Организация научно-исследовательской деятельности в вузе: экономический аспект
|
Введение 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 10
1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа 10
1.2. Организационные моменты в проведение научно-исследовательских
работ в ВУЗе 15
1.3. Современные тенденции в научно-исследовательской деятельности
ВУЗов 26
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 29
2.1. Коммерциализация научно-исследовательской деятельности 29
2.2. Взаимодействие Вузов и предприятий в сфере научно-технического
сотрудничества 45
2.3. Экономический механизм сотрудничества с ВУЗом в сфере научноисследовательской деятельности 51
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА ПРИМЕРЕ МГУ 55
3.1. Краткая информация о ВУЗе 55
3.2. Коммерческая деятельность МГУ в области научно-исследовательских
работ 60
3.3. Анализ проблем коммерциализации. 67
4. Анализ компонента социальной ответственности ФГАОУ ВО НИ ТПУ 79
Заключение 87
Список используемой литературы 90
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 10
1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа 10
1.2. Организационные моменты в проведение научно-исследовательских
работ в ВУЗе 15
1.3. Современные тенденции в научно-исследовательской деятельности
ВУЗов 26
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 29
2.1. Коммерциализация научно-исследовательской деятельности 29
2.2. Взаимодействие Вузов и предприятий в сфере научно-технического
сотрудничества 45
2.3. Экономический механизм сотрудничества с ВУЗом в сфере научноисследовательской деятельности 51
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА ПРИМЕРЕ МГУ 55
3.1. Краткая информация о ВУЗе 55
3.2. Коммерческая деятельность МГУ в области научно-исследовательских
работ 60
3.3. Анализ проблем коммерциализации. 67
4. Анализ компонента социальной ответственности ФГАОУ ВО НИ ТПУ 79
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Научно-исследовательская деятельность, на сегодняшний день является неотъемлемым элементом в жизни ВУЗа. Под научно-исследовательскими работами (НИР) в ВУЗе подразумевается как деятельность профессорского состава, так и студентов. Если НИР студентов имеет своей главной задачей развитие профессиональных навыков и творческого потенциала будущих специалистов, то в случае с научными руководителями речь идет, как правило, о статусе самого учреждения.Научно-исследовательская деятельность преподавателей ВУЗов все больше становится необходимым условием. Часто исследовательскую деятельность профессоров в ВУЗах рассматривают, как вклад в человеческий и социальный капитал. Однако, в последнее время развитие получает проблема коммерциализации НИР.
ВУЗы имеют в своем распоряжении условия, необходимые для проведения исследований в научно-технической сфере, а также для разработки инноваций. Опытные специалисты-преподаватели, техническая материальная среда и оборудование создают необходимые условия для разработки и развития достижений в научно-технической сфере. Важной ступенью в деятельности ВУЗа признается организация обучения не только на момент профессиональной подготовки специалистов среди состава студентов, но и организация и практическое применение специально созданных программ для уже работающих специалистов. С такой точки зрения НИР представляет собой практическую ценность для хозяйствования.
В нашей же стране бизнес гораздо менее чувствителен к инновациям, а потому вузовские НИР часто остаются несправедливо невостребованными. Большую роль здесь играет распространенное ложное представление среди российских предприятий о преувеличенной роли нематериального капитала в производстве. Очень редко инвестиции, способные привлечь новые еще не освоенные ресурсы путем внедрения инноваций, уходят на дополнительное приобретение материальных ресурсов. Повышение интереса к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса позволило бы развить сотрудничество, в том числе и экономическое, между предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями. Конечно, ВУЗы также заинтересованно относятся к возможности такого сотрудничества. Но в настоящий момент в России такая практика распространяется очень слабо.
Вместе с тем, сотрудничество с ВУЗами в инновационной сфере позволит, во-первых, дать толчок для развития наукоемким отраслям производства, во-вторых, капитализировать средства в научную среду страны. Организация экономического аспекта научно-исследовательской деятельности ВУЗов - важная задача, стоящая перед российской экономикой.
Переход к качественно новому пониманию организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов не может быть совершен в один этап. Речь идет об изменении государственных условий развития инновационной деятельности и научных прикладных работ, о внутренней политике ВУЗа к проводимой им организации НИР, о субъектах производства и рынка, которые должны стать инициаторами заказов на разработку инноваций в Вузах. Таким образом, в совершенном виде данная тема затрагивает почти все отрасли экономической системы страны.
Актуальность настоящей работы обуславливается необходимыми в настоящий момент изменениями в области организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов, связанными с модернизацией финансовых процессов. Для многих отраслей российского производства необходимо развитие нематериального капитала - инновационного, социального, профессионального и т.п. В таком ракурсе организация НИР должна быть рассмотрена не только с точки зрения педагогической практики и подготовки будущих профессионалов, но также и с пониманием возможности прикладного применения достижений деятельности ВУЗа.
