ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО РЕСУРСА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Инклюзивное образование как процесс развития общего
образования 6
1.2. Условия реализации инклюзивного образования: кадровый
ресурс 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО РЕСУРСА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Организация опытно-поисковой работы по выявлению готовности
педагогов как кадрового ресурса МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивного образования 25
2.2. Обработка первичных результатов опытно-поисковой работы и
внедрение рекомендаций педагогам как кадровому ресурсу МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» по реализации инклюзивного образования 32
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по выявлению готовности педагогов как кадрового ресурса МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивного
образования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ГЛОССАРИЙ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы исследования. В ФЗ «Об образовании в РФ» одним из важнейших принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Следовательно, в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
На современном этапе развития инклюзивное образование сталкивается с противоречиями и проблемами, решение которых требует профессионального открытого диалога, учета отечественного опыта и согласованности позиций.
Внедрение инклюзивного образования в дошкольные образовательные организации неизбежно столкнется не только с трудностями организации образовательной среды, но прежде всего, с проблемами готовности кадров принять новые принципы образования.
Исследования зарубежных (Д. Агнес, Т. Бут, М. Кинг-Сирс, Т. Миттлер, Д. Роза) и отечественных ученых в области инклюзивного образования (Л.И. Аксенова, Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова,О.П. Гаврилушкина, С. Грозная, Л.Н. Давыдова, М.А. Егорова, Е.А.
Екжанова, В. Искрук, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, Б.П. Пузанов, Е.А. Стребелева, Е.С. Слепович, В.А. Степанова, Н.Д. Соколова, Р.Д. Тригер, Л.М. Шипицина и др.) составляют обширный научный фонд. Однако исследования в области кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования в теоретическом и практическом аспектах представлены недостаточно.
На основании актуальности темы исследования сформулирована проблема, заключающаяся в поиске существенных характеристик кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Недостаточная научная и практическая разработанность указанной проблемы определили тему исследования: «Кадровый ресурс дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования».
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: существенные характеристики кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.
Цель исследования: выявить, теоретически и практически обосновать особенности кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.
В соответствии с проблемой, предметом и целью определены задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть инклюзивное образование как процесс развития общего образования.
2. Раскрыть существенные характеристики кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.
3. Организовать опытно-поисковую работу по выявлению готовности педагогов как кадрового ресурса МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивного образования.
4. Проанализировать первичные результаты опытно-поисковой работы и внедрить рекомендации педагогам как кадровому ресурсу МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» по реализации инклюзивного образования.
5. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы по выявлению готовности педагогов как кадрового ресурса МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивного образования.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Актуальность исследования проблемы кадрового ресурса дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования определяется, во-первых, возросшими требованиями общества к образованию, заключающими в себе идеологию равенства, толерантности и доступности для всех независимо от образовательных потребностей.
Во-вторых, расхождением во взглядах ученых на существенные характеристики кадрового состава дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.
В-третьих, отсутствием системного подхода к отбору кадрового состава и учету его существенных характеристик в дошкольной образовательной организации при реализации инклюзивного образования.
Говоря об инклюзивном образовании на настоящий момент как о педагогической проблеме, можно говорить о нем не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять развитие, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями на различных ступенях образовательной вертикали, но и как о направлении, оказывающем влияние и на развитие самого образовательного процесса.
Инклюзия как принцип организации дошкольного образования - это явление и социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию образовательной, архитектурной и социальной среды к возможностям данного ребенка.
Инклюзия как процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Инклюзивное образование сегодня поддержано законодательно, обосновано международными требованиями и процессами мировой педагогической практики.
Внедрение инклюзии в деятельность дошкольной образовательной организации способствует формированию профессионального педагогического сообщества нового типа, что в свою очередь определяет необходимость пересмотра существенных характеристик кадрового состава. Именно в этом ключе много внимания уделяется пониманию самого термина «инклюзия», так как профессиональная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации требует его конкретизации.
Изменения в существенных характеристиках кадрового состава дошкольной образовательной организации связаны с их готовностью принять новые принципы образования, такие как:
1) каждый ребенок ценен сам по себе, это не зависит от его способностей и достижений;
2) у каждого ребенка есть возможность чувственного и мыслительного познания окружающей действительности;
3) каждый ребенок располагает гражданским правом на коммуникацию и на то, чтобы быть услышанным;
4) дети нужны друг другу;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) дети нуждаются в понимании, принятии, поддержке и дружбе ровесников;
7) для детей большее значение имеют проявления прогрессивного развития, а не регрессивного, то есть они ценят, скорее, то, что они могут делать, чем то, что не могут;
8) усилить все стороны жизни ребенка может только разнообразная деятельность, в которую он будет включен.
