Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Работа №98118

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о познавательной деятельности и мышлении в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Констатирующая диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 39
2.2. Практика реализации педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дошкольный возраст - это важный период в жизни каждого ребенка, это время становления личности, интенсивного психического развития ребенка, когда закладываются основные свойства и качества личности, познавательные процессы и виды деятельности. Растет и развивается организм ребенка в целом и в частности его нервная система. В этот период у него формируются наглядно-речевые, наглядно-образные элементы словесно-логического мышления. Но, основным видом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. Именно в этот период взрослые должны находиться рядом с детьми, заботиться о детях и принимать самое активное участие в их развитии.
Актуальность темы исследования отражена в ФГОС ДО области познавательное развитие. ФГОС ДО определяет государственные требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам. Одной из задач программы дошкольного обучения и воспитания является обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности. Работа по познавательному развитию детей должна проходить целенаправленно. Следовательно, в практике появляется понятие «педагогическая поддержка». Изучением «педагогической поддержки» занимались О.С. Газман, А.Т. Антохина, Г.М. Коджаспирова и другие.
В отечественной психологии и педагогике вопросами формирования различных видов мышления, а в частности наглядно-образного мышления, занимались Л.С. Выготский, Ф.А.Сохина, В.И. Ядешко, В.А. Урунтаева.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, И.О. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинской и др. показана важная роль образного мышления, при выполнении и решении задач разного рода деятельности. Проблемами развития мышления у детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, В.И. Ядешко, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов, Л.С. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Проблемам образного мышления посвятили свои исследования зарубежные ученые: Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и другие.
Исследования ряда российских ученых раскрывают структуру наглядно-образного мышления и описывают некоторые особенности его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев и другие). Проблеме развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогической литературе уделено много внимания, но она остается актуальной. Изучая характеристики интеллектуальной сферы и, в частности, мышления, мы можем правильно подобрать методы обучