Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №98258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программ ДОУ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 39
2.2. Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование
словаря детей младшего дошкольного возраста 51
2.3. Организация деятельности педагога по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста с каждым днем приобретает все большую актуальность. Современным обществом обозначен социальный запрос на всесторонне развитую личность, с хорошо поставленной речью, способную четко формулировать свою мысль, обладающую коммуникативными умениями, обладающую большим словарным запасом. Значительным образом усложненная школьная программа требует от будущего первоклассника обладания умением не только усвоить даваемые знания, но и способностью проявить творческий подход в изложении учебного материала, умением выразить при необходимости свое отношение, дать нужный ответ в нужной форме, сформулировать свою точку зрения, правильно задать интересующий вопрос.
В соответствии с ФГОС ДО предполагается, что в конце дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения...» [58, с. 12]. Решение данных задач возможно только при условии успешного формирования словаря. По мнению исследователей, активное формирование словаря целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста, чтобы к окончанию дошкольного детства ребенок был готов к обучению в школе и обладал достаточным словарным запасом.
Объем и качество словаря также важны и при общении ребенка со сверстниками в группе детского сада. При постепенном осваивании новых слов, расширении словарного арсенала ребенку становится легче выстраивать взаимодействие со сверстниками. Ребенок, обладающий хорошим словарным запасом, с легкостью находит товарищей по игре, умеет заинтересовать сверстников интересной историей, обогатить игровой сюжет, такому ребенку легче формулировать ответ на занятиях.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Описать лингвистические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5. В ходе практической работы исследовать уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста, разработать и провести комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
База проектировочной работы: МАДОУ «Детский сад № 41» г. Екатеринбурга. В работе приняло участие 23 ребенка младшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста на сегодняшний день не утеряла своей актуальности. Как количественная, так и качественная стороны развития словаря важны и для общения ребенка со сверстниками в группе детского сада, и для его общения со взрослыми.
Обогащение словарного запаса младшего дошкольника происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Словарная работа с младшими дошкольниками организуется с обязательным использованием наглядности. Выделяют две группы методов формирования словаря детей дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Результаты диагностирования уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста показали, что 52 % младших дошкольников обладают недостаточным уровнем сформированности словаря. Объем активного словаря данных воспитанников находится на низком уровне, недостатки словаря проявляются в неправильных наименованиях. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения. Используемые данными воспитанниками слова не всегда соответствует точному обозначению признаков, также данные воспитанники испытывают затруднения при подборе слов сходных или противоположных по значению.
Были выявлены несколько основных проблем в области развития словаря младших дошкольников: трудности при необходимости подобрать к слову подходящее прилагательное; дети не всегда используют название слова в соответствии с его назначением; недостаточный уровень сформированное™ номинативного словаря; затруднения при подборе антонимов.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы и выявленных проблем была спланирована работа по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, сформирован комплекс игр и упражнений, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста, и составлен план работы. Подборка игр и упражнений осуществлялась с учетом выявленных проблем.
Для комплексного подхода к формированию словаря детей младшего дошкольного возраста были спланированы мероприятия, направленные на повышение компетентности педагогов и родителей в области формирования словаря детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что комплексный подход к формированию словаря младших дошкольников (работа в трех направлениях: с дошкольниками, родителями и педагогами) позволит достичь более высоких результатов в работе по формированию словаря у детей младшей группы.



1. Абдурафиева, А. Н. Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических [Текст] /
А. Н. Абдурафиева // Молодой ученый. - 2017. - № 21 - С. 394-397.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Богуславская, З. М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславкая / Докл. АПН РСФСР. - 1960. - № 1. - С. 37-39.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Вязовик, Л. В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / Л. В. Вязовик // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - 2016. - С. 34-35.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АН РСФСР, 1956. - 350 с.
7. Гербова, В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности [Текст] / B. В. Гербова // Ученые записки : МГЗПИ. - 1970. - № 31. - С. 17-19.
8. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-синтез. - 2014. - 104 с.
9. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития: [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов. - М. : Изд-во СГУ. - 2013. - 204 с.
10. Гризик, Т. И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. [Текст] : пособие для детей 3-4 лет / Т. И Гризик. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.
11. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 3-4 лет. [Текст] : Методическое пособие для воспитателей. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.
12. Громова, О. Е. Зайка в цирке. [Текст] : Развитие речи. Для детей 2-4 лет. - М. : Карапуз, 2010. - 267 с.
13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011. - 528 с.
14. Диброва, Е. И. Современный русский язык [Текст] : учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин. - М. : Юрайт, 2013. - 559 с.
15. Долгих, Н. Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии [Текст] / Н. Г. Долгих // Филологические науки. - 1973. - № 1. - С. 89-98.
16. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. [Текст] : вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 с.
17. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа [Текст] / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 160 с.
