ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Сущность формирования социальной компетентности у подростков в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика ситуации успеха как средства формирования социальной компетентности у подростков 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Анализ деятельности МБУ ДО ДЮСШ «Олимпик» по изучению и
использованию средств формирования социальной компетентности у подростков 34
2.2 Использование ситуации успеха как средства формирования социальной
компетентности у подростков в МБУ ДО ДЮСШ «Олимпик» 38
2.3 Анализ результатов исследования уровня сформированости социальной
компетентности у подростков 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
В современной жизни картина общества настолько многогранна и не ясна, что требует от каждой отдельной личности высокого уровня знаний, умений и навыков, без которых состояться в социуме невозможно. В связи с чем, остро встает проблема о межличностном взаимодействии и выстраиванию собственной линии существования в современном социальном пространстве. Успешность напрямую зависит от ориентирования в социальных вопросах, способности видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом, является уровень сформированности социальной компетентности, позволяющей достичь желаемых целей и добиться нужного результата.
В процессе усовершенствования Российского образования одной из ведущих задач становится формирование социальной компетентности личности в процессе ее субъектной самореализации именно в воспитывающей среде. Необходимость решения такой задачи определяется целью, возложенной на образовательные организации официальными органами и ожиданиями всего общества в целом, определяющими потребности в развитии социальной компетентности в процессе получения образования.
Результатом процесса социализации подростков, то есть результатом реального взаимодействия образовательной организации и среды становится новый уровень социальной компетентности подростка. Тогда выбор средств для формирования социальной компетентности становится на сегодня для современной образовательной организации одной из важных педагогических задач.
Для развития подростка необходимо наличие непрерывной системы подкреплений как стимулирующих, так и направляющих, в роли которых особенно эффективно выступает успех. Именно успех придает силы, веру и возможность преодоления любых барьеров, создает основу для формирования адекватной самооценки, без которой становление здоровой психики затруднено.
Отсюда вытекает одна из основных целей, стоящая перед образовательной организацией сегодня: создать благоприятные условия для формирования высокого уровня социальной компетентности, выбрать средства, дать каждому из своих воспитанников возможность прочувствовать радость достижения, оценить свои возможности и главное поверить в себя.
Особую значимость в процессе формирования социальной компетентности подростков играет физкультурно-спортивная деятельность. Физическая культура и спорт особая деятельность, в которой формируется социальный опыт подрастающего поколения. Сама природа спорта обладает сильным воздействием на становление личности. В ее основе лежат идеалы силы и мужества, уважение к противнику, дружбы и взаимопомощи. Спорт укрепляет характер, учит преодолевать сложности, держать “удары судьбы”, учит побеждать собственные слабости, преодолевать и познавать себя.
При создании ситуации успеха в физкультурно-спортивной деятельности важно иметь в виду, что даже единичное переживание успеха может в корне изменить психологическое самочувствие подростков, резко изменить темп и конструктивизм его социальной деятельности, взаимоотношений с окружающими, расширить его социальный опыт. Ситуация успеха может стать своего рода стартовым механизмом дальнейшего движения личности подростка, формирования его социальной компетентности.
Таким образом, использование ситуации успеха в физкультурно¬спортивной деятельности подростков мы рассматриваем как целенаправленную организацию социально-педагогических условий, при которых создается возможность достигать больших успехов, результатов в окружающем социуме как отдельно взятой личности, так и коллектива или команды в целом.
Такая социально значимая физкультурно-спортивная деятельность с учетом использования различных ситуаций успеха приобретает главное значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, аккумулируя их общественную сущность. В процессе физкультурно-спортивной деятельности создаются условия, в которых подросток познает себя и принимается окружающими как полноценный член общества, создаются оптимальные условия для реализации его потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей, приобретения опыта. Все это создает основу для формирования социальной позиции подростка как самостоятельного, ответственного и социально компетентного участника социальных преобразований.
Проблема исследования: каковы средства формирования социальной компетентности у подростков.
Актуальность и проблема исследования определили выбор темы: «Ситуация успеха как средство формирования социальной компетентности у подростков».
Объект исследования: формирование социальной компетентности как педагогическое явление.
Предмет исследования: средства формирования социальной компетентности у подростков.
В рамках данного исследования мы ограничиваемся изучением эффективности одного из средств формирования социальной компетентности у подростков - ситуации успеха.
Цель исследования: выявить, определить и практически обосновать ситуацию успеха как средство формирования социальной компетентности у подростков.
