ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «координационные способности» 5
1.2. Средства развития координационных способностей 17
1.3. Методы развития координационных способностей 23
1.4. Методика развития координационных способностей у волейболистов
старшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием ловкость. Неотъемлемую основу ловкости составляют координационные способности [32].
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе уже освоенных координационных связок. Чем больше запас разнообразных двигательных умений и навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование различных приемов в постоянно изменяющихся ситуациях.
В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это овладение спортсменами новых разнообразных навыков и умений.
В качестве начальной точки при определении понятия «координаци-онные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок) [2].
Хорошо развитые координационные способности волейболиста являются необходимыми предпосылками для успешного овладения техническим приемам игры и соревновательной деятельности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшее сохранение и ситуационно-адекватное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [28].
Координационные способности обеспечивают экономный расход энергетических ресурсов, влияют на объём их использования, так как точно дозированное по времени, пространстве и по сложности мышечное усилие и оптимальное использование сопутствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергии и сил.
Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей помимо других физических качеств в волейболе является одной из самых важных и актуальных задачей тренировочного процесса.
В научно-методической литературе достаточно много внимания уделяется методике развития координационных способностей как в волейболе, так и во многих других видах спорта. Данная проблема отражена в научных трудах: Н.А. Бернштейна [2], Е.П. Ильина [15,16] и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей волейболистов подросткового возраста нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Актуальность проблемы исследования, заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей у волейболистов подросткового возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочные занятия в школьной секции волейбола.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу у старших школьников.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность применения средств, направленных на развитие координационных способностей старших школьников на занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить экспериментальный комплекс упражнений на развитие координационных способностей волейболистов старшего школьного возраста.
3. Выявить и сравнить уровень развития координационных способностей у волейболистов старшего школьного возраста в процессе педагогического эксперимента.
Современный волейбол характеризуется высокой физической активностью волейболистов. Эффективное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических приемов и большинства тактических комбинаций в течение одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в том числе способностей координации.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслабить мышцы позволяет избавиться от излишнего напряжения, а значит, быстрее и правильнее выполнить двигательное действие. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологического настроя для конечного результата - превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений и, самое главное, способность быстро восстанавливать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владением своим телом в безопорном положении.
Экспериментально обоснована положительная динамика координационных способностей у волейболистов прежде всего экспериментальной группы. В конце эксперимента результаты во всех тестах превысили исходные данные. И все же, наибольший прирост координационных способностей наблюдался в экспериментальной группе волейболистов в тестах: «прыжки на скакалке за 30 секунд», «передачи мяча над головой с преодолением стоек, сек» -10,9%.
Данные исследования подтверждают эффективность применения экспериментальных комплексов для развития координационных способностей.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания, [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: ФиС, 2000. - с.56
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
4. Беляев, А В. Волейбол. [Текст] : Учебник для студ. ун-тов физич. культуры / А.В. Беляев. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. -С.18 - 22
5. Волейбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. [Текст]. - М. :Советский спорт, 2003. - 112 с.
6. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. [Текст] / Л.В. Волков - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников [Текст] / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.
8. Евстафьев, Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. [Текст] / Б.В. Евстафьев - Л., 1990. - 126 с.
9. Зимницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. [Текст] / Р.Э. Зимницкая - Минск, 2003. - 114 с.
10. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст] / Е.П. Ильин Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
11. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей [Текст]/А.Г. Карпеев Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.
12. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников. [Текст] / А.И. Косов - М.: Академ Пресс, 2003. - 264 с.
13. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст] / П.К. Кофман // - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Ю.Ф. Курамшин // Учебник. М., Советский спорт, 2003.
15. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18.
...