Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа по усвоению норм орфоэпии в школе

Работа №98263

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1.Орфоэпия как раздел языкознания 5
1.2. Исторические основы русского литературного произношения 8
1.3. Допустимые варианты произношения 10
1.4. Обучение орфоэпическим нормам в средней школе 11
ГЛАВА 2. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЬЕМЕХАНИЗМЫ УСВОЕНИЯ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОРФОЭПЕМОЙ 18
2.1. Процесс усвоения орфоэпических норм 18
2.2. Роль узуса в восприятии носителями языка орфоэпической 22
нормы 22
2.3. Работа по усвоению норм орфоэпии в школе 26
2.4. Ментальное пространство ученика 5 класса, изучающего 28
орфоэпию 28
2.5. Факультатив по теме: «Страна правильного произношения Орфоэпия» . 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 40
3.1. Экспериментальное исследование орфоэпем в речи учащихся пятого
класса 40
3.2. Экспериментальное исследование актуальности
орфоэпической нормы в сознании носителей языка 42
3.3. Исследование влияния мнемотехник на усвоение орфоэпических норм
учениками пятого класса 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Современная языковая ситуация характеризуется активным расшире­нием лексического состава языка, приспособлением иноязычных заимство­ваний, появлением неологизмов. Значительно увеличивается вариативность языковых единиц. Зачастую это приводит к тому, что в сознании носителей русского языка закрепляется неверное представление о норме, тех или иных произносительных вариантах слова, их нормативно-стилистических харак­теристиках, что значительно понижает уровень речевой культуры.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в процессе усвое­ния орфоэпических норм русского языка у учащихся возникают трудности произношения и употребления слов в речи. С одной стороны, это связано с динамикой норм произношения и ударения, проявляющейся в борьбе новых вариантов с уже устоявшейся традицией. С другой - с неусвоенностью орфо- эпем носителями языка. Мнемотехники, разработанные психолингвистикой, являются способом облегчения усвоения правил произношения слов, кото­рые вызывают у учащихся затруднения.
Объектом исследования является усвоение орфоэпических норм.
Предмет исследования - психолингвистические основы орфоэпиче­ских норм и механизмы усвоения и употребления их в речи.
Целью данной работы является изучения влияния психолингвистиче­ских методик на усвоение учениками орфоэпических норм русского языка.
Задачи:
1. Разработка модели алгоритма изучения орфоэпемы в психолин­гвистическом аспекте.
2. Отбор орфоэпем для усвоения трудных в произношении, а также еще не усвоенных слов русского языка.
3. Определение факторов, влияющих на усвоение орфоэпем.
4. Изучение влияния психолингвистических методик на усвоение учениками орфоэпических норм русского языка.
Методы исследования:
1) метод сплошной выборки из словаря;
2) метод классификации;
3) метод эксперимента;
4) описательный метод;
5) метод алгоритмизации.
Материал исследования: Общий объем орфоэпем - 70 единиц.
Гипотеза: Орфоэпема может быть успешно усвоена только при усло­вии создания целостного её образа в сознании носителя языка. Целостность восприятия обусловлена, на наш взгляд, во-первых, актуализацией модально­сти. Во-вторых, способом предъявления орфоэпемы. В-третьих, актуально­стью орфоэпемы в сознании носителя языка. В-четвертых, усвоенностью учащимися значения слова, содержащего орфоэпему.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что:
1. Апробирована ассоциативная методика усвоения орфоэпем на мате­риале (произношение заимствованных слов, произношение глагольных форм, произношение акцентологических норм), усвоенном в пятом классе.
2. Разработан интерактивный тренажер «Орфоэпические полеты», спо­собствующий усвоению орфоэпических норм, для учащихся пятого класса.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения по усвоению языкового знака, работы по психолингвистическим технологиям восприятия и теории восприятия информации носителем языка в соответствии с латеральным профилем (Т.А.Гридина, Н.И.Коновалова).
Практическая значимость работы: Результаты данной работы могут использоваться для применения психолингвистических методов в работе со школьниками на уроках русского языка в теме «Орфоэпия».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты ис­следования докладывались на научно-практических конференциях (Екате­ринбург: «Актуальные проблемы филологии» 2017, «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей» 2018).
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, за­ключения, списка используемой литературы, приложения.
Тезаурус:
Орфоэпия -раздел лингвистики, изучающий совокупность правил уст­ной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответст­вии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и за­крепившимися в литературном языке. [Касаткин, 2011, с. 38]
Орфоэпема - основная единица орфоэпии. Ее представляют варьи­рующиеся в одной и той же фонетической позиции звуки или фонемы и варьирующиеся в одной и той же словоформе или в первой основе сложного слова место ударения. Орфоэпемы могут различаться по степени употреби­тельности составляющих ее вариантов, возможной прикрепленности их к разным фонетическим и фразовым позициям, употребляемости в разных сферах речи, по количеству вариантов и их функциональной нагрузке- количеству слов (словоформ),в которых наблюдается тот или иной вариант орфоэпемы. Варианты орфоэпем могут обозначаться и не обозначаться на письме. [Касаткин, 2011, с. 38].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе исследованы орфоэпические нормы русского языка, приведе­на их классификация. В ходе эксперимента выявлены наиболее частотные ошибки, совершаемые учениками пятого класса при употреблении орфоэпем в речи, а также причины трудностей правильного произношения слов, со­держащих орфоэпемы.
