ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ
1.1. Социальное развитие как психолого-педагогическое
явление Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с
семьей как фактор социального развития детей дошкольного возраста 12
1.3. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации
с семьей 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 33
2.1. Изучение опыта дошкольной образовательной организации по социальному развитию детей дошкольного возраста 33
2.2. Изучения уровня социального развития детей дошкольного возраста 40
2.3. Рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи 498
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Общеизвестно, что детство - это неповторимый и особенный период в жизни каждого человека. В детстве закладываются основы здоровья ребенка, а также формируется его личность: ориентиры, предпочтения, ценности. То, как проходит детство ребенка, непосредственно влияет на успешность его будущей жизни. В этом периоде ценным опытом является социальное развитие. Стоит сказать, что психологическая готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от того обстоятельства, умеет ли он выстраивать общение с взрослыми и другими детьми, умеет ли правильно с ними сотрудничать [33,с. 8].
Многие исследователи (Л.А. Венгер, [6]Л.С. Выготский, [9] А.Н. Леонтьев, [26] Д.Б. Эльконин [53] и др.) считают, что первые годы жизни ребенка являются очень важным периодом для его личностного, интеллектуального и социального развития. У человека именно в этом возрасте закладываются самые первые представления о самом себе, формируется самосознание, формируются социальные и моральные нормы, устойчивые формы межличностного взаимодействия.
Большое влияние на процесс социального развития в детском возрасте оказывают агенты социализации, иными словами, те лица, с которыми у дошкольников происходит непосредственное взаимодействие.
Этими агентами могут выступать:
- семья (это родители ребенка, его братья или сестры, либо лица, которые постоянно о нем заботятся и общаются с ним);
- детский сад (прежде всего, воспитатели);
- общество (друзья, сверстники).
Агенты по своей роли в ходе социального развития различаются, исходя из того, как у них выстраиваются взаимодействия с ребенком, насколько они для ребенка значимы, какими средствами и в каком направлении они оказывают влияние на ребенка [30, с. 55].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема социального развития детей дошкольного возраста имеет разные причины, среди которых, недостаточное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольная образовательная организация создает условия для полноценного процесса социального развития детей дошкольного возраста. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании, то ребенок будет социально развиваться. Этим и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии; социологии и психологии; педагогики. «Изучением этой проблемы в разное время занимались такие ученые как Б.И. Беспалов, [3] П.П. Блонский, [4] П.Г. Саморукова [43] и другие.
Особый социальный феномен на разных исторических этапах развития общества раскрывается в научных трудах психолога Л.Б. Эльконина [53]. Влияние социальной среды, семьи, дошкольной образовательной организации и др. на социальное развитие личности ребенка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещено в трудах Н.Ф. Головановой, [12] А.В. Мудрика [29] и др.
Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников как основы образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста рассматривались отечественными учеными Л.А. Венгер, [6] Н.А. Поддьяков, [34] А.П. Усова, [49] Д.Б. Эльконин [53] и др.
Объект исследования - процесс социального развития детей.
Предмет исследования - социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель исследования - разработать рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей;
- изучить социальное развитие как психолого-педагогическое явление;
- рассмотреть организацию взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как фактор социального развития детей дошкольного возраста;
- определить формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по социальному развитию детей дошкольного возраста;
- изучить практику социального развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей;
- изучить уровни социального развития детей.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
База исследования - МБДОУ Детский сад №504 города Екатеринбурга.
В современной социологической и психологической литературе социальное развитие личности рассматривается как превращение индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества.
Современной наука и практика дошкольного образования свидетельствует о наличии немалого потенциала разработки и внедрения программ и технологий социального развития детей дошкольного возраста. Данное направление отражено в требованиях Государственного Образовательного Стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», [35] «Истоки», [36] «Радуга» [38] и другие).
Социальное развитие личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждает многочисленные исследования по социальной педагогике.
А.В. Мудрик выделяет факторы, влияющие на социализацию и социальное развитие человека. К ним относятся:
- макрофакторы - космос, планета, мир;
- мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;
-микрофакторы - институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура [29, с. 52].
Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия семьи и детского сада, необходимо помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социального развития ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев». В этой связи сегодня, как никогда важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Универсальной формой взаимодействия педагогов с родителями, как отмечают О.Л. Зверева [16] и Т.В. Короткова,[24] является родительское собрание. На собрании обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятии, самостоятельности, активности, инициативности, степени осознания ребенком своих физических, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предлагается комплекс методик разработанных разными авторами в процессе исследовательской работы по проблеме социального развития детей дошкольного возраста.
