ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ 6
1.1. Понятия педагогического взаимодействия 6
1.2. Особенности взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации 10
1.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в
процессе взаимодействия с педагогами 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 34
2.1 Изучение психолого-педагогической компетентности родителей. 34
2.2 Формы взаимодействия педагогов с родителями по повышению
психолого-педагогической компетентности родителей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность исследования. Ребенок никогда не развивается сам по себе, для того, чтобы он овладевал социальными умениями и навыками ему нужны взрослые, которые будут активно направлять процесс его социализации в нужное русло. Первыми взрослыми являются родители ребенка.
Уже с первых дней его жизни они учат ребенка общению, правилам поведения, общественным умениям и способностям. От того, на сколько опекуны считаются неплохими наставниками и учителями для своего ребенка зависит его успешная междисциплинарная область исследования как в детстве, так и в жизни.
Поддержка важна ребенку на любом возрастном этапе его становления. Так как процесс воспитания достаточно трудный, а также объемен и разносторонен, родители также за короткий срок времени обязаны овладеть свежими познаниями и умениями в воспитании собственного очень быстро взрослеющего ребенка. Не всегда родители имеют все шансы автономно осмыслить необходимость самостоятельно осознать необходимость смены направленности воспитания ребенка, а также найти информацию о воспитании и эффективно применить их на практике. Поэтому им нужна помощь со стороны специалиста, который смог бы объяснить особенности периодизации развития ребенка и стать отличным педагогом в процессе помощи воспитании ребенка со стороны родителей. Такая помощь носит характер развития и повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Взаимодействию, как основе педагогического процесса, в последние годы уделяется значительное внимание. Хорошо организованная процедура педагогического общения обеспечивает психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом, детьми и родителями.
Сотрудничество детского сада и семьи необходимы. Организация взаимодействия воспитателей с родителями является очень важной задачей, которая стоит перед любым дошкольным учреждением. Вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, но, к сожалению, единого подхода взаимодействия на сегодняшний день нет. Именно поэтому, выбор методики эффективного взаимодействия ДОУ и семьи стал определяющей проблемой моей работы.
При выявлении проблем, которыми характеризуется процесс взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего и дошкольного возраста, а также при решении поставленных задач, был использован научный труд ученых, исследовавших данную проблему: О.И. Давыдовой, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, Г.А. Урунтаевой и других авторов.
Для успешного осуществления воспитания ребенка, для создания всех условий для его всестороннего развития, следует заострить внимание педагогов и родителей на достоверности, объективности и полноте информации, на основе которой осуществляется учебно-воспитательный процесс. Только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи возможно изменить определенную проблему.
Поэтому данная трудность является актуальной на современном этапе, что и поспособствовало выбора темы нашего исследования: «Взаимодействие педагогов с родителями как условие повышения психолого-педагогической компетентности»
Объект исследования: развитие психолого-педагогической компетентности родителей.
Предмет исследования: взаимодействие педагогов с родителями как условие повышения психолого-педагогической компетентности.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике формы взаимодействия педагогов с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить особенности взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть возможности повышения психолого-педагогической
компетентности родителей в процессе взаимодействия с педагогами.
3.Осуществить диагностику психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста.
4. Определить формы взаимодействия педагогов с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение), эмпирические (опрос, анкетирование).
База исследования: Исследование было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 29», г. Сухой Лог. В выборку вошли родители детей дошкольного возраста в количестве 21 человека. Структура работы: введение, две главы, список литературы, приложения.
Вопрос взаимодействия педагога с детьми и их родителями насущна и актуальна, т. к. педагоги ощущают присутствие проблемы концепции отношений с отцом и матерью.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных апорий. Существуют различные убеждения родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают рекомендациями педагогов. Разобщенные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы их дитя был сыт, одет, а единственное его занятие дома - просмотр мультфильмов и прогулка.
Связь педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, позитивные результаты результатов в муштровании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов и родителей санкционирует лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с различных моментах, увидеть в разных ситуациях, следовательно, оказать содействие в формировании слаженной персоны.
Повышение и усиление похожей связи с родителями, гарантируют подходящие требования существования, обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Уже после обследования абстрактных данных, мы выполнили фактическое изучения, целью которого стала диагностика по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, старшего дошкольного возраста в вопросах подготовки детей к школе.
Мы определили в ходе диагностики, что родители не имеют необходимых познаний. Не обладают понятием о сложностях. С какими шансами могут встретиться ребята.
Изучение формирования развития психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития дошкольников показало, что у родителей дошкольников присутствуют трудности в воспитании своих детей, обусловленные недостаточностью знаний и практического опыта в данной области. В связи с этим большинство родителей нуждаются во взаимодействии с целью повышения психолого-педагогической компетентности. Наряду с этим, в качестве своих помощников, они хотели бы видеть, прежде всего, воспитателя и психолога.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно находить пути их решения.