18. Звегинцев, В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика [Текст] / В. А. Звегинцев. - М. : Просвещение, 1967. - 338 с.
19. Иванова, Н. П. Лексические упражнения в детском саду [Текст] / Н. П. Иванова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1980. - С. 17-28.
20. Караулов, Ю. Н. Структура лексико-семантического поля [Текст] / Ю.Н. Караулов // Филологические науки. - 1972. - № 1. - С. 49-68.
21. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет [Текст] : 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 с.
22. Колодяжная, Т. П., Маркарян, И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Т. П. Колодяжная, И. А. Маркарян . - М. : Перспектива, 2009. - 144 с.
23. Комратова, Н. Г. Учимся говорить правильно [Текст] : учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет / Н. Г. Корматова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 160 с.
24. Коурдакова, Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики.
- 2017. - №2.1. - С. 16-17.
25. Лапинская, Л. Р. Специфика обследования словарного запаса детей раннего и младшего дошкольного возраста / Л. Р. Лапинская // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2 - С. 416-424.
26. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. [Текст] : конспекты занятий. Ч. 1 / О. Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
27. Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз [Текст] / Е. Е. Ляско. - СПб. : Речь, 2010. - 190 с.
28. Мамедова, Е. Х. Лингвистические основы речи детей
дошкольного возраста [Текст] : вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С.133-135.
29. Мишанова, О. Г. Принцип преемственности в речевом развитии детей [Текст] / О. Г. Мишанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 769-771.
30. Никулина Е. С. Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ [Текст] / Е. C. Никулина // Молодой ученый. - 2016. - №27 - С. 695-698.
31. Нищева, Н. В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста. С 3 до 4 лет [Текст] / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 189 с.
32. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) [Текст] : Учебное пособие / И. П. Носенко.- М. : ЦПО, 2009. - 96 с.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : А Темп, 2013. - 865 с.
34. Осипова, Л. Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников [Текст] : метод. пособие / Л. Б. Осипова , Н. В. Ульянова. - Челябинск : Цицеро, 2012. - 40 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова , М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез. 2014. - 368 с.
36. Парамонова, Л. А. Истоки: Примерная образовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Л. А. Парамонова, Т. А. Алиева, А. Н. Давидчук. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
37. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка [Текст] : учеб. пособие - М. : Флинта : Наука, 2011. - 224 с.
38. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсо, науч. рук. Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
39. Рудик, О. С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной
деятельности [Текст] / О. С. Рудик. - М. : Сфера, 2009. - 160 с.
40. Севенюк, С. А. О развитии воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. А. Севенюк, Н. Д. Савостина, И. И. Карасева // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. - М. : Сфера, 2016. - С. 114-119.
41. Саржанова, А. Н. Использование лексических упражнений для развития словаря детей дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Саржанова, Н. А. Уткина. // Межвузовский вестник. - 2011. - № 4. - С. 211-213.
42. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа [Текст] / Т. Л. Сиварева. - Мн. : Совр. школа, 2010. - 80 с.
43. Смирнова, Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет [Текст] / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. - М. : АСТ, Астрель, 2012. - 175 с.
44. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник для вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - СПб. : Детство-Пресс,- 2009. - 304 с.
45. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. - М. : Просвещение, 1966. - 271 с.
46. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Ф. А. Сохин. - 2-е изд.,
испр. - М. : Просвещение. 1979. - 223 с.
47. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 39-43.
48. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. Образования / Н. А. Стародубова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 256 с.
49. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 108 с.
50. Тихонова, Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи [Текст] / Г. А. Тихонова // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6-7. - С. 76-81.
51. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]. : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
52. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО [Текст] / О. С. Ушакова, Т. В. Цветкова. - М. : Сфера. 2017. - 96 с.
53. Ушакова О. С. Придумай слово [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 105 с.
54. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. [Текст] /
О. С. Ушакова . - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
55. Ушакова, О. С. Развитие речи в картинках. Занятия детей. Демонстрационный материал [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2013. - 296 с.
56. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2010. - 288 с.
57. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] : Кн. для учащихся / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений - М. : Просвещение, 1948. - С. 267-268.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М. : ТЦ Сфера, - 2015. - 96 с.
59. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / О. Ю. Филимонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
60. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников [Текст] / О. Г. Ханина. - Рн/Д : Феникс, 2012. - 48 с.
61. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
62. Чурякова, Н. П. Речевое развитие младших дошкольников [Текст] / Н. П. Чурякова // Сборник статей международной научной конференции. - 2016. - С. 91-100.
63. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : Хрестоматия. Учебное пособие. / сост. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2004. - 330 с.
64. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с
65. Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года [Текст] / Е. А. Янушко. - М. : Просвещение, 2010. - 429 с.
66. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет [Текст] / Е. А. Янушко. - М. : Эксмо, 2016. - 424 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