ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3. Содержание взаимодействия педагога и детей в процессе
формирования звуковой культуры речи 19
1.4. Анализ программного обеспечения формирования звуковой
культуры речи детей среднего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика уровня звуковой культуры речи у детей среднего
дошкольного возраста 39
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 44
2.3. Диагностика уровня звуковой культуры речи у детей среднего
дошкольного возраста по результатам опытно -поисковой работы 52
2.4. Деятельность педагога по формированию звуковой культуры речи
у детей среднего дошкольного возраста: методы и приемы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Одной из тенденций развития современного общества является переход к образованию в течение всей жизни. Основа данного процесса закладывается на первых этапах формирования личности - в ходе воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Высококвалифицированный воспитатель должен обладать большим спектром знаний, умений, навыков и должен иметь высокоразвитые компетенции, необходимые в его профессиональной деятельности. В свою очередь, у дошкольников, особенно средней возрастной группы, в данный период закладываются знания, формируются умения и навыки, необходимые для успешного дальнейшего развития и обучения, например, произносительные навыки и звуковая культура речи. Повышение профессионального уровня воспитателей - необходимое условие модернизации системы образования России, поэтому в данной работе будет уделено особое внимание основным аспектам вопроса звуковой культуры речи применительно к среднему дошкольному возрасту, о которых следует знать практикующим и будущим воспитателям.
Актуальность данной работы заключается в недостаточной систематизации представленных научно-теоретических и практически- ориентированных материалов применительно к вопросу повышения звуковой культуры речи дошкольников средней возрастной группы, ведь одного изучения вышеуказанных материалов будет недостаточно, так как не будет ответа на вопрос, как применять полученные знания на практике. Воспитатель должен контролировать каждый этап занятия и оценивать его результативность и эффективность с точки зрения воспитательного, развивающего, познавательного и учебного аспектов.
Необходимо отметить, что уже сложилась довольно значительная научная база для рассмотрения вопроса звуковой культуры речи в дошкольном возрасте. Анализ ряда теоретических работ показал, что в центре внимания ученых были и остаются следующие вопросы:
- изучение психических и физических изменений у детей в процессе их онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)[26];
- разработка теоретических основ такого вопроса, как «звуковая культура речи» (М.Л. Кусова, О.И. Соловьева) [8];
- практическая работа над улучшением звуковой культуры речи в условиях дошкольного учебного заведения (Ф.А. Сохин, А.Г. Хрипкова) [16].
Объект исследования: педагогический процесс повышения уровня звуковой культуры речи применительно к средней возрастной группе в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методика работы над звуковой культурой речи в средней дошкольной группе.
Проблема, рассматриваемая в данной работе, заключается в том, что, с одной стороны, дошкольники средней возрастной группы нуждаются в особенном внимании к их звуковой культуре речи, с другой, педагогам дошкольных учреждений необходимо повышать уровень своих знаний в настоящей области для того, чтобы работа с дошкольниками по указанному аспекту велась результативно. Поиск решения этого противоречия представляет собой цель исследования, а именно проведение опытно-поисковой работы по улучшению звуковой культуры речи дошкольников средней возрастной группы после реализации разработанного методического материала, а также последующее составление рекомендаций для воспитателей на основе результатов описываемой работы.
Были поставлены следующие задачи исследования:
- определение психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
- выявление особенностей формирования звуковой культуры речи в возрасте 4-5 лет;
- выявление основных принципов, по которым должно строиться взаимодействие воспитателя и дошкольников при работе над их звуковой культурой речи;
- проведение анализа имеющихся программ, нацеленных на работу над звуковой культурой речи в дошкольных учебных заведениях;
- проведение диагностических мероприятий для определения уровня сформированности звуковой культуры речи у дошкольников средней группы до и после реализации разработанных методических мероприятий;
- реализация предложенной методической системы, на основе которой строится работа по улучшению звуковой культуры речи дошкольников;
- описание рекомендаций по воспитанию звуковой культуры речи на основе полученных результатов опытно-поисковой работы.
Методы исследования: анализ и обобщение результатов исследований по теме работы, моделирование педагогического процесса, беседа, наблюдение, тестирование, графопостроение, сравнение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений.
Обучение звуковой культуры речи в среднем дошкольном возрасте - достаточно длительный процесс, подразумевающий двунаправленную работу, то есть, не только педагог должен требовать от детей определенного уровня развития дикции у детей, но и предъявлять определенные требования к своей речи, а главное, знаниям в области педагогики, возрастной психологии, биологии, методики работы в дошкольных учреждениях, психолингвистики и других дисциплин.
Рассматривая психологические особенности среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что дети находятся на смешанном этапе касательно развития их речи: идет процесс перехода от бессознательного освоения речи к осознанному отношению к этому вопросу.
Основные особенности работы со звуковой культурой речи сводятся к возрастным особенностям детей, которые определяют уровень их возможностей касательно их речевого аппарата, речевого дыхания, слуха и прочих аспектов данного вопроса.
