ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО¬НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.Понятие духовно-нравственного развития в педагогической литературе...8 1.2.Особенности духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста 21
1.3.Формы и методы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста 30
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 40
2.1. Анализ духовно-нравственного развития дошкольников в ДОУ 40
2.2 Проектирование и реализация процесса духовно-нравственного развития
детей дошкольного возраста на основе использования дидактической сказки
53
2.3. Динамика духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
59
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Данная работа посвящена изучению духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время в психологии, педагогике проблема духовно¬нравственного развития ребенка становится все более актуальной, что обусловлено высоким темпом жизни людей. В процессе духовно¬нравственного развития у человека формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения [72, С. 31].
Педагогический терминологический словарь определяет духовно¬нравственное развитие как одну из форм воспроизводства наследования нравственности в обществе. Духовно-нравственное развитие - это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств [82].
Проблемами духовно-нравственного развития уделяли и уделяют многие педагоги. По мнению В.А. Сластенина нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [92, С. 78].
С.А. Козлова результатом духовно-нравственного развития считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих[53, С. 129].
В целом, как показывают исследования Р.С. Буре [14], Л.В. Коломийчнко [54] и др. эффективность духовно-нравственного развития во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что дошкольное детство представлено в качестве важного периода в жизни ребенка, в процессе которого осуществляется формирование собственных возможностей, наряду с потребностью к самостоятельной деятельности, а также формируются ключевые представления касательно окружающего мира, добра и зла в нем, наряду с представлениями о семейном укладе и родной земле. Это и объясняет, почему на данном этапе развития так важно понимать и создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Для развития концепции духовно-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста крайне важной выступает работа детского сада, представленная комплексом мер, что ориентированы на реализацию ряда задач духовно-нравственного развития дошкольников в условиях взаимодействия «педагог-ребенок-семья».
Цель работы заключается в теоретическом исследовании и практическом анализе духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Детский сад № 21».
Объект исследования - процесс духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая сказка как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть понятие духовно-нравственного развития в педагогической литературе;
- изучить особенности духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- описать формы и методы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста;
- проанализировать духовно-нравственного развития дошкольников в ДОУ;
- рассмотреть проектирование и реализацию процесса духовно¬нравственного развития детей дошкольного возраста на основе использования дидактической сказки;
- исследовать динамику духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Детский сад № 21».
Методологию исследования составили труды и монографии отечественных исследователей:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского и, в частности, положение о роли воспитания как фактора социализации и личностного развития ребенка;
- положения теории воспитания о сущности, закономерностях процесса нравственного воспитания личности, генезисе нравственного развития личности, сущности видах педагогических средств воспитания ребенка дошкольного возраста (Б.С. Братусь, Е.Г. Белякова, А.Я. Данилюк, Т.Н. Майская, Е.В. Павлова, В.И. Петрова и др.);
- концепция духовно-нравственного развития как ценностно¬нормативная основа обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- теоретические положения о роли, видах, структуре, дидактической сказки в процессе нравственного воспитания дошкольников; о методике ее применения в качестве средства педагогического процесса в ДОУ (Л.Д. Короткова, Г.З. Праздникова, Л.В. Дедешко, Л.В. Круглова, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева).
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ) и эмпирические методы: методы количественного и качественного анализа данных, педагогическая опытно-поисковая работа
Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическим исследованиям духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Во второй главе работы представлено экспериментальное исследование духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Модернизация Российского образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный стандарт поставил вопрос о повышении качества образования. Система образования нацелена на развитие всесторонне развитой, активной и творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям окружающей жизни и принимать креативные решения.
Детский сад стал первой ступенью непрерывной системы Российского образования, потому, что проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно¬образовательного процесса является довольно значимой. Нравственность, выделена в качестве первостепенной проблемы в развитии личности дошкольника, так как это обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества и введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2 Закона РФ «Об образовании»), создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом, стоят вопросы духовно-нравственного развития детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить в согласии с этим миром. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, стремления к созидательной деятельности, сознательного отношения к получению знаний, что в дальнейшем становится необходимой, жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости в обществе.
Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования в первой главе показал, что изучение духовно-нравственного развития подрастающего поколения является важной областью теоретического и практического исследования.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс постепенного обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом; процесс формирования отношения детей к ценностям добра и зла и формирования на этой основе способности к нравственному выбору. Нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только с получением знаний о нравственных нормах, но прежде всего с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам.
Духовно-нравственное развитие - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно¬смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
2. Дошкольный возраст является сенситивным для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, открывают их социальное значение, приобретают практический опыт нравственного поведения; активно развиваются социально - нравственные чувств и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции.
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных
особенностей. Результатом правильно организованного духовно¬нравственного развития является формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки и выборы, эмпатии, общественно полезной деятельности, нравственных и ценностных ориентиров поведения в обществе.
3. Одним из эффективных средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является дидактическая сказка. С помощью дидактической сказки педагог совместно с детьми выстраивает обсуждение нравственного выбора героев произведения, предлагая детям встать на место того или иного героя и принять решение.