Результаты исследования свидетельствуют о важности разработки комплексно-тематического планирования, а также о составлении рекомендации для родителей которые способны оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ребенка. В целях успешного и полноценного социального развития детей дошкольного возраста. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что дошкольная образовательная организация всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности проделанной работы по социальному развитию детей дошкольного возраста.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 392 с.
2. Антонова, Т.В. Социальная компетентность личности в условиях ее формирования в детском саду [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание: традиции и современность: сб. науч. статей.: в 2 ч./ гл. — М., 1996. -Ч. 1. - С. 37-42.
3. Беспалов, Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления [Текст] /Б.И. Беспалов. - М.: МГУ, 1984. - 251с.
4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст]: изобр. психол. тр./ П. П. Блонский, Е.В. Рылеева. - М.: Дошкольник, 1917. - 319с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2009. - 398 с.
6. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
7. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
8. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса [Текст]: методические рекомендации. - М.: Оренбургский ИПК, 2003.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 512 с.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - М.: Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для СПО [Текст] / Н.Ф. Голованова. - М.: Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
13. Давыдова, О.И. Защита прав детства: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования [Текст] / Под ред. О.И. Давыдовой, Ю.В. Атемаскина. - М.: Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 146 с.
14. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник / Р.С. Немов. Т.1 - М.: Владос.- 1999.- 640 с.
15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2001. - 285с.
16. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Коротова. - М. : ТЦ Сфера; Москва, 2005. - 319с.
17. Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики [Текст] / Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
18. Китаева, А.И. Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 05.09.2017).
19. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова - М. : Мой мир, 1998. - 251с.
20. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2008.- 160 с.
21. Козлова, С.А. «Я - человек». Программа социального развития ребенка [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Школьная пресса, 2003. - 64с.
22. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко. - М.: ПГПУ, 2002. - 115 с.
23. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста [Текст]: теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб.
науч. трудов. - М., 2001. - 224с.
24. Короткова, Н.А. Современные методы исследования детской игры [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: ПГПУ,1983. - 87с.
25. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
26. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка: психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - 1983. - Т.1. - С.26 - 144
27. Лисина, М.И. Общение и психика ребенка [Текст]: институт практической психологии / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Воронеж, 1997. -384 с.
28. Макаренко, А.С. Воспитание детей в семье [Текст]: Избр. пед.соч.:В 2-х т. - М. :1997-т.2
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 200 с.
30. «Общение детей в детском саду и семье» [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. М., 1990.
31. Павлов, И.П. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / И.П. Павлов. - М. : БРЭ, 1999. - 103с.
32. Пашкевич, Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации [Текст] / Т.Д. Пашкевич. - М.: АКИПКРО, 2010. - 210с.
33. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - М. : Феникс, 1996. - 489с.
34. Поддьяков, А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.: РАН,1996.- 135 с.
35. Программа «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - М. : ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011г. - 129 с.
36. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка - дошкольника
[Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. - М.:
Просвещение. - 2003.-335с.
37. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой; под ред. Н.Е. Вераксы. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 325с.
38. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т.Н.Доронова и др. - М.: Просвещение, 2010. - 157 с.
39. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2002. - 148 с.
40. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы [Текст] / Т.А. Репина.
- М.: Педагогика, 1988. - 289с.
41. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ [Текст]: пособие для руководителей и методистов / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64с.
42. Рылеева, Е. В. Программа развития самосознания дошкольников [Текст] / Е.В. Рылеева. - М.: Айрес - пресс, 2001. - 236с.
43. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления с природой [Текст] / П. Г. Саморукова. - М.: Айрес - пресс, 1992 - 148с.
44. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Владос, 2000. - 325с.
45. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения [Текст] / Ред. кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. - М.; Ставрополь, 1997.
46. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
- 272с.
47. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов [Текст] / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.
48. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г.Б. Степанова. - М. : Дошкольное воспитание, 1998. - №5.
49. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: «Просвещение», 1970.- 208 с.
50. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273 [Электронный ресурс] : федер. закон принят 29.12.2012. - Спб.: Питер, 2014. - 240с. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru(дата обращения: 16.09.2017).
51. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2012. - 427с.
52. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Щетинина. - М. : Великий Новгород, 2000. - 88 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.