ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3.1. Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной
речи у детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом - это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача - сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [29].
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе применялись различные методы:
- диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад №18 «Родничок», ГО Карпинск, старшая группа в количестве 18 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
На основании проделанной работы можно сделать соответствующие выводы:
1. Речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении связной речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи - коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
2. Сложно переоценить социальную значимость развития связной речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи влияет и на воспитание, и на развитие интеллекта. Самым важным периодом развития речевой деятельности является период дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит огромное количество информации.
3. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, овладевает грамматически правильной диалогической и монологической речью, развивает интонационную и звуковую культуру. Все эти навыки особенно актуальны для следующей ступени образования.
4. На сегодняшний день есть немало количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование связной речи у детей. Их применение считается необходимой частью при работе над развитием и исследованием связной речи детей дошкольного возраста.
5. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработан комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи у детей старшей группы.
В выпускной квалификационной работе описаны теоретические аспекты формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6. В ходе диагностики сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили низкие показатели развития связной речи, что не соответствует современным повешенным требованиям к речевой компетентности дошкольников.
Цель нашего исследования была достигнута, так как были разрешены все поставленные задачи :
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004. 304 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
3. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. М.: Академа, 1997. 223 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов-на- Дону: изд-во «Лабиринт Пресс», 2005. 233 с.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Владос, 2005. 280 с.
6. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 16. С. 110-111.
7. Безрукова О.А Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект: Методическая разработка с тестовыми заданиями, Иллюстративное приложение к тестовым заданиям, CD-диск с протоколами обследования речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. М.: Каисса, 2008. 86 с.
8. Блинов Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка, М.: Просвещение, 2006. 129 с.
9. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.: Наука, 2009. 277 с.
10. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Венгер Н.Б., Говорова Р.И.,
Дьяченко О.М., Журова Л.Е., Лаврентьева Т.В., Тарасова К.В.,
Холмовская В.В., Цеханская Л.И. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, М.: Педагогика, 1986. 224 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М.: Наука, 2006. 275 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер, 2007. 421 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 2008. 309 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. М.: Просвещение, 1982. 366 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244 с.
16. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1990. №6.5 с.
17. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003. 188 с.
18. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 198 с.
19. Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И.,
Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. 187 с.
20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Детство- Пресс, 2006. 211 с.
21. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. 211 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
23. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. М.: Просвещение, 2008.
177 с.
24. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. М.: ТЦ Сфера, 1997. 232 с.
25. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2010. 129 с.
26. Капинос В.И. Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 2004. 189 с.
27. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2001. 56 с..
28. Конышева Н.М. Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей. М.: Ассоциация XXI век, 2007. 192 с.
29. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. М.: Сфера, 2011. 199 с.
30. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Радуга, 2011. 245 с.
31. Ладыженская Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Радуга, 2010. 137 с.
32. Лебедева Л.М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. №2. 65-67 с.
33. Лекции по общей психологии/А.Р. Лурия. Спб.: Питер, 2007.
34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. М.: Просвещение, 1983. 233 с
35. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 112 с.
36. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Просвещение, 1983. 281-293 с.
37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. 234 с.
38. Лингвистический энциклопедический словарь М.: "Советская энциклопедия" 1990.
39. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. 246 с.
40. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д, 1998. 211 с.
41. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог - психолог. Основы профессиональной деятельности. - Самара: М.: «Бакрах» , 2004. 288 с.
42. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.
43. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Сальникова Т.П. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 334 с.
44. Мишина И.Н. Использование современных образовательных технологий по развитию речи младших школьников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. №2. 79-82 с
45. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность, М.: Просвещение, 2009. 167 с.
46. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 2002. 211 с.
47. Образовательная система «Школа 2100»: Сборник программ: Дошкольное образование: Начальная школа. - М.: Баласс, 2010. 199 с.
48. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология, М.: Наука, 2006. 201 с.
49. "Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой ).Под ред. М.;Мозаика-Синтез,2012. 336 с.
50. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 266 с.
51. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994. 198 с.
52. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов Пособие для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия Брушлинский А.В., Абульханова К.А. - Славская СПб: М.: "Питер", 2000
54. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной
деятельности. -М. ВЛАДОС, 2009. 200 с.
55. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Дис. канд.пед.наук. М., 1987. 133 с
56. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2011. 210 с.
57. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М.: Мир, 2008. 202 с.
58. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. 55 с.: илл. (Библиотека
практикующего логопеда).
59. .Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи, М.: Радуга, 2007. 149 с.
60. Чиндилова, О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. / О.В. Чиндилова. Москва- Воронеж, 2010. 66 с.
61. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы и программы: Концепция системы «Предшкола нового поколения» / Р.Г. Чуракова. М.: Академ книга, 2010. 189 с.
62. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.М., 1958. 386 с.