ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и сущность творчества, творческих способностей 7
1.2. Развитие творческих способностей дошкольников в
театрализованной деятельности в современной педагогике и 1 психологии 15
Вывод по главе 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Подготовка и организация опытно-поискового исследования
40
2.2. Реализация приемов и методов развития творческих способностей у
детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №19 45
2.3. Анализ результатов опытно-поискового исследования 55
Вывод по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования.
Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности.
На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка.
Одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей.
Согласно ФГОС ДО на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира.
Большое значение играет то, какие приемы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми, а также большое значение имеет то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области.
Работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики.
Актуальность проблемы и темы исследования. Важность развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к слабо сформированным игровым навыкам дошкольников. Данная тема актуальна тем, что изучение приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности значимо для дошкольной образовательной системы.
Решить данную проблему можно путем включения в образовательный процесс последовательных и систематических приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
В результате решения ряда частных педагогических задач, таких как развитие мышления, памяти, воображения, познавательная активность, закрепление коммуникативных навыков, стимулирование развития внимания, памяти, речи, восприятия, происходит развитие творческого воображения и творческих способностей.
Методы и приемы в театрализованной деятельности являются уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. На практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии творческих способностей используется недостаточно. Это можно объяснить недостаточной реализацией, бессистемностью и неэффективностью использования методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования творческих способностей дошкольников. Новизна заключается в исследовании развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности и внедрение в педагогический процесс системных и эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Степень разработанности: Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е.П. Торранс, И. Фостер; вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как С.В. Акишев, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, А.Н. Лук и др.
Актуальность, недостаточная изученность указанной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Проблема исследования: каковы приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия творчества и творческих способностей.
2. Выявить приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Раскрыть практические аспекты развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, тестирование.
База исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №19, п. Двуреченска Сысертского городского округа.
Практическая значимость исследования заключается в апробации выявленных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 85 источников. Общий объем работы составляет 72 страницы (без приложений).
Во введении обосновывается актуальность данного исследования, ставятся основные цели и задачи данной работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Вторая глава содержит в себе практические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В заключении подведены итоги настоящего исследования.
Актуальность исследования развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена, во-первых, изменяющимися требованиями к выпускникам дошкольных образовательных учреждений, предполагающими развитие креативного мышления, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Во-вторых, недостаточным уровнем изученности приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в научной литературе. В-третьих, отсутствие в практике дошкольных образовательных учреждений системного использования эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Тема творчества является одной из так называемых «вечных» проблем философии. Творчество представляет собой процесс создания некоего интеллектуального продукта, который ранее не существовал. Исходя из сути творчества, выделяют художественное, научное, техническое, политическое, спортивное и другие виды творчества. Творчество является характерной особенностью человеческого мышления и открывает перед человеком широкий спектр возможностей.
Творчество выступает не только как результат познания, но и как средство познания и конструктивный элемент структуры познания.
Анализ литературы по проблеме творчества и творческих способностей выявил, что большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал, а творческие способности - как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на многообразие подходов, все исследователи единодушны в том, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно¬исторической уникальностью, предполагающая всегда творца - субъекта творческой деятельности. В основании творческого процесса находятся такие составляющие как личное видение творца, социальная значимость, свобода творческого процесса.
Творческие способности уже давно не являются новым предметом исследования, а человеческие способности вызывали интерес к себе во все времена. Неверным будет заключение, что творческие способности - это способность человека к художественной деятельности, к умению рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д.
Системное использование эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствует успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.
Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Творчество - это решение творческих задач, творческая деятельность. Таким образом, творческие способности - это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации, передать накопленный опыт.
Изучив научные труды следующих ученых: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др., мы можем сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте возникает новый тип деятельности - творческий.
Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Творческая деятельность - это деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, приводящее к новым знаниям о мире, отражающее новое отношение к окружающей действительности.