Так как идет перестройка модификация концепции системы дошкольного воспитания, то практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Использование структурно-функциональной модели взаимодействия педагогов и семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать разнообразные формы сотрудничества ДОУ с родителями. Следовательно, процесс взаимодействия между воспитателем и семьями детей младшего и дошкольного возраста будет успешной, если для этого будут создаваться условия, основанные на системности и очередности кортаемых событий.
Определенно, насущные проблемы ДОУ способен решить знающий педагог, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, способный анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с детьми и их родителями, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать действенные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и актуально вносить коррекцию. Для этого педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы дифференцированных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия. Родителям, в свою очередь, необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить психолого- педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.
Важно вовлечь родителей в ход обучения и формирования развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что поставленные в начале дипломной работы задачи выполнены, следовательно, цель - достигнута.
1. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]/ М.Г. Агавелян, Е.Ю Данилова; под ред. О. Г. Чечулина. - М.; Издательство Сфера, - 2009. - 128с.
2. Алиев, М.Ш.Особенности современной перспективы
дошкольников [Текст]/М.Ш.Алиев // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №4. - С.7-13.
3. Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: педагогическая
литература[Текст] /В.П.Анисимов. - М.: АРКТИ, - 2007. - 176с.
4. Анненкова, Н.В. Педагогическая поддержка родителей как
стратегия социальной политики [Текст] /Н.В. Анненкова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2009. - №91. - С.64-70.
5. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика
педагогических взаимодействий в современной системе образования [Текст]: коллективная монография/ Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных.-М.;-
Новосибирск: ЦРНС, 2010- 58с.
6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья[Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2001- 10с.
7. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с
семьей[Текст]/Е.П.Арнаутова// Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С.55 - 66.
8. Белоногова, Г.Е., Хитрова Л.А. Педагогические знания - родителям [Текст] /Г.Е.Белоногова, Л.А.Хитрова// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 2002-528с.
10. Брюшенков, И.Е. Профориентационный потенциал технологий социально-культурной деятельности [Текст] / И.Е.Брюшенков// Вестник ТГУ. - 2009. - №5. - С.141-143.
11. Богданова, Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной
сферы ребенка[Текст] / Т. Г. Богданова, Т.В.Корнилова. -М., - 1994. - 68с.
12. Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города [Текст] / Л.Г. Богославец, А.А. Майер // Управление ДОУ. - М. Рос. Педагогическое общество. - 2004. - №5. - С.355 -357.
13. Венгер, А. Л., Цукерман, Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста[Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск, - 1993. - 69с.
14. Виноградова, Н.А. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] /Н.А.Виноградова. - Оренбург, - 2003. - 224c.
15. Глебова, С.В. Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия [Текст] / С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111с.
16. Григорьева, Н.С., Козлова, Л.А. Как мы работаем с родителями [Текст] /Н.С.Григорьева, Л.А.Козлова// Дошкольноевоспитание. - 1998. - № 9. - С. 23 - 31.
17. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этно- педагогическийподход[Текст] /О.И.Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.
18. Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в ДОУ[Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец; под ред. А.А. Майер. - М.: 2005. - 144с.
19. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей[Текст]/ Т.А. Данилина// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С.86-89.
20. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 1. - С. 41 - 49.
21. Данилюк, О.Л., Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников[Текст]. Программа «Ребенок -педагог - родитель»/ О.Л. Данилюк, А.В. Дронь. - Ноябрьск; «Детство- Пресс», 2011. - 113с.
22. Дашидоржиева, Б. В. Учитель и семья в творческом развитии школьников [Текст] /Б. В.Дашидоржиева//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №12. - С.71-73.
22. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М, 1978. - 114с.
23. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] /Т. Н.Доронова// Дошкольное воспитание. - 2004. -№ 1. - С. 60 - 68.
24. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> [Текст]Т. Н.Доронова, // Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 3. - С. 87 - 91.
25. Дошкольная педагогика (конспект лекций) [Текст] / Автор- составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издательство, 2002. - 192 с.
26. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина [и др.] - М.: Линка-Пресс, 2001. - 25с.
27. Евдокимова, Н.В., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей[Текст] / Н. В. Евдокимова, Н.В. Додокина; под ред. Е.А.Кудрявцева. - М: Мозаика - Синтез, 2007 - 167с.
28. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О.Л. Зверева. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
29. Зверева О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ[Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80с.
30. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ[Текст]: Метод. пособие 3-е издание / О.Л. Зверева. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 128с.