Роль педагога в процессе становления звуковой культуры речи невозможно переоценить. Воспитатель должен вести работу по различным направлениям: речевой слух, работа с артикуляционным аппаратом, речевое дыхание, темп, тембр, громкость голоса, дикция, орфоэпия, интонационная выразительность и другие. Сегодня в детских дошкольных учреждениях реализуются несколько программ, разработанных специально для русскоговорящих детей и в той или иной степени имеющих в качестве одной из своих задач повышение уровня звуковой культуры речи у дошкольников.
После рассмотрения теоретических аспектов исследуемого вопроса был разработан комплекс мероприятий, на основе которых проходила опытно-поисковая работа с дошкольниками в МКОУ Юмасинская СОШ. Данный комплекс полностью соответствовал методической системе, которая описана в данном исследовании и которая может являться основой для составления плана занятий по улучшению звуковой культуры речи в дошкольных учебных заведениях.
По результатам вводного и завершающего тестирований мы можем сделать вывод, что апробация комплекса мероприятий, разработанных на основе методической четырехуровневой системы, прошла успешно и может быть выражена в процентном отношении: разница в баллах за вводное и завершающее тестирования составила 28%. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики, нацеленной на улучшение звуковой культуры речи у дошкольников средней возрастной группы.
По окончании описываемого исследования нами были выдвинуты некоторые рекомендации, которые могут быть полезны при дальнейшей работе по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников, а также на основе, которых может быть произведено более углубленное исследование рассматриваемой проблемы в последующей научно-исследовательской и практической деятельности.
1. Алексеева, М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] / М. М. Алексеева; под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Академия, 2015. - 156 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1997. - 396 с.
3. Андреасова, М. Е. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М. Е. Андреасова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3.- С. 29-33.
4. Бабушкина, Т. В. Техника речи [Электронный ресурс]: Интернет- учебник, 2001. - URL: http://studopedia.ru/7_155003_osnovnie-svoystva-golosa.html (дата обращения: 06.07.2017).
5. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. -432 с.
6. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. -234 с.
7. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. -М.: Айрис пресс, 2006. - 190 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. - 1136 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007. - 98 с.
10. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2007.- 207 с.
11. Давыдович, Л. К. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / Л. К. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 146-149.
12. Денисова, Л. Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии[Текст] / Л. Ю. Денисова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 565-567.
13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. - 78 с.
14. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5-7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель - логопед - ребенок - родитель» [Текст] / М. В. Земляченко // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 421-424.
15. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
16. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М. М. Кольцова. -М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
17. Кусова, М. Л. Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве [Текст] / М. Л. Кусова // Филологический класс. - 2003. - № 9. - С.16-21.
18. Логопедия[Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. / под ред. Л. С. Волковой. - М.:Владос, 1998. - 680 с.
19. Лопухина, И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей [Текст] / И. В. Лопухина. -М.: Аквариум, 2005. -320 с.
20. Максаков, А. И. Звуковая культура речи [Текст] / А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева. -М.: Просвещение, 2014. - 148 с.
21. Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2013. - 155 с.
22. Машковцева, Л. М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов [Текст] / Л. М. Машковцева// Концепт. - 2014. - № 32. - С. 21-25.
23. Мир детства. Дошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1999. - 415 с.
24. Митькина, И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Митькина // Стратегия дошкольного образования в XXI в. Проблемы и перспективы. - 2001. - № 1. - С. 140-141.
25. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М.:Владос, 1997. - 608 с.
26. Орлова, О. С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе [Текст] / О. С. Орлова // Специальное образование. - 2013. - № 4. - С. 92-104.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г. А. Власовец. - М.: Детство-Пресс, 2002. - 76 с.
28. От рождения до школы [Текст]: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 336 с.
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 06.07.2017).
30. Программа «Детство» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kdp-spb.ru/kollegam/programma-detstvo.html (дата обращения: 06.07.2017).
31. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. -М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
32. Романова, Г. В. Формирование правильной дикции у дошкольников [Текст] / Г. В. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
33. Соловьева, Е. В. Проект «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Текст] / Е. В. Соловьева, Л. В. Редько. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
34. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. - М.: Просвещение, 1966. - 176 с.
35. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст] / Ф. А. Сохин // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С. 7-18.
36. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. -М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.
37. Сугробова, Г. А. Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников [Текст] / Г. А. Сугробова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2006. - № 5. - С. 138-142.
38. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. -М.: Просвещение, 1981. - 216 с.
39. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] / Г. А. Тумакова; под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
40. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 337 с.
41. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О. С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 12. - С. 5-13.
42. Фатеева, Н. М. Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] / Н. М. Фатеева // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2010. - № 4.- С. 478-480.
43. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 183 с.
44. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. -М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
45. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
46. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 2000. - 39 с.
47. Швайко, Г. С. Игры игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 2008. - 78 с.
48. Швецова, И. Г. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Г. Швецова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 29-31.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б.Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
50. Яшина, В. И. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Текст] / В. И. Яшина // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - 1980. - № 3. - С. 68-71.