Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие воспитателя и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Работа №98207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ 8
1.1. Взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ: значение, цели,
задачи 8
1.2. Современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя
и родителей в образовательном процессе ДОУ 15
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ. 21
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И
РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ № 71 27
2.1. Анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71 г.
Екатеринбурга 27
2.2. Программа, направленная на повышение эффективного взаимодействия
воспитателя и родителей в ДОУ№ 71 38
2.3. Рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с
родителями 56
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74



Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования [77] семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования» [91].
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [72, подпункт 9, подраздела 1.6 раздела 1].
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей.
Перед ДОУ стоит важная задача - использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае - систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития любимого малыша.
Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.
Вопросы педагогического взаимодействия интересовали многих ученых:М. Г. Агавелян, И. В. Гребенниковым, А. Ф. Амендом, В. Д. Семеновым, А. С. Коповой, А. С. Федотовой, Ю. В. Гладкову и др. [1, 22, 24, 27, 49].
В ходе исследования были выявлены противоречия между необходимостью взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, как достижение целевых ориентиров развития ребенка, и недостаточной разработанностью способов, методов и принципов осуществления такого взаимодействия.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что без обеспечения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи не будут достигнуты целевые ориентиры развития ребенка дошкольного возраста.
Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Взаимодействие воспитателя и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».
Степень разработанности проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина [5, 32, 59, 16, 48, 87]. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников.
Предмет исследования: эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника в ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность взаимодействия воспитателя с родителями для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в системе ДОУ. Определить значение взаимодействия воспитателя с родителями.
2. Выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ.
3. Выявить формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
4. Провести анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71.
5. Составить программу, направленную на повышение эффективности взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71
6. Разработать методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Гипотеза исследования:
Формулируется следующим образом:
- если обеспечить эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника, то будет достигнуты основные целевые ориентиры в развитии ребенка дошкольного возраста.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада № 71 Ленинского района г. Екатеринбурга (бульвар Денисова-Уральского, 10). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие: 2 воспитателя и 52 родителя 28 детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены и скомпонованы средства, методы и технологии взаимодействия семьи и ДОУ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов ДОУ при работе с семьями воспитанников.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, диагностические методики изучения процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, совокупности методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы в количестве 93 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любое учреждение, в том числе дошкольное, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему ценностей, включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования поставленная цель достигнута посредством решения всех задач, доказана эффективность применения программы повышения результативности взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе ДОУ для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Проведенное исследование позволило констатировать его значимость: разработка методических рекомендаций воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Выявлены современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ; составлена программа, направленная на повышение результативности взаимодействия воспитателя и родителей; разработаны рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Теоретическая значимость исследования также обоснована: расширены научные представления о процессе взаимодействия воспитателя и родителей в системе ДОУ.
Практическая значимость работы имеет исключительное значение: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов дошкольных учреждений при планировании и осуществлении работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.
В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.
В работе с законными представителями нужно применять дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Воспитателю необходимо заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия, т.е способы организации их совместной деятельности и общения.
Таким образом, взаимодействие современного дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на обеспечение достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.



1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
2. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
4. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
5. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. - 264с.
7. Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
8. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
9. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
10. Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -
2009. - № 4. - С. 28-31.
11. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
12. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия»,
2010. -192с.
13. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
14. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2004. - 250 с.
15. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