31. Калинина, Ю.В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентного подхода работы детского сада и семьи [Текст] // Материалы международной заочной конференции, Челябинск, 28-29 сентября 2011г. / Уральский ГосударственныйПед. Университет; сост. Ю.В.Калинина[и др.]. - Челябинск: [б. и.],2011. - 294с.
31. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей[Текст] /А. В.Козлова. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
32. Копцова, Г.А. Организация работы с родителями в современном ДОУ [Электронный ресурс] //- Педагогический интернет-портал:www.o- detstve.ru(дата обращения 22.09.2015)
33. Кривопаленко, Е.И. Особенности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников [Текст] / Е.И. Кривопаленко // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №5. - С.69-71.
34. Ким, Т.К. Формы просвещения родительской общественности [Текст] / Т.К. Ким // Ученые записки университета Лесгафта. - 2013. - №12.
- С.77-81.
35. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема[Текст] / И.В.Кощиенко // ЗПУ. - 2011. - №1. - С.209-212.
36. Концедайлова, О.А. Семья и образовательное учреждение [Текст]
/ О.А. Концедайлова// Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2013. -
№3. - С.58-60.
37. Лебедева, К.М. Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода [Электронный ресурс]// [Текст] Современные проблемы науки и образования.
- 2014. - № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view7idM6976(дата обращения: 10.04.2017)
38. Миронова, Н.И. Социально-педагогическая деятельность с семьей группы риска[Текст] / Н.И. Миронова// Евразийский научный журнал.
- 2015. - №7. - С.56-59.
39. Маркова, А. В., Беккер, И. Л. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми [Текст] /А. В. Маркова, И. Л. Беккер // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2007. - №7. - С.216-220.
40. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей[Текст] / Н.В. Микляева. - М., Айрис-пресс, - 2006. - 144с.
41. Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями[Текст] / О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
42. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей[Текст] / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72с.
43. Петренко, М.В. Психология и педагогика[Текст] / М.В. Петренко.
- М., «Быстров», 2009. - 42с.
44. Петрущенко, Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество [Текст] / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009, - № 9. - С.34-37.
45. Пицхелаури, Э.М., Махаева, Г.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей [Текст] / Э.М. Пицхелаури, Г.М. Махаева // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2014. - №3. - С.73-77.
46. Поддубная, Т.Н., Шебанец, Е.Ю. К проблеме формирования социальной компетентности [Текст] /Т.Н.Поддубная, Е.Ю.Шебанец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №2. - С.70-76.
47. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том 1[Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. - 1160с.
48. Судакова, В.К. Педагогическое просвещение родителей и
формирование нравственных установок в семье [Текст] / В.К. Судакова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. -
№47. - С.137-143.
49. Свирская, Л. А. Шпаргалки для родителей[Текст] / Л. А. Свирская // Детский сад со всех сторон. - 2002. - №3. - С. 147-149.
50. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей[Текст] / Н.М.Сертакова. - Спб.; «Учитель», 2015. - 203с.
51. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф, Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений[Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев; под ред. Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
52. Соколова, Т.П. Тематический контроль «Сотрудничество с родителями» [Текст] / Т.П. Соколова // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №1. - С. 28-32.
53. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей[Текст] / О.В. Солодянкина: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
54. Столяренко, А.М. Психология и педагогика[Текст]; учеб. пособие
для студентов вузов- 2 изд., переработано и доп. / А.М. Столяренко. - М.:
Янита-дана, - 2008. - 527с.
55. Татаринцева, Н.Е. Гречишникова, Е.О. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие формирования педагогической компетентности родителей [Текст] / Н.Е. Татаринцева, Е.О. Гречишникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №11. - С.337-341.
56. Тюрина, К.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / К.В. Тюрина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №42. - С.145-146.
57. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Проблемы и перспективы развития образования [Текст]: материалы II междунар. науч. конф. Пермь, май 2012 г. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
57. Устиненко, Е. В. Классным руководителям об особенностях организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся [Текст] / Е. В. Устиненко// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - №2. - С.106-109.
58. Ушакова, О.С., Шаповалова, И.А. Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспектива. [Текст] // Материалы международной научно-практической конференции, Пенза- Москва-Витебск,10-11ноября 2012г. / Московский. гос. пед. ун-т; сост. Н. Е. Богуславская [и др.]. - Москва: [б. и.], Научно-издательский центр «Социо-сфера», 2012 - 273с.
59. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
60. Хабибуллина, Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» [Текст] / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. -С.70-72.
61. Якиманская, И.С. Готовность родителей к сотрудничеству с образовательными учреждениями в условиях внедрения ФГОС [Текст] / И.С. Якиманская // Инновации в науке. - 2012. - №13. - С.75-87.