Цель работы: выявить экономические аспекты организации НИР в современных вузах.
Задачи настоящей работы:
1) Рассмотреть сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа и разобрать аспекты ее организации;
2) Рассмотреть современные тенденции в создании вузовских научно-исследовательских работ;
3) Рассмотреть теоретические аспекты коммерческой научно-исследовательской деятельности ВУЗов;
4) Провести анализ научно-исследовательской деятельности вузов, с точки зрения организации финансовой стороны.
5) Сделать выводы по проведенному анализу.
Интерес к данной проблеме проявился в работах А.И. Владимирова и Е.И. Ошина, которые обращают внимание на практический потенциал НИР в условиях вузовской системы. Теоретической базой для настоящей работы послужили также работы М.А. Стальной, Короткова Ю.Ф, Зиятдинова Р.Х, Старстиной Т.Ю, Самсоновой А. А.
ВУЗы имеют в своем распоряжении условия, необходимые для проведения исследований в научно-технической сфере, а также для разработки инноваций. Опытные специалисты-преподаватели, техническая материальная среда и оборудование создают необходимые условия для разработки и развития достижений в научно-технической сфере. Важной ступенью в деятельности ВУЗа признается организация обучения не только на момент профессиональной подготовки специалистов среди состава студентов, но и организация и практическое применение специально созданных программ для уже работающих специалистов. С такой точки зрения НИР представляет собой практическую ценность для хозяйствования.
В нашей же стране бизнес гораздо менее чувствителен к инновациям, а потому вузовские НИР часто остаются несправедливо невостребованными. Большую роль здесь играет распространенное ложное представление среди российских предприятий о преувеличенной роли нематериального капитала в производстве. Очень редко инвестиции, способные привлечь новые еще не освоенные ресурсы путем внедрения инноваций, уходят на дополнительное приобретение материальных ресурсов. Повышение интереса к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса позволило бы развить сотрудничество, в том числе и экономическое, между предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями. Конечно, ВУЗы также заинтересованно относятся к возможности такого сотрудничества. Но в настоящий момент в России такая практика распространяется очень слабо.
Вместе с тем, сотрудничество с ВУЗами в инновационной сфере позволит, во-первых, дать толчок для развития наукоемким отраслям производства, во-вторых, капитализировать средства в научную среду страны. Организация экономического аспекта научно-исследовательской деятельности ВУЗов - важная задача, стоящая перед российской экономикой.
Переход к качественно новому пониманию организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов не может быть совершен в один этап. Речь идет об изменении государственных условий развития инновационной деятельности и научных прикладных работ, о внутренней политике ВУЗа к проводимой им организации НИР, о субъектах производства и рынка, которые должны стать инициаторами заказов на разработку инноваций в Вузах. Таким образом, в совершенном виде данная тема затрагивает почти все отрасли экономической системы страны.
Актуальность настоящей работы обуславливается необходимыми в настоящий момент изменениями в области организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов, связанными с модернизацией финансовых процессов. Для многих отраслей российского производства необходимо развитие нематериального капитала - инновационного, социального, профессионального и т.п. В таком ракурсе организация НИР должна быть рассмотрена не только с точки зрения педагогической практики и подготовки будущих профессионалов, но также и с пониманием возможности прикладного применения достижений деятельности ВУЗа.
Цель работы: выявить экономические аспекты организации НИР в современных вузах.
Задачи настоящей работы:
1) Рассмотреть сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа и разобрать аспекты ее организации;
2) Рассмотреть современные тенденции в создании вузовских научно-исследовательских работ;
3) Рассмотреть теоретические аспекты коммерческой научно-исследовательской деятельности ВУЗов;
4) Провести анализ научно-исследовательской деятельности вузов, с точки зрения организации финансовой стороны.
5) Сделать выводы по проведенному анализу.
Интерес к данной проблеме проявился в работах А.И. Владимирова и Е.И. Ошина, которые обращают внимание на практический потенциал НИР в условиях вузовской системы. Теоретической базой для настоящей работы послужили также работы М.А. Стальной, Короткова Ю.Ф, Зиятдинова Р.Х, Старстиной Т.Ю, Самсоновой А. А.
Важно выявить, что существенную роль в развитии коммерциализации НИР играют организационные структуры, способствующие не только успешному проведению экспериментальной и теоретической части исследований, но и их применению в производстве.
