Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3.1. Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной
речи у детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3.1. Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной
речи у детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом - это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача - сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [29].
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе применялись различные методы:
- диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад №18 «Родничок», ГО Карпинск, старшая группа в количестве 18 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [29].
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе применялись различные методы:
- диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад №18 «Родничок», ГО Карпинск, старшая группа в количестве 18 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
На основании проделанной работы можно сделать соответствующие выводы:
1. Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи - коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
2. Сложно переоценить социальную значимость развития связной речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи влияет и на воспитание, и на развитие интеллекта. Самым важным периодом развития речевой деятельности является период дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит огромное количество информации.
3. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, овладевает грамматически правильной диалогической и монологической речью, развивает интонационную и звуковую культуру. Все эти навыки особенно актуальны для следующей ступени образования.
4. На сегодняшний день есть немало количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование связной речи у детей. Их применение считается необходимой частью при работе над развитием и исследованием связной речи детей дошкольного возраста.
5. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработан комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи у детей старшей группы.
В выпускной квалификационной работе описаны теоретические аспекты формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6. В ходе диагностики сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили низкие показатели развития связной речи, что не соответствует современным повешенным требованиям к речевой компетентности дошкольников.
Цель нашего исследования была достигнута, так как были разрешены все поставленные задачи :
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи - коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
2. Сложно переоценить социальную значимость развития связной речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи влияет и на воспитание, и на развитие интеллекта. Самым важным периодом развития речевой деятельности является период дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит огромное количество информации.
3. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, овладевает грамматически правильной диалогической и монологической речью, развивает интонационную и звуковую культуру. Все эти навыки особенно актуальны для следующей ступени образования.
4. На сегодняшний день есть немало количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование связной речи у детей. Их применение считается необходимой частью при работе над развитием и исследованием связной речи детей дошкольного возраста.
5. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработан комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи у детей старшей группы.
В выпускной квалификационной работе описаны теоретические аспекты формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6. В ходе диагностики сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили низкие показатели развития связной речи, что не соответствует современным повешенным требованиям к речевой компетентности дошкольников.
Цель нашего исследования была достигнута, так как были разрешены все поставленные задачи :
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Мнемотаблицы как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический )Университет
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе современных образовательных технологий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



