод классификации;
3) метод эксперимента;
4) описательный метод;
5) метод алгоритмизации.
Материал исследования: Общий объем орфоэпем - 70 единиц.
Гипотеза: Орфоэпема может быть успешно усвоена только при условии создания целостного её образа в сознании носителя языка. Целостность восприятия обусловлена, на наш взгляд, во-первых, актуализацией модальности. Во-вторых, способом предъявления орфоэпемы. В-третьих, актуальностью орфоэпемы в сознании носителя языка. В-четвертых, усвоенностью учащимися значения слова, содержащего орфоэпему.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что:
1. Апробирована ассоциативная методика усвоения орфоэпем на материале (произношение заимствованных слов, произношение глагольных форм, произношение акцентологических норм), усвоенном в пятом классе.
2. Разработан интерактивный тренажер «Орфоэпические полеты», способствующий усвоению орфоэпических норм, для учащихся пятого класса.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения по усвоению языкового знака, работы по психолингвистическим технологиям восприятия и теории восприятия информации носителем языка в соответствии с латеральным профилем (Т.А.Гридина, Н.И.Коновалова).
Практическая значимость работы: Результаты данной работы могут использоваться для применения психолингвистических методов в работе со школьниками на уроках русского языка в теме «Орфоэпия».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях (Екатеринбург: «Актуальные проблемы филологии» 2017, «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей» 2018).
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Тезаурус:
Орфоэпия -раздел лингвистики, изучающий совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке. [Касаткин, 2011, с. 38]
Орфоэпема - основная единица орфоэпии. Ее представляют варьирующиеся в одной и той же фонетической позиции звуки или фонемы и варьирующиеся в одной и той же словоформе или в первой основе сложного слова место ударения. Орфоэпемы могут различаться по степени употребительности составляющих ее вариантов, возможной прикрепленности их к разным фонетическим и фразовым позициям, употребляемости в разных сферах речи, по количеству вариантов и их функциональной нагрузке- количеству слов (словоформ),в которых наблюдается тот или иной вариант орфоэпемы. Варианты орфоэпем могут обозначаться и не обозначаться на письме. [Касаткин, 2011, с. 38].
В работе исследованы орфоэпические нормы русского языка, приведена их классификация. В ходе эксперимента выявлены наиболее частотные ошибки, совершаемые учениками пятого класса при употреблении орфоэпем в речи, а также причины трудностей правильного произношения слов, содержащих орфоэпемы.
На первом этапе нашей работы орфоэпия рассмотрена как раздел лингвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке. Выделены два научных подхода к определению объема понятия «орфоэпия». Первым подходом является определение орфоэпии как совокупности норм произношения звуков и их сочетаний, а также слов, исключающей из них вопросы, касающиеся ударения (А.Н.Гвоздев, М.В.Панов, В.В.Иванов, Е.А.Окунцова, Д.Э.Розенталь, Л.А.Вербицкая). Вторым подходом является рассмотрение данного понятия в широком смысле: совокупности норм произношения и ударения (Р.И.Аванесов, А.А. Реформатский, Л.И.Скворцов, Л.Л.Касаткин, Т.Ф.Иванова, К.С.Горбачевич)
На следующем этапе раскрыто практическое значение орфоэпии. Соблюдение орфоэпических норм, как и других литературных норм, совершенствует язык как средство общения, облегчает обмен мнениями. Правильное произношение является одним из важнейших показателей культуры речи.
Рассмотрено изучение орфоэпем в современной школьной практике, а также их представленность в сознании учеников пятого класса. Анализ учебно-методической литературы по исследуемой теме позволил нам выявить теоретическое основы изучения орфоэпии в школе.
Во второй главе исследования нами были рассмотрены факторы, влияющие на усвоение орфоэпических норм, а также описан процесс обработки информации при усвоении орфоэпем, протекающий в когнитивных структурах человеческого мозга.