Цель определила выбор задач исследования:
1. Раскрыть сущность формирования социальной компетентности у подростков.
2. Выявить средства формирования социальной компетентности у подростков.
3. Обосновать эффективность ситуации успеха как средства формирования социальной компетентности у подростков.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение.
База исследования: МБУ ДО ДЮСШ «ОЛИПМИК».
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций для тренера-преподавателя по использованию «ситуации успеха» как средства формирования социальной компетенции у подростков.
Структура работы. Работа включает введение, 2 главы (каждая глава содержит параграфы), заключение, список использованной литературы и приложения. Каждая глава имеет название, отражающее сущность ее содержания, и взаимосвязанные параграфы.
Актуальность исследования ситуации успеха как средства формирования социальной компетентности подростков обусловлена, во-первых, изменившимися требованиями общества к образованию и личности в ней, во- вторых, рассогласованием взглядов ученых на средства формирования социальной компетентности у подростков, в-третьих, отсутствием системной работы в образовательных организациях по использованию результативных средств развития социальной компетентности.
Проанализировав работы ряда исследователей (А.С. Белкин, С.А. Зубарева, И.А. Ларионава, Е.В. Коротаева и др.), в которых представлена теория ситуации успеха, мы пришли к выводу о том, что ситуацию успеха обеспечивает сочетание определенных условий, способствующих успеху, который следует рассматривать как результат подобной ситуации.
Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие подростков, резко изменить ритм и стиль его социальной деятельности, взаимоотношений с окружающими, обогатить его социальный опыт. В таком случае ситуация успеха будет выступать в качестве стартового механизма последующего движения личности подростка, формирования его социальной компетентности.
На основании теоретических данных об особенностях создания ситуации успеха, а также результатов, полученных в результате диагностики уровня развития социальной компетентности (на констатирующем этапе исследования) были разработаны рекомендации, способствующие развитию социальной компетентности детей подросткового возраста в физкультурно-спортивной деятельности посредством создания ситуации успеха. Эти рекомендации были представлены тренерам - преподавателям МБУ ДО ДЮСШ «ОЛИМПИК».
Изучение практических аспектов формирования социальной компетентности у подростков предполагало: изучение уровня сформированности социальной компетентности детей подросткового возраста, обучающихся в МБУ ДО ДЮСШ «Олимпик», возможность применения полученных результатов по использованию ситуации успеха на занятиях для тренеров преподавателей, а также проверку эффективности использования ситуации успеха как средства формирования социальной компетентности подростков.
В целом, проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что организация ситуации успеха в процессе физкультурно-спортивной деятельности, предполагающая использование определённых приемов (направленных на создание ситуации успеха, при использовании приемов, направленных на создание ситуаций успеха, оптимизирующих социально¬педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности; обеспечение социально-ориентированной направленности физкультурно-спортивной деятельности; применения технологии ролевого взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной работы с детьми подросткового возраста; разработка структурной модели; организация физкультурно-спортивной воспитательной среды на микро-, мезо- и макроуровнях уровнях) позволяет раскрыть подросткам ценности окружающего социума, заложить основы ценностно-смыслового отношения к социальной деятельности, активизировать развитие и обогащение социального опыта личности на основе общечеловеческих ценностных ориентаций; вместе с тем способствует развитию всех компонентов социальной компетентности. Именно поэтому можно считать ситуацию успеха эффективным средством развития социальной компетентности подростков в условиях детско-юношеской спортивной школы
1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе.- М., 1995. С. 42-57.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2000.
3. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы.- М.: SvR-Аргус, 1994. 207 С.
4. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. -Екатеринбург, 2005.
5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1984. Т. 5. С. 24
6. Желаннова А., Мухин М.И., Щуркова Н.Е., Новое воспитание в новой школе
АРКТИ, 2012 г., 264 с.
7. Зимняя И. А., Морозова Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания. - Ярославль, 2000. - С. 171.
8. Иванова С. П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 2. - С. 64¬69.
9. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. - С . 16-21.
10. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228 с.
11. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома., 2001. - С. 146-148.
12. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности. - СПб. : СПбГУ, 1995. - С. 210.
13. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инноваци-онного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - С. 240-242.
14. Лукьянова И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. - С. 41-47.
15. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84-89.
16. Михайлина М. Ю. Социально-психологические параметры формирования подростковой агрессивности // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004.
...