ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Общая характеристика гибкости как физического качества 5
1.2. Методика развития гибкости у младших школьников 8
1.3 Особенности физического развития и двигательной подготовленности младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
Актуальность исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. Младший школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным [15].
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости.
Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная - затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья [20].
При многочисленных движениях гибкость играет важную роль, но многие недооценивают ее значение. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение не только для воспитания двигательных качеств, но и физического состояния людей в целом.
На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах В.И.Лях [15], А.П.Матвеев [18], В.С.Быков [6], О.Н.Маркова [17] и другие исследователи.
Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры.
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать
эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников 9-10 лет на уроках физической культуры.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить динамику развития гибкости у младших школьников 9-10 лет за период эксперимента.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников 9-10 лет на уроках физической культуры.
Структура выпускной работы.
Выпускная квалификационная работа представлена на 54 страницах.
Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 источник, 4 приложений. Работа содержит иллюстративный материал, который включает 9 рисунков и 2 таблицы.
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом, для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.
1. Возраст 9-10 является наиболее целесообразным в развитии активной и пассивной гибкости школьников.
2. Были разработаны и применены комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития подвижности в плечевых суставах и позвоночного столба. Они включались в подготовительную и заключительную часть урока. Продолжительность каждого комплекса составляла 7-10 минут.
3. За период эксперимента произошли следующие изменения:
- у девочек в тесте «наклон из исходного положения стоя» прирост составил 37,2%;
- в тесте «мост» - 12,5%;
- в тесте «наклон вперед из положения сидя» прирост составил 66,7%;
- в тесте «выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» - 2,5%.
У мальчиков изменения результатов были следующими:
- в тесте «наклон из исходного положения стоя» прирост составил 14,2%;
- в тесте «мост» - 6,7%;
- в тесте «наклон вперед из положения сидя» прирост составил 60%;
- в тесте «выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 4,2%.
Таким образом, за период исследования как у девочек, так и у мальчиков значительно повысилась подвижность позвоночного столба и подвижность в плечевых суставах, что подтверждается результатами эксперимента.
1. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А.Ашмарин. - М.: Просвещение, 1979 .- 240 с.
2. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А.Ашмарин. - М.: просвещение, 1990 .- 287 с.
3. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А.Ашмарин.- М.: просвещение, 1995 .-287 с.
4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К.Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с.
5. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста [Текст] / Р.А.Белов. - М.: 1967 .- 19 с.
6. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся [Текст] / В.С.Быков. - М.: 1998 .- 74 с.
7. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности спортсменов [Текст] / В.И. Воробьев.- М.: 1998 .- 54 с.
8. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена [Текст] / М.Р.Галеева. - М.: 1980 . - 56 с.
9. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников [Текст] / В.М.Демидов.- М.: 1991 .- 47 с.
10.Зимкина, Н.В Физиология человека [Текст] / Н.В.Зимкина. - М.:
Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
11. Качашкин, В.М Методика физического воспитания [Текст] / В.М.Качашкин. - М.: Просвещение, 1980.- 304 с.
12. Козлова, В.И Физиология развития ребенка [Текст] / В.И. Козлова- М.: 1983 .- 31 с.
13. Коренева, М.С Подвижные игры [Текст] / М.С.Коренева. - М.: 2000 .- 24 с.
14. Кузнецова, З.И Развитие двигательных качеств школьников [Текст]/ З.И.Кузнецова. - М.: Просвящение,1967 .- 204 с.
15. Лях, В.И Гибкость и методика её развития. Физкультура в школе [Текст] / В.И.Лях. - М.: 1999 .- 25 с.
16. Лях, В.И Совершенствование специфических координационных способностей. Физическая культура в школе [Текст] / В.И.Лях. - М.: 2001. - 7-14 с.
...