ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Значение формирования коммуникативных навыков у дошкольников.. .7
1.2. Условия и средства формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста 13
1.3. Роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных
навыков у дошкольников
22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.33
2.1. Диагностика степени сформированности коммуникативных навыков....33
2.2. Комплекс сюжетно - ролевых игр для формирования коммуникативных
навыков детей дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых [31, с. 13-17]. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.
Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. [8, 22, 30, 44, 47].
Проблема развития коммуникативных навыков в настоящее время разрабатывается М.И. Лисиной. В ее концепции [22, с. 119-122] общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др. [1, 36].
Также идеи о развитии коммуникативных навыках, как значимых для развития детей дошкольного возраста разрабатывались в трудах Е.О. Смирновой [42], Е.В. Красовская [20], Л.А. Дубинина [9] и многих других. Среди работ, посвященным вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры следует отметить работы Т.И. Бабаевой [2], О.А. Клименкова [15], Н.А. Короткова [18] и других.
Таким образом, изучение формирования коммуникативных навыков дошкольников является одной из исследуемых педагогических проблем.
Но в тоже время, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества и потребностям личности детей, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со взрослыми и сверстниками, является важным средством развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Игра в представлении Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС ДО) [33] выступает как особая форма социализации ребенка. Посредствам игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, метод стимулирования их активности.
Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников, с целью создания условий для ее развития.
В ходе исследования были выявлены противоречия между необходимостью формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и недостаточным применением в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) сюжетно-ролевых игр.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что невозможно сформировать коммуникативные навыки дошкольников без применения в ДОО сюжетно¬ролевых игр.
Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста».
Проблема развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Л. Г. Экки, Э. Пиаже) и отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец) и педагогов-исследователей (Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Г. Б. Яскевич, Е. П. Кравцова, А. Н. Гвоздев и др.) [10, 16, 25]. Идеи о ведущей роли общения в становлении личности сформировали методологическую основу исследования; положения психологии и педагогики об единстве мышления и речи (С. Л. Рубенштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Любовский), исследования М. И. Лисины, показывающие, что общение- решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, понятие периодизации психического развития в онтогенезе [6, 8, 19, 24, 49].
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно-ролевые игры, формирующие коммуникативные навыки дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность организации комплекса сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных навыков дошкольников.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме формирования коммуникативных навыков дошкольников, определиться с понятием «коммуникативные навыки».
2. Выявить условия и средства формирования коммуникативных навыков.
3. Выявить значение сюжетно - ролевой игры для формирования коммуникативных навыков воспитанников ДОО.
4. Подобрать диагностические методики и выявить уровень сформированности коммуникативных навыков в ходе опытно-поисковой работы.
5. Провести работу по включению сюжетно-ролевых игр в комплекс и внедрение его в работу ДОО.
6. Обосновать результативность комплекса сюжетно-ролевых игр и сделать выводы.
База исследования. МБДОУ - детский сад № 12 (г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 59).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений и семьях воспитанников при решении проблемы формирования и развития коммуникативных навыков, проблемы общения в дошкольном периоде детства.
Методы исследования (теоретические и практические): анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, наблюдение, диагностические методики.
Структура работы: дипломная работа состоит из двух глав (каждая глава включает три параграфа), введения, заключения и списка литературы в количестве 87 источников.
ФГОС ДО предъявляет требования к воспитателям в дошкольной организации условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: создать компетентную, творческую, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. По этой причине ребенку дошкольного возраста необходимо научиться играть и играть, формировать коммуникативную компетентность как важную составляющую коммуникативного, социального и личностного и других видов развития ребенка.
Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста дошкольной образовательной организации является одной из актуальных задач теории и практики современной педагогической науки. Формирование, развитие умений и навыков в системе дошкольного образования также требует серьезного теоретического переосмысления.
Формирование коммуникативных навыков у детей в период дошкольного детства решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Дошкольный ребенок начинает осознавать себя как социальную личность и изучает целенаправленное управление поведением с окружающими людьми. Ребенок имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, умения анализировать ситуации, содержащие моральный смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного деяния для себя и окружающих.
Созданные коммуникативные навыки позволяют дошкольному ребенку адекватно ориентироваться в доступной социальной среде, помогают ребенку расширить круг контактов, способствует оптимальному выбору форм и методов сотрудничества, развитию гибкости коммуникативных способностей.
Таким образом, в ходе исследования цель достигается путем решения всех задач, доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
Работа по организации сюжетно-ролевых игр, которые четко выстроены воспитателем способствует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Проведенное исследование позволило указать на важность для детей дошкольного возраста необходимости в коммуникативном взаимодействии. Это обязывает педагога к выбору и реализации средств, выделенных для удовлетворения потребности ребенка в общении.
Практическая значимость работы имеет исключительное значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов ДОО и родителей в решении проблемы общения в дошкольном возрасте. Также результаты исследования могут помочь в решении проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Важность выполняемой работы заключается в обращении, как к теоретическим, так и практическим аспектам рассматриваемой перспективы. Практические аспекты решения связаны с функционированием МБДОУ - детского сада № 12. Результаты анализа показывают, что в образовательной среде конкретного дошкольного учреждения создаются условия для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на то, что предметные ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, помогают не только адаптироваться с коллективом, но и активно осваивать его через формирование и развитие коммуникативной компетентности.
1. Авагян С. Формы, и средства коммуникативной компетенции в процессе // Личность, и общество: педагогики и сб. ст. матер. LIX науч.- практ. конф. 12(57). - СибАК, 2015, с. 55-58.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005. 9 с.
3. Бабаева Т.И. в социокультурном развитии дошкольников // Игра и дошкольник: детей старшего дошкольного в игровой деятельности: под ред. Т.И. З.А. Михайловой. СПб.: 2004. 124 с.
4. Э.И. Социально-коммуникативное ребенка дошкольного возраста аспект личностного становления Научно-методический электронный журнал
- 2015. - 11. - С. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm Дата последнего обращения: 10.03.2017
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Академия, 2005. 280 с.
6. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1, с. 3-8.
7. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. 330 с.
8. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2004. 250 с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. 160 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- М.: Просвещение, 2004. 120 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2004. 410 с.
12. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. 240 с.
13. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.,1978. 98 с.
14. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М., 2008. 620 с.
15. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. - М., 2004. 300 с.
...