Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программ ДОУ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 39
2.2. Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование
словаря детей младшего дошкольного возраста 51
2.3. Организация деятельности педагога по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программ ДОУ и методических пособий с точки зрения
возможности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 39
2.2. Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование
словаря детей младшего дошкольного возраста 51
2.3. Организация деятельности педагога по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста с каждым днем приобретает все большую актуальность. Современным обществом обозначен социальный запрос на всесторонне развитую личность, с хорошо поставленной речью, способную четко формулировать свою мысль, обладающую коммуникативными умениями, обладающую большим словарным запасом. Значительным образом усложненная школьная программа требует от будущего первоклассника обладания умением не только усвоить даваемые знания, но и способностью проявить творческий подход в изложении учебного материала, умением выразить при необходимости свое отношение, дать нужный ответ в нужной форме, сформулировать свою точку зрения, правильно задать интересующий вопрос.
В соответствии с ФГОС ДО предполагается, что в конце дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения...» [58, с. 12]. Решение данных задач возможно только при условии успешного формирования словаря. По мнению исследователей, активное формирование словаря целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста, чтобы к окончанию дошкольного детства ребенок был готов к обучению в школе и обладал достаточным словарным запасом.
Объем и качество словаря также важны и при общении ребенка со сверстниками в группе детского сада. При постепенном осваивании новых слов, расширении словарного арсенала ребенку становится легче выстраивать взаимодействие со сверстниками. Ребенок, обладающий хорошим словарным запасом, с легкостью находит товарищей по игре, умеет заинтересовать сверстников интересной историей, обогатить игровой сюжет, такому ребенку легче формулировать ответ на занятиях.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Описать лингвистические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5. В ходе практической работы исследовать уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста, разработать и провести комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
База проектировочной работы: МАДОУ «Детский сад № 41» г. Екатеринбурга. В работе приняло участие 23 ребенка младшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с ФГОС ДО предполагается, что в конце дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения...» [58, с. 12]. Решение данных задач возможно только при условии успешного формирования словаря. По мнению исследователей, активное формирование словаря целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста, чтобы к окончанию дошкольного детства ребенок был готов к обучению в школе и обладал достаточным словарным запасом.
Объем и качество словаря также важны и при общении ребенка со сверстниками в группе детского сада. При постепенном осваивании новых слов, расширении словарного арсенала ребенку становится легче выстраивать взаимодействие со сверстниками. Ребенок, обладающий хорошим словарным запасом, с легкостью находит товарищей по игре, умеет заинтересовать сверстников интересной историей, обогатить игровой сюжет, такому ребенку легче формулировать ответ на занятиях.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
2. Описать лингвистические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать методические основы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5. В ходе практической работы исследовать уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста, разработать и провести комплекс игр и упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
База проектировочной работы: МАДОУ «Детский сад № 41» г. Екатеринбурга. В работе приняло участие 23 ребенка младшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста на сегодняшний день не утеряла своей актуальности. Как количественная, так и качественная стороны развития словаря важны и для общения ребенка со сверстниками в группе детского сада, и для его общения со взрослыми.
Обогащение словарного запаса младшего дошкольника происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Словарная работа с младшими дошкольниками организуется с обязательным использованием наглядности. Выделяют две группы методов формирования словаря детей дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Результаты диагностирования уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста показали, что 52 % младших дошкольников обладают недостаточным уровнем сформированности словаря. Объем активного словаря данных воспитанников находится на низком уровне, недостатки словаря проявляются в неправильных наименованиях. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения. Используемые данными воспитанниками слова не всегда соответствует точному обозначению признаков, также данные воспитанники испытывают затруднения при подборе слов сходных или противоположных по значению.
Были выявлены несколько основных проблем в области развития словаря младших дошкольников: трудности при необходимости подобрать к слову подходящее прилагательное; дети не всегда используют название слова в соответствии с его назначением; недостаточный уровень сформированное™ номинативного словаря; затруднения при подборе антонимов.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы и выявленных проблем была спланирована работа по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, сформирован комплекс игр и упражнений, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста, и составлен план работы. Подборка игр и упражнений осуществлялась с учетом выявленных проблем.
Для комплексного подхода к формированию словаря детей младшего дошкольного возраста были спланированы мероприятия, направленные на повышение компетентности педагогов и родителей в области формирования словаря детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что комплексный подход к формированию словаря младших дошкольников (работа в трех направлениях: с дошкольниками, родителями и педагогами) позволит достичь более высоких результатов в работе по формированию словаря у детей младшей группы.
Обогащение словарного запаса младшего дошкольника происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Словарная работа с младшими дошкольниками организуется с обязательным использованием наглядности. Выделяют две группы методов формирования словаря детей дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Результаты диагностирования уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста показали, что 52 % младших дошкольников обладают недостаточным уровнем сформированности словаря. Объем активного словаря данных воспитанников находится на низком уровне, недостатки словаря проявляются в неправильных наименованиях. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения. Используемые данными воспитанниками слова не всегда соответствует точному обозначению признаков, также данные воспитанники испытывают затруднения при подборе слов сходных или противоположных по значению.
Были выявлены несколько основных проблем в области развития словаря младших дошкольников: трудности при необходимости подобрать к слову подходящее прилагательное; дети не всегда используют название слова в соответствии с его назначением; недостаточный уровень сформированное™ номинативного словаря; затруднения при подборе антонимов.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы и выявленных проблем была спланирована работа по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, сформирован комплекс игр и упражнений, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста, и составлен план работы. Подборка игр и упражнений осуществлялась с учетом выявленных проблем.
Для комплексного подхода к формированию словаря детей младшего дошкольного возраста были спланированы мероприятия, направленные на повышение компетентности педагогов и родителей в области формирования словаря детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что комплексный подход к формированию словаря младших дошкольников (работа в трех направлениях: с дошкольниками, родителями и педагогами) позволит достичь более высоких результатов в работе по формированию словаря у детей младшей группы.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