Технопарки в своем развитии в целом прошли три стадии. На первом этапе технопарки, в сущности, представляли собой организации, предоставляющие риэлтерские услуги инновационным организациям. Затем они взяли на себя роль службы обеспечения. Наконец, сегодня технопарки начинают выполнять инновационно-реализационные функции. Своего рода бизнес-инкубаторы помогают перспективной научно-исследовательской идее пройти путь до воплощения в функционирующий субъект.
На данный момент для зарубежных и отечественных вузов можно выявить ряд проблем в коммерциализации или внедрении инновационных проектов. Поэтому несмотря на то, что коммерциализация НИР и внедрение разработок вузов - это необходимый для развития экономикопроизводственной сферы страны этап, а также востребованный и интересный для рынка процесс, стоит признать его трудоемкость в реализации. Многие специалисты склоны полагать что коммерциализация результатов научной деятельности в российском пространстве - самый сложный и длительный элемент в цепи, связывающей потребителя и науку.
Самая главная трудность в развитии коммерциализации рынка- это слабое понимание производителями и участниками рыночных процессов важности привлечения результатов научно-исследовательской деятельности. В рассмотренной деятельности ведущих ВУЗов коммерциализация проектов и финансирование научно-исследовательской деятельности ВУЗа в основном связана с государственными заказами (ОАК, МТВ и пр.). Если среди крупных предприятий еще наблюдается проявление заинтересованности в данной сфере, то в отношении средних предприятий реакции ждать тяжелее. Малые предприятий часто находятся в сотрудничестве с вузами, но не совсем в тех отношениях, которые были рассмотрены в данном исследовании.
Однако не только «потребительская» сторона тормозит развитие инновационной научно-исследовательской деятельности. Слабое
представление о коммерциализации имеют также и научные коллективы нашей страны. Дело в том, что многие вузы и исследовательские организации продолжают практику внедрения результатов НИР в производство. Но, как уже было замечено, внедрение инноваций и их коммерциализация два разных понятия. И дело здесь не только в денежном аспекте. Для современных вузов важно подготавливать компетентных кадров, которые могли бы успешно продвигать результаты НИР как на отечественном, так и на мировом рынке.
Но все же, если рассматривать коммерциализацию НИР, как отношение производителей и продавцов, где в роли продавца находится наука, а в роли потребителя промышленные предприятия необходимо отметить, что продавцы до своих задач доросли в гораздо большей степени. Руководители вузов все отчетливее осознают, что государство не может обеспечить необходимый финансовый поток для развития инновационных разработок. Тем более, оно не может брат на себя проект с высокими рискованными вложениями. Гораздо перспективнее в этом плане промышленные предприятия. Однако, как показывает практика, для большинства руководителей хозяйствующих субъектов НИР - это далеко не лежащая на поверхности возможность развить возможности производства. Поэтому они предпочитают расточительно распоряжаться уже имеющимися ресурсами, а не модернизировать свои ОС. Все это является первопричинами экстенсивного типа экономического развития.
Другой причиной, мешающей развиваться рынку инновационных разработок, является страх риска поддержки мало востребованных технологий. Многие результаты НИР, которые продвигаются как руководителями вузов, так и независимыми исследователями могут быть толчком к значительному экономическому развитию, но данном этапе конкурентоспособности и востребованности не представлять.
Недостаток финансирования, как ни странно, не является ведущей проблемой развития коммерциализации НИР. Если рассматривать средний срок жизни проекта - 3-4 года, а средние затраты на его внедрение в производство - 1-2 млн. долларов, то несложно догадаться что финансирование происходит постепенно. Возможность полного материального обеспечения появляется у проектов, в основе которых лежит перспективная и состоятельная в коммерческом плане идея. Поэтому здесь особенная важна связь с рынком, на которую был сделан упор, во второй главе данной работы.
Еще одной причиной является вопрос о вознаграждении разработчиков.В российском научном пространстве достаточно
распространен стереотип о том, что сами исследователи, проводившие работу по созданию и внедрению инновации, после успешной коммерциализации остаются несправедливо обделенными. Все зависит от того, успели ли они войти в число менеджеров или остались в статусе специалиста. Однако, даже во втором случае исследователи в праве рассчитывать минимум 10% от выходной выручки. Это достаточно неплохие деньги. Проводить внедрение инновации в производство не организации, не вузы самостоятельно зачастую не могут. Стадию практической апробации, если это не компьютерный продукт,производить необходимо на заводах, в условиях реального производства.
Технопарки в своем развитии в целом прошли три стадии. На первом этапе технопарки, в сущности, представляли собой организации, предоставляющие риэлтерские услуги инновационным организациям. Затем они взяли на себя роль службы обеспечения. Наконец, сегодня технопарки начинают выполнять инновационно-реализационные функции. Своего рода бизнес-инкубаторы помогают перспективной научно-исследовательской идее пройти путь до воплощения в функционирующий субъект.