Без проявления творческой инициативы весь процесс обучения теряет свою смысловую значимость. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения, правильно отобранных методов и приемов по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность и готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений и в реализации этого процесса логично помогает театрализованная деятельность.
На базе театрализованной деятельности у детей появляются и развиваются творческие способности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.
В условиях современного дошкольного образования существует проблема отсутствия в практике дошкольных образовательных учреждений системного использования эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Из этого следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности путем применения последовательных и систематических приемов и методов, тем более что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.
Для организации педагогического процесса в МАДОУ №19 в старшей группе «Звездочки» были созданы условия, мотивирующие дошкольников к самостоятельной, инициативной и творческой деятельности, условия успеха. Подобраны необходимые эффективные методы и приемы для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Для решения частных педагогических задач в развитии творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности спланировали и провели необходимый целенаправленный образовательный процесс. Выбрали естественные методы и креативные приемы обучения: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседу, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения и др.
Осуществлялась эта работа путем введения дополнительных занятий по театрализованной деятельности на базе той программы, по которой воспитатель работал с группой, без резких изменений формы занятий. На интегрированных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи также применялись последовательные и систематические приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности, в основном виде деятельности дошкольников игре, педагог не просто наблюдал за детской игрой, а управлял её развитием, обогащая ее включением в игру творческих элементов.
Педагогу необходимо знать, как и во что играют дети, насколько разнообразны сюжеты их игр, помочь воспитанникам научиться разнообразить сюжеты игр, применив приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Это совместная игра педагога с воспитанниками, разыгрывание разных сюжетов с принятием на себя разных ролей. Ребенок в игре учился проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми, инсценировать их, создавать спектакли, использовать в развлечениях и на праздниках.
Результаты диагностирования показали, что у многих детей на начальном этапе необходимо развивать надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для формирования данной способности в работе были использованы различные проблемные ситуации, решая которые, они не просто выбрали оптимальную из предложенных возможностей, а на основе преобразования исходных средств создавали свою альтернативу. Роль педагога заключалась в том, чтобы поддерживать, поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы, не акцентировав внимание на промахах и ошибках, не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включая в игру творческие элементы.
Отличительной особенностью восприятия мира у дошкольников является его целостность. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Отсюда вытекает необходимость применения последовательных и систематических приемов и методов для развития творческих способностей дошкольников в возможности видеть целое раньше частей.
В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный системный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели с применением эффективных методов и приемов развития творческих способностей в театрализованной деятельности. В данной работе, на основе изучения литературы по теме, изучены приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Реализованы на практике дошкольного образовательного учреждения системные и эффективные приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Определилась важность заинтересованности в занятиях самого педагога. Для умелого управления процессом педагог должен владеть основами актерского мастерства, основами режиссёрских умений, должен понимать и разбираться в том, что чувствует ребенок, направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что использование разнообразных приемов и методов в театрализованной деятельности, направленных на формирование творческих способностей, способствует кроме всего и развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, что традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания не содержит системы эффективных методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Как показали результаты опытно-поискового исследования для исправления существующего положения в системе дошкольного воспитания, необходимо последовательное и систематическое использование эффективных методов и приемов в непосредственно образовательной деятельности для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется изучение педагогических условий предметно-пространственной среды развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
1. Аксенова О.Е., Колодич Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Программа «Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2004. - 35 с.
2. Алексеев Н.Г. О психологических методах изучения творчества / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1971. - 335 с.
3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. - 350 с.
4. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - СПб:, Нева, 2001. - 240 с.
5. Бекина С.И. Музыка и движение - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/6/0370/6_0370-1.shtml#book_page_top
7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. - 169 с.
8. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990. - С. 91.
9. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. - № 1. - С. 21-40.
10. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. С. 17-19.
11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320с.
12. Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vipbook.pro/nauka-i- ucheba/enc_spr_slov/189511-bolshoy-enciklopedicheskiy-slovar.html
13. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496с.
14. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. // - Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. С. 32-38.
15. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии.// - 2000. - С. 5-9.
16. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1981. - 266 с.
...