На первом этапе нашей работы орфоэпия рассмотрена как раздел лин­гвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке. Выделены два научных подхода к определению объема понятия «ор­фоэпия». Первым подходом является определение орфоэпии как совокупно­сти норм произношения звуков и их сочетаний, а также слов, исключающей из них вопросы, касающиеся ударения (А.Н.Гвоздев, М.В.Панов, В.В.Иванов, Е.А.Окунцова, Д.Э.Розенталь, Л.А.Вербицкая). Вторым подходом является рассмотрение данного понятия в широком смысле: совокупности норм про­изношения и ударения (Р.И.Аванесов, А.А. Реформатский, Л.И.Скворцов, Л.Л.Касаткин, Т.Ф.Иванова, К.С.Горбачевич)
На следующем этапе раскрыто практическое значение орфоэпии. Со­блюдение орфоэпических норм, как и других литературных норм, совершен­ствует язык как средство общения, облегчает обмен мнениями. Правильное произношение является одним из важнейших показателей культуры речи.
Рассмотрено изучение орфоэпем в современной школьной практике, а также их представленность в сознании учеников пятого класса. Анализ учеб­но-методической литературы по исследуемой теме позволил нам выявить теоретическое основы изучения орфоэпии в школе.
Во второй главе исследования нами были рассмотрены факторы, влияющие на усвоение орфоэпических норм, а также описан процесс обра­ботки информации при усвоении орфоэпем, протекающий в когнитивных структурах человеческого мозга.
Процесс обработки информации при усвоении орфоэпических норм русского языка в когнитивных структурах человеческого мозга связан с мно­жеством условий, обеспечивающих его успешность. С точки зрения психо­лингвистики эти условия являются субъективными и индивидуальными для каждого ученика. Успешность таких когнитивных операций как ассоцииро­вание, воображение, обработка и извлечение информации обуславливается актуальностью орфоэпемы в сознании школьника, заинтересованностью в получении новых знаний. Сложность усвоения орфоэпической нормы уча­щимся связана с психологическими особенностями восприятия: соответствие способа предъявления информации и ведущей модальности ее восприятия и обработки учеником.
Далее представлено проведенное нами экспериментальное исследова­ние, состоящее из нескольких этапов.
На первом этапе исследования нами были выявлены ошибки, которые чаще всего совершаются учениками пятого класса при употреблении орфо­эпем в речи, а также причины трудностей правильного произношения слов, содержащих орфоэпемы. Наиболее частотными ошибками в полученных от­ветах являются заимствованные слова (бутерброд, партер),слова с нормой произношения глагольных форм (не дал, включишь) и слова с акцентологи­ческими нормами произношения (щавель, тортов, форзац)Представлены ре­зультаты исследования.
Следующий эксперимент был посвящен исследованию актуальности орфоэпической нормы в сознании носителей языка. Под актуальностью мы подразумеваем усвоенность значения слова, содержащего орфоэпему и час­тотность употребления орфоэпемы в речи. По результатам исследования на­ми был сделан вывод о том, что орфоэпемы обладают разной степенью акту-
альности в сознании разных групп носителей языка. Для первой группы рес­пондентов орфоэпические нормы являются актуальными, поэтому подверга­ются меньшему воздействию факторов нивелирования норм произношения.
Для второй и особенно для третьей группы респондентов орфоэпемы, представленные в опроснике, не являются актуальными, следовательно, чаще поддаются воздействию узуса.
Третьим этапом является исследование, которое было проведено нами с целью изучении влияния мнемотехник на усвоение орфоэпических норм учениками пятого класса. Нами были рассмотрены мнемотехники для усвое­ния орфоэпических норм и приведены примеры мнемотехник для усвоения актуальных орфоэпем, вызывающих затруднения при употреблении в речи, для учащихся в соответствии с ведущими модальностями восприятия. Иссле­дование состоит из двух экспериментов.
В ходе первого эксперимента ученикам пятого класса были представ­лены опросники с орфоэпемами, в произношении которых допускается наи­большее количество ошибок. Орфоэпемы были отобраны с учетом результа­тов предыдущих исследований орфоэпической грамотности носителей языка. По результатам первого эксперимента мы сделали вывод о том, что наиболее трудными в произношении словами для учеников являются глагольные фор­мы (не дал, включит, облегчить), акцентологические нормы (баловать, фор­зац, искра, банты) и заимствованные слова (жалюзи, партер).
После проведения первого эксперимента ученикам были представлены мнемотехники для запоминания правильного произношения орфоэпем. В те­чение двух недель школьники осваивали данные мнемотехники на уроках русского языка. Для внедрения мнемотехник педагогом были внесены изме­нения в структуру занятия: в начале урока в классе проводились «орфоэпиче­ские минутки».
По результатам исследования мы сделали вывод о том, что количество ошибок минимизировалось. В процентном соотношении оно сократилось на 23%.


1. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1997.
2. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974;с. 17.
3. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
4. Бондаренко ,А.А., Каленчук ,М.Л. // Формирование навыков литера­турного произношения у младших школьников. М.,2010
5. Бондаренко, Л.В., Вербицкая, Л.А., Гордина, М.В., Зиндер, Л.Р., Касе- вич, В.Б. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языко­знания. 1974.
6. Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976; с.16
7. Вещикова, И.А. Орфоэпия: основы теории и прикладные аспекты: мо­нография. М.,2007.
8. Выготский, Л.С. Общая психология. M., 2000.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики.
10. Глухов, В.П. Психолингвистика .Теория речевой деятельности. 2005;
58 с.
11. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989; с.
12. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество.
13. Гридина, Т.И., Коновалова, Н.И. // Вербальные мнемотехники как ме­ханизм кодирования и декодирования информации. 2010 ; с. 16-31.
14. Гридина, Т.И., Коновалова, Н.И., Бурцева В.В. Орфоэпический сло­варь. М.: АСТ, 2013.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982; с.157...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