Главная задача, стоящая перед педагогами - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких либо навыков, но и решать задачи духовно-нравственного развития.
Достижению этих целей способствует использование дидактической сказки в качестве педагогического средства формирования у детей нравственного поведения.
Дидактическая сказка, таким образом, представляет собой средство привлечения детей к выработке самостоятельных верных оценок и суждений по различным вопросам нравственного поведения.
4. На основе теоретических положений-обобщений, представленных в теоретической части работы нами были определены цели и задачи опытно-поисковой работы.
Опытно-практическая часть нашего исследования проводилась с целью выявления педагогических возможностей дидактической сказки на процесс формирования духовно-нравственного развития. Ее результаты позволяют сделать следующие выводы.
На этапе дошкольного возраста происходит интенсивное становление нравственности как стержневого качества личности.
В первую очередь происходит интенсивное развитие когнитивного компонента этого личностного образования, что связано с возрастными особенностями развития детей пятого года жизни: развитие любознательности, расширение пространства взаимодействия с окружающими людьми, интерес к нормам и правилам поведения, их значению.
Формирование поведенческого компонента нравственности связано с расширением контактов с взрослыми и сверстниками, открытием и апробации разнообразных способов, моделей поведения, в том числе неадекватных требованиям этических и норм и правил. Дети экспериментируют с нормами и правилами, осваивая, таким образом, и их содержание и значение.
Существенно расширяется поведенческий репертуар, но ограниченность опыта его применения не позволяет детям осуществлять гибкое поведение.
5. В ходе опытно-поисковой работы мы обнаружили, что у детей дошкольного возраста частично сформированы когнитивный и поведенческий компоненты нравственности. В то же время уровни их сформированности недостаточны для того, чтобы дети могли эффективно решать возникающие перед ними жизненные и образовательные задачи. Данные констатирующего эксперимента показывают, что у детей сформированы представления о нравственных качествах, нормах и правилах поведения, они слабо владеют определенными навыками.
В опытной части исследования мы провели работу, направленную на изучение гипотетически заявленных условий, обеспечивающих реализацию потенциала дидактической сказки в процессе духовно-нравственного развития.
Для решения данной задачи мы подобрали уже известные сказки, а также сами придумали несколько сказок. Особое внимание мы уделяли нравственному содержанию.
6. В результате проведения и анализа результатов контрольного эксперимента мы смогли обнаружить возможности дидактической сказки в процессе духовно-нравственного развития.
Дидактическая сказка вызывает у детей интерес. Организация работы с ней сообразно требованиям, завяленным в нашей гипотезе, позволяет использовать ее как эффективное средство духовно-нравственного развития детей пятого года жизни, о чем свидетельствуют данные контрольного эксперимента.
Таким образом, дидактическая сказка оказалась достаточно эффективным средством духовно-нравственного развития детей пятого года жизни. Она может быть использована для развития всех компонентов нравственности, но в большей степени влияет на формирование когнитивного компонента, что обусловлено природой и функциями дидактической сказки.
В меньше степени дидактические сказки повлияли на изменения поведенческого компонента, причем эти изменения мы связываем не столько с содержанием сказок, сколько с той работой, которая проводилась с детьми на основе сказки, после знакомства с ней.
Результаты контрольного эксперимента показали, что дидактическая сказка может быть эффективным средством формирования духовно¬нравственного развития у детей дошкольного возраста.
В системе средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста дидактическая сказка является эффективным средством если:
- ее содержание носит социально-нравственный характер и отражает нравственные ценности, идеалы, модели нравственного поведения, актуализирует нравственные переживания детей;
- сказка используется в процессе духовно-нравственного развития детей пятого года жизни в сочетании с другими средствами педагогического процесса;
- содержание дидактической сказки выступает для воспитанников предметом познания, анализа и обсуждения.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2013 .- 704 с.
2. Артемова И.Б. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1996. С.188-205.
3. Архангельский Н.В. духовно-нравственное развитие. - М.: Просвещение, 1979. - 187 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общечеловеческого анализа / А.Г. Асмолов, М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2013. - 416с.
5. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. - 250с.
6. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. - 151 с.
7. Богданова О.С. Беседы о нравственном воспитании. М.: Просвещение, 1999. - 143 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. // Избр. Труды АПН СССР. - М., 2012
9. Бодалев А.А. Психология общения,- М.: МПСИ, 2012. - 256 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
11. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
12. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. - М., 2009. - 112 с.
13. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Четыз Т.Н. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - № 3. - C. 149-159.
14. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : уч.-метод. пос. / Р. С. Буре.- СПб.: Детство-пресс, 2014.- 144 с.
15. Веденеева, Г. И. Феномен духовно-нравственного развития в интерпретации теоретиков и практиков современной школы / Г. И. Веденеева // European Social Science J. - 2013. - № 1. - С. 32-41.
16. Виноградова И.А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно¬нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т , 2015. С. 27¬31.
...