При анализе существенных характеристик кадрового состава возникают и проблемы недостатка систематических, комплексных психолого¬педагогических знаний и технологий, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом понимают профессиональную педагогическую подготовку (психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом - следующие психолого¬педагогические знания:
1) представление, понимание и осознание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования;
2) знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды.
Дошкольная образовательная организация с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания психологически безопасной среды в коллективе, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, качество системы образования.
Таким образом:
- инклюзия призывает к реструктуризации культуры дошкольной образовательной организации, ее правил, внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие воспитанников с их личными особенностями и потребностями;
- инклюзия ориентирована на совершенствование кадрового состава образовательной организации, повышение уровня готовности к реализации инклюзивной практики;
- инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе, отношений между педагогами дошкольной образовательной организации и детьми, между педагогами дошкольной образовательной организации и родителями, между педагогами дошкольной образовательной организации и обществом, в котором эта образовательная организация существует и действует.
Переход дошкольных образовательных учреждений на инклюзивную практику требует от педагогов высокого уровня профессионально¬педагогической компетентности, повышения профессионального мастерства, мобильности и активной жизненной позиции, а также готовности к реализации такого вида образования.
Для анализа готовности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №39
комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивного образования нами была разработана и использована «Анкета оценки готовности педагогов к инклюзивному образованию», содержание которой раскрыто в параграфе 2.1.
Анкета была разработана на основе использования прямых и обратных вопросов, что, на наш взгляд, повышает достоверность полученных с ее помощью ответов и помогает избежать социальной желательности.
Анализ результатов опытно-поисковой работы на первом, констатирующем, этапе позволили зафиксировать, что 44% педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» не готовы к инклюзивному образованию, 15 % относятся к данному явлению положительно и 41% имеет нейтральное отношение.
Наиболее распространенными причинами положительного ответа явились следующие:
- это такие же люди, как мы;
- нужно людям помогать;
- я буду жалеть таких детей;
- они достойны того же, что и мы;
- они умом от нас не отличаются;
- такое может случиться со всеми и так далее.
Подтверждением отрицательных ответов являются такие ответы как:
- для этого есть специальные ОО;
- неприятно с такими общаться;
- над ними будут смеяться и так далее.
Особый интерес для нас представила группа педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко», не имеющих на данный момент определенного отношения к данному явлению. Главной проблемой таких педагогов является недостаток опыта взаимодействия и информации, о чем свидетельствуют следующие ответы:
- трудно сказать, я с ними никогда не общался;
- не знаю, как с ними себя вести и т.п.
Так же значимым для нас явился тот факт, что наблюдалась существенная разница в ответах на 2 и 4 вопросы:
- Как бы Вы отнеслись к тому, что в вашей ДОО появятся дети с ограниченными возможностями (плохо видят, слышат, передвигаются на коляске и т.п.);
- Как, на Ваш взгляд, отнеслись бы к этому Ваши коллеги?).
Это свидетельствует о недостатке общения внутри коллектива, не информированности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» и отсутствии просветительской работы в данном направлении.
Ответы на пятый вопрос (Есть ли среди Ваших знакомых/друзей дети с особыми образовательными потребностями?) нашей анкеты подтверждают факт социальной изоляции детей с особыми образовательными потребностями, с чем, на наш взгляд, связанно негативное отношение педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» к переходу на инклюзивную систему образования.
В сфере неформального общения ситуация складывалась следующим образом: большая часть опрошенных нами педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» не готовы к общению или построению дружеских отношений с детьми с особыми образовательными потребностями, считая, что такие дети нуждаются в дополнительной помощи других специалистов.
Таким образом, анкетирование на первом этапе опытно-поисковой работы определило следующий круг проблем:
- во-первых, недостаток информации о детях с особыми образовательными потребностями и их специфических отличиях;
- во-вторых, отсутствие опыта взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями у подавляющего числа педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко».
