Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала

Работа №14827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1742
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
1.1. Характеристика понятий «конструирование» и «творческие
способности» 8
1.2. Задачи развития творческих способностей старших дошкольников в
процессе конструирования из природного материала 13
1.3. Формы, методы и условия обучения конструированию старших
дошкольников 20
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей старших
дошкольников 38
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников в процессе конструирования из природного материала 42
2.3. Анализ результатов эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 55



В настоящее время большое внимание в ДОУ уделяется решению задач, связанных с развитием творческих способностей дошкольников.
Общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала, потребности и интереса).
У каждого воспитателя есть свои моральные ценности, вкусы и увлечения, с которыми он работает. Деятельность педагога требует творческого подхода, новшества, готовности искать актуальные, нетрадиционные формы работы с детьми, открывающие простор их творческому мышлению, вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитием творческих способностей детей занимались такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, которые отмечали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.
Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались также Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева.
Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.
Исходя из вышесказанного, была определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала».
Цель исследования: выявить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала.
Гипотеза заключается в том, что конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. теоретически обосновать проблему развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала;
2. выявить уровень развития творческих способностей старших дошкольников;
3. разработать и экспериментально проверить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• анализ детских работ;
• наблюдение;
• психолого-педагогический эксперимент;
• метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 73» и МБДОУ «Детский сад № 4» г. Бийска Алтайского края со старшими дошкольниками - детьми подготовительной к школе группы.
Апробация работы. Основные положения работы представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», состоявшейся в АГГПУ им. В.М.Шукшина 27 апреля 2018 г. (г. Бийск).
Практическая значимость данной работы заключается в использовании разработанного комплекса мероприятий, влияющих на развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала.
Структура дипломной работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность дипломной работы, цель, объект, предмет, гипотезу. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей у старших дошкольников.
Вторая глава «Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» включает экспериментальное исследование процесса формирования творческих способностей старших дошкольников.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.
Список литературы включает 50 источников.
Приложение состоит из таблиц, конспектов занятий и игр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ литературы позволил выявить особенности работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по конструированию из природного материала, на которых у них формируются творческие способности.
Конструирование из природного материала имеет целый ряд возможностей для развития творческих способностей. Развивая творческие способности детей, мы помогаем ребёнку выразить своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует творческому развитию личности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить уровень развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп - они оказались схожими, недостаточными по показателям, с преобладанием среднего уровня.
В процессе формирующего этапа эксперимента была реализована серия занятий, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наметился рост уровня развития творческих способностей на 15%.
На основании проделанной работы и анализа полученных результатов можно подтвердить поставленную гипотезу: конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников. Цель и задачи исследования решены.