На данный момент для зарубежных и отечественных вузов можно выявить ряд проблем в коммерциализации или внедрении инновационных проектов. Поэтому несмотря на то, что коммерциализация НИР и внедрение разработок вузов - это необходимый для развития экономикопроизводственной сферы страны этап, а также востребованный и интересный для рынка процесс, стоит признать его трудоемкость в реализации. Многие специалисты склоны полагать что коммерциализация результатов научной деятельности в российском пространстве - самый сложный и длительный элемент в цепи, связывающей потребителя и науку.
Самая главная трудность в развитии коммерциализации рынка- это слабое понимание производителями и участниками рыночных процессов важности привлечения результатов научно-исследовательской деятельности. В рассмотренной деятельности ведущих ВУЗов коммерциализация проектов и финансирование научно-исследовательской деятельности ВУЗа в основном связана с государственными заказами (ОАК, МТВ и пр.). Если среди крупных предприятий еще наблюдается проявление заинтересованности в данной сфере, то в отношении средних предприятий реакции ждать тяжелее. Малые предприятий часто находятся в сотрудничестве с вузами, но не совсем в тех отношениях, которые были рассмотрены в данном исследовании.
Однако не только «потребительская» сторона тормозит развитие инновационной научно-исследовательской деятельности. Слабое
представление о коммерциализации имеют также и научные коллективы нашей страны. Дело в том, что многие вузы и исследовательские организации продолжают практику внедрения результатов НИР в производство. Но, как уже было замечено, внедрение инноваций и их коммерциализация два разных понятия. И дело здесь не только в денежном аспекте. Для современных вузов важно подготавливать компетентных кадров, которые могли бы успешно продвигать результаты НИР как на отечественном, так и на мировом рынке.
Но все же, если рассматривать коммерциализацию НИР, как отношение производителей и продавцов, где в роли продавца находится наука, а в роли потребителя промышленные предприятия необходимо отметить, что продавцы до своих задач доросли в гораздо большей степени. Руководители вузов все отчетливее осознают, что государство не может обеспечить необходимый финансовый поток для развития инновационных разработок. Тем более, оно не может брат на себя проект с высокими рискованными вложениями. Гораздо перспективнее в этом плане промышленные предприятия. Однако, как показывает практика, для большинства руководителей хозяйствующих субъектов НИР - это далеко не лежащая на поверхности возможность развить возможности производства. Поэтому они предпочитают расточительно распоряжаться уже имеющимися ресурсами, а не модернизировать свои ОС. Все это является первопричинами экстенсивного типа экономического развития.
Другой причиной, мешающей развиваться рынку инновационных разработок, является страх риска поддержки мало востребованных технологий. Многие результаты НИР, которые продвигаются как руководителями вузов, так и независимыми исследователями могут быть толчком к значительному экономическому развитию, но данном этапе конкурентоспособности и востребованности не представлять.
Недостаток финансирования, как ни странно, не является ведущей проблемой развития коммерциализации НИР. Если рассматривать средний срок жизни проекта - 3-4 года, а средние затраты на его внедрение в производство - 1-2 млн. долларов, то несложно догадаться что финансирование происходит постепенно. Возможность полного материального обеспечения появляется у проектов, в основе которых лежит перспективная и состоятельная в коммерческом плане идея. Поэтому здесь особенная важна связь с рынком, на которую был сделан упор, во второй главе данной работы.
Еще одной причиной является вопрос о вознаграждении разработчиков.В российском научном пространстве достаточно
распространен стереотип о том, что сами исследователи, проводившие работу по созданию и внедрению инновации, после успешной коммерциализации остаются несправедливо обделенными. Все зависит от того, успели ли они войти в число менеджеров или остались в статусе специалиста. Однако, даже во втором случае исследователи в праве рассчитывать минимум 10% от выходной выручки. Это достаточно неплохие деньги. Проводить внедрение инновации в производство не организации, не вузы самостоятельно зачастую не могут. Стадию практической апробации, если это не компьютерный продукт,производить необходимо на заводах, в условиях реального производства.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Научно-исследовательская деятельность школьников при изучении географии металлургии мира
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Организация научно - исследовательской работы обучающихся в
образовательных организациях среднего профессионального образования
(на примере Государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Стерлитамакский колледж физической культуры, управления и сервиса»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Технология применения электронных личностных страниц по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЕКТЕ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Научно-исследовательская деятельность студентов как аспект реформирования системы высшего образования
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Идентификация хаоса с помощью карт показателей Ляпунова как направление научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Актуальность направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