Для решения выявленных проблем мы использовали разработанные нами рекомендации педагогам ДОО инклюзивного типа:
- любите свою профессию, себя в профессии и цените каждого ребенка;
- откажитесь от шаблонных действий при выполнении своих профессиональных функций, создавайте новый продукт, творите;
- отталкивайтесь в своей профессиональной деятельности от интересов и потребностей каждого ребенка;
- используйте в своей профессиональной деятельности технологии позитивного мышления;
- в качестве основания для реализации дифференцированного подхода в своей профессиональной деятельности используйте эмоциональные потребности и поведенческие особенности каждого ребенка;
- в своей профессиональной деятельности используйте групповые, интерактивные формы коллективной работы, направленные на командообразование;
- исходите из индивидуальных потребностей воспитанников, применяйте индивидуализированные виды деятельности, но не делите детей на группы, например, исходя из их способностей;
- оказывайте персонифицированную помощь воспитанникам с особыми образовательными потребностями;
- используйте технологию командного взаимодействия (выстраивайте работу совместно с социальным педагогом, психологом, администрацией образовательной организации и другими заинтересованными организации и общественностью).
Анализ результатов повторной диагностики на заключительном этапе опытно-поисковой работы позволил установить, что 65% педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» положительно относятся к инклюзивному образованию, 10 % относятся к данному явлению отрицательно и 25% имеют нейтральное отношение.
Наиболее распространенными причинами положительного ответа явились следующие:
- с ними интересно работать;
- наша помощь поможет им стать такими же, как все;
- они добрее и открытие других ;
- они достойны того же, что и мы;
- они умом от нас не отличаются;
- такое может случиться со всеми и так далее.
Очевидно, что только 10% педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39
комбинированного вида «Гнездышко» по-прежнему негативно отнесутся к появлению в их ДОО детей с особыми образовательными потребностями. Подтверждением тому являются такие ответы как:
- для этого есть специальные ОО;
- неприятно с такими общаться и т.д.
Следует сказать и о группе педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39
комбинированного вида «Гнездышко», не имеющих на данный момент определенного отношения к данному явлению. Их - 25%. Главной проблемой таких педагогов является несформированность профессиональной позиции в условиях перехода на инклюзивную практику, о чем свидетельствуют следующие ответы:
- пока не готовы к ответу на этот вопрос;
- лучше бы этим занимались другие специалисты и т.п.
По-прежнему в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» остается проблема социальной изоляции детей с особыми образовательными потребностями, что, на наш взгляд, связанно с процес сами, протекающими в обществе в целом. Это подтверждается ответом на пятый вопрос (Есть ли среди Ваших знакомых/друзей дети с особыми образовательными потребностями?) нашей анкеты.
На заключительном этапе в сфере неформального общения ситуация складывалась следующим образом: большая часть опрошенных нами педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 комбинированного вида «Гнездышко» теперь готовы к общению или построению дружеских отношений с детьми с особыми образовательными потребностями, считая, что такие дети нуждаются в их заботе и поддержке.
Данные свидетельствуют о результативности разработанных рекомендаций и о готовности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39
комбинированного вида «Гнездышко» к реализации инклюзивной практики.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется детальное изучение информационных ресурсов дошкольной образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченным возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Л.И. Акатов. -М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Алёхина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алёхина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. -
2011. -№1.
3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2002.
4. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч ; пер. с англ. А.В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 50¬56.
5. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. 1. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 99 - 102.
6. Баталова Н.А. Функции школьного социального педагога [Текст] / Баталова Н. // Социальная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 87- 90.
7. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б.А. Мещеряков, В.С. Зинченко. - Олма-пресс, 2004. - 479 с.
8. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в детских инклюзивных группах [Текст] // Сибирский вестник специального образования. - 2010. - №2. - с.23 - 29.
9. Воспитателю и социальному педагогу об инклюзивном образовании [Текст] : метод, рекомендации / авт.-сост. Н.А. Кислякова, Н.Й. Мазурчук, Д.В. Чернышева. - Екатеринбург : ООО «ИРА УТК», 2012 - 16с.
10. Галагузова М.А. Социальная педагогика [Текст] : курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Екжанова Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. - 2010. - № 16. - 16-31 августа. - С. 34-37.
12. Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) / Р. Жаворонков // Человек и труд. -2005.-№9.-С. 22-28.
13. Задорин И.В. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение [Текст] / И.В. Задорин, Е.Ю.Колесникова, Е.М. Новикова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1.
14. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России [Текст] / Д.В Зайцев. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2003.
15. Зимняя И.А. Подготовка специалиста в вузе как многоуровневая сложная полисубъективная деятельность [Текст] // Проблемы психологии образования: сб. статей, вып. 2. - М., 1994. - с. 107 - 122.
...