Процесс обработки информации при усвоении орфоэпических норм русского языка в когнитивных структурах человеческого мозга связан с множеством условий, обеспечивающих его успешность. С точки зрения психолингвистики эти условия являются субъективными и индивидуальными для каждого ученика. Успешность таких когнитивных операций как ассоциирование, воображение, обработка и извлечение информации обуславливается актуальностью орфоэпемы в сознании школьника, заинтересованностью в получении новых знаний. Сложность усвоения орфоэпической нормы учащимся связана с психологическими особенностями восприятия: соответствие способа предъявления информации и ведущей модальности ее восприятия и обработки учеником.
Далее представлено проведенное нами экспериментальное исследование, состоящее из нескольких этапов.
На первом этапе исследования нами были выявлены ошибки, которые чаще всего совершаются учениками пятого класса при употреблении орфоэпем в речи, а также причины трудностей правильного произношения слов, содержащих орфоэпемы. Наиболее частотными ошибками в полученных ответах являются заимствованные слова (бутерброд, партер),слова с нормой произношения глагольных форм (не дал, включишь) и слова с акцентологическими нормами произношения (щавель, тортов, форзац)Представлены результаты исследования.
Следующий эксперимент был посвящен исследованию актуальности орфоэпической нормы в сознании носителей языка. Под актуальностью мы подразумеваем усвоенность значения слова, содержащего орфоэпему и частотность употребления орфоэпемы в речи. По результатам исследования нами был сделан вывод о том, что орфоэпемы обладают разной степенью акту-
альности в сознании разных групп носителей языка. Для первой группы респондентов орфоэпические нормы являются актуальными, поэтому подвергаются меньшему воздействию факторов нивелирования норм произношения.
Для второй и особенно для третьей группы респондентов орфоэпемы, представленные в опроснике, не являются актуальными, следовательно, чаще поддаются воздействию узуса.
Третьим этапом является исследование, которое было проведено нами с целью изучении влияния мнемотехник на усвоение орфоэпических норм учениками пятого класса. Нами были рассмотрены мнемотехники для усвоения орфоэпических норм и приведены примеры мнемотехник для усвоения актуальных орфоэпем, вызывающих затруднения при употреблении в речи, для учащихся в соответствии с ведущими модальностями восприятия. Исследование состоит из двух экспериментов.
В ходе первого эксперимента ученикам пятого класса были представлены опросники с орфоэпемами, в произношении которых допускается наибольшее количество ошибок. Орфоэпемы были отобраны с учетом результатов предыдущих исследований орфоэпической грамотности носителей языка. По результатам первого эксперимента мы сделали вывод о том, что наиболее трудными в произношении словами для учеников являются глагольные формы (не дал, включит, облегчить), акцентологические нормы (баловать, форзац, искра, банты) и заимствованные слова (жалюзи, партер).
После проведения первого эксперимента ученикам были представлены мнемотехники для запоминания правильного произношения орфоэпем. В течение двух недель школьники осваивали данные мнемотехники на уроках русского языка. Для внедрения мнемотехник педагогом были внесены изменения в структуру занятия: в начале урока в классе проводились «орфоэпические минутки».
По результатам исследования мы сделали вывод о том, что количество ошибок минимизировалось. В процентном соотношении оно сократилось на 23%.
1. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1997.
2. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974;с. 17.
3. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
4. Бондаренко ,А.А., Каленчук ,М.Л. // Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.,2010
5. Бондаренко, Л.В., Вербицкая, Л.А., Гордина, М.В., Зиндер, Л.Р., Касе- вич, В.Б. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языкознания. 1974.
6. Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976; с.16
7. Вещикова, И.А. Орфоэпия: основы теории и прикладные аспекты: монография. М.,2007.
8. Выготский, Л.С. Общая психология. M., 2000.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики.
10. Глухов, В.П. Психолингвистика .Теория речевой деятельности. 2005;
58 с.
11. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989; с.
12. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество.
13. Гридина, Т.И., Коновалова, Н.И. // Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации. 2010 ; с. 16-31.
14. Гридина, Т.И., Коновалова, Н.И., Бурцева В.В. Орфоэпический словарь. М.: АСТ, 2013.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982; с.157...