ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ 8
1.1. Взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ: значение, цели,
задачи 8
1.2. Современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя
и родителей в образовательном процессе ДОУ 15
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ. 21
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И
РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ № 71 27
2.1. Анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71 г.
Екатеринбурга 27
2.2. Программа, направленная на повышение эффективного взаимодействия
воспитателя и родителей в ДОУ№ 71 38
2.3. Рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с
родителями 56
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования [77] семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования» [91].
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [72, подпункт 9, подраздела 1.6 раздела 1].
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей.
Перед ДОУ стоит важная задача - использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае - систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития любимого малыша.
Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.
Вопросы педагогического взаимодействия интересовали многих ученых:М. Г. Агавелян, И. В. Гребенниковым, А. Ф. Амендом, В. Д. Семеновым, А. С. Коповой, А. С. Федотовой, Ю. В. Гладкову и др. [1, 22, 24, 27, 49].
В ходе исследования были выявлены противоречия между необходимостью взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, как достижение целевых ориентиров развития ребенка, и недостаточной разработанностью способов, методов и принципов осуществления такого взаимодействия.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что без обеспечения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи не будут достигнуты целевые ориентиры развития ребенка дошкольного возраста.
Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Взаимодействие воспитателя и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».
Степень разработанности проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина [5, 32, 59, 16, 48, 87]. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников.
Предмет исследования: эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника в ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность взаимодействия воспитателя с родителями для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в системе ДОУ. Определить значение взаимодействия воспитателя с родителями.
2. Выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ.
3. Выявить формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
4. Провести анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71.
5. Составить программу, направленную на повышение эффективности взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71
6. Разработать методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Гипотеза исследования:
Формулируется следующим образом:
- если обеспечить эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника, то будет достигнуты основные целевые ориентиры в развитии ребенка дошкольного возраста.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада № 71 Ленинского района г. Екатеринбурга (бульвар Денисова-Уральского, 10). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие: 2 воспитателя и 52 родителя 28 детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены и скомпонованы средства, методы и технологии взаимодействия семьи и ДОУ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов ДОУ при работе с семьями воспитанников.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, диагностические методики изучения процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, совокупности методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы в количестве 93 источников.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любое учреждение, в том числе дошкольное, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему ценностей, включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования поставленная цель достигнута посредством решения всех задач, доказана эффективность применения программы повышения результативности взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе ДОУ для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Проведенное исследование позволило констатировать его значимость: разработка методических рекомендаций воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Выявлены современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ; составлена программа, направленная на повышение результативности взаимодействия воспитателя и родителей; разработаны рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Теоретическая значимость исследования также обоснована: расширены научные представления о процессе взаимодействия воспитателя и родителей в системе ДОУ.
Практическая значимость работы имеет исключительное значение: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов дошкольных учреждений при планировании и осуществлении работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.
В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.
В работе с законными представителями нужно применять дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Воспитателю необходимо заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия, т.е способы организации их совместной деятельности и общения.
Таким образом, взаимодействие современного дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на обеспечение достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
2. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
4. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
5. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. - 264с.
7. Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
8. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
9. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
10. Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -
2009. - № 4. - С. 28-31.
11. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
12. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия»,
2010. -192с.
13. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
14. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2004. - 250 с.
15. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
...