1. Антонова, И. В. Роль конструирования в развитии сенсорных и мыслительных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И.В. Антонова — 2018. - Режим доступа:
https://antonoya.edumsko.ru/folders/post/tema.rol_konstruiroyaniya_v_razyitii
=sensornyh=i=myslitelnyh=sposobnostej=detei=doshkolnogo=vozrasta=1 (дата
доступа: 28.04.2018)
2. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 368с.
3. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60 с.
4. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л.А. Большакова — 2001. — №2.
5. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами [Текст] / Е.К. Брыкина. - М: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
6. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 78 с.
7. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозика-Синтез, 2014. — 368 с.
8. Величкина, Е.А. Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе Е.А. Величкина. — 2010. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy- trud/2015/02/01/konstruirovanie-iz-prirodnykh-materialov-v (дата доступа: 07.03.2018)
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 1997. - 336 с.
10. ГорДобина, В.А. Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах [Электронный ресурс] / В.А. Гордобина. — 2014. - Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-tematicheskih- yekskursii-v-starshei-i-podgotovitelnoi-k-shkole-grupah.html (дата доступа: 07.03.2018)
11. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1997.
12. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О.Гусев. — М., 2008. 253 - 127 с.
13. ДавыДов, В.В. Концепция поэтапного формирования умственных действий. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов - М.,: Просвещение, 1983.
14. Дмитриева, Н.Ю. Поделки из природных материалов [Текст] / Н.Ю. Дмитриева - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 256 с.
15. Дьякова, Т. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности //Вопросы дошкольной педагогики [Текст] / Т.А. Дьякова, И.А. Страшко. — 2018. — №2. — С. 9-13.
16. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М: Знание, 1986. - 158 с.
17. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. - М, 1985. - 256 с.
18. Калачева, Т.Г. Творческий проект «Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / Т.Г. Калачева. - 2013. - Режим доступа: дз1.еЬег.рЬг55ли£(1е8/2013/П/Твррчеекии-пррект.Дое (дата доступа: 23.03.2018)
19. Карпинская, И.З. Роль природного материала в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И.З. Карпинская. — 2018. - Режим доступа: http://ds99.ucoz.ru/index/rol prirodnogo_materiala_v_razvitii_tvorcheskikh_sp
osobnostej_detej_starshego_ doshkolnogo_vozrasta/0-89 (дата доступа:
31.05.2018)
20. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М, Педагогическое общество России, 2009. - 160 с.
21. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. - М: Мозаика-Синтез,2010 - 105 с.
22. Коноваленко, С.В. Дошкольная педагогика значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Коноваленко— 2012. — №8. —7 с.
23. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. -252 с.
24. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. - Режим доступа: www.den-za- dnem.ru/files-00003/Kotova.doc (дата доступа: 01.04.2018)
25. Крылова, Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н.М. Крылова. - М., 2013. — 352 с. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dom_radosti.pdf
(дата доступа: 03.04.2018)
26. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 240 с.
27. Лисянская, Н.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала [Электронный ресурс] / Н.В. Лисянская. — 2016. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-
trud/2017/03/20/pedagogicheskiy-opyt-razvitie-tvorcheskih (дата доступа: - 05.05.2018)
28. МайбороДа, Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый [Текст] / Н.А. Майборода. — 2014. — №2. — С. 785-787
29. Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] / О.И. Мотков Практическое пособие. - М.: “Треугольник”,1993. - 96 с.
30. Новикова, И.В. 100 поделок из природного материала [Текст] / И.В. Новикова, Л.В. Базулина — Ярославль: Акад. Развития,2001 — 159 с.
31. Овчинникова, Н. В. Художественный труд в ДОУ // Молодой ученый [Текст] /Н.В. Овчинникова. — 2016. — №20. — С. 716-717
32. Парамонова, Л.А. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.
33. Парамонова, Л.А. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий // Дошкольное образование [Текст] / Л.А. Парамонова — 2008. —№22 — 24 с.
34. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова - М.: Академия, 2002. — 192 с.
35. Парамонова, Л.А. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества // Дошкольное образование [Текст] / Л.А. Парамонова — 2008. —№18 — 24 с.
36. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов [Текст] / Г.И. Перевертень — Москва: Просвещение, 1985 - 112 с.
37. Петровская, Л.А. Поделки из природного материала [Текст] / Л.А. Петровская. - Дошкольное воспитание. - 1983. - №8. - с. 96.
38. ПоДДьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.
39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // «Российская газета», №265, 25.11.2013. - 14 с.
40. Разаманова, Е.Ш. Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ш. Разаманова. — 2015. - Режим доступа:
http://doshkolnik.ru/konstruirovanie/15345-tema-konstruirovanie-kak-sredstvo-
razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html (дата доступа: 20.05.2018)
41. Рыкова, Н.В. Дошкольное воспитание. Конструирование и его роль в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Рыкова, И.Е. Емельянова.- Новосибирск: СибАК, 2015. — № 12.
42. Смирнова, С.П. Игра с природным материалом Педагогическое мастерство // Педагогическое мастерство [Электронный ресурс] / С.П. Смирнова, Н.В. Никонова — 2016. - Режим доступа: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/32/articles/1333 (дата доступа: 27.03.2018)
43. Фалева, А.С. Природный материал для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика [Текст] / А.С. Фалева— 2017. — №5. - 43 с.
44. Фоминых Н.Н. Создание поделок из природного материала в детском саду [Электронный ресурс] / Н.Н. Фоминых — 2017. - Режим доступа: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-prirodnogo-materiala-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami.html (дата доступа: 14.04.2018)
45. Чагина, С.Л. Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук // Молодой ученый [Текст] / С.Л. Чагина. — 2016. — №27. — С. 723-727.
46. Шибаева, О.В. Конструирование из природного материала [Электронный ресурс] / О.В. Шибаева — 2017. - Режим доступа: http://bryanskdetsad129.ru/index.php/metod-stranica/ped-masterskaya/86-
2014-02-08-09-21-27 (дата доступа: 28.02.2018)
47. Эльконин, Д.Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 1946.
48. https://ru.pinterest.com/pin/527554543833774926/ (дата доступа: 28.02.2018)
49. https://podrastu.ru/deyatelnost/produktivnaj a/ detskoe- konstruirovanie.html (дата доступа: 14.04.2018)
50. https://studopedia.ru/3 74632 metodi-i-priemi-rukovodstva- detskim-konstruirovaniem-na-zanyatiyah.html (дата доступа: 17.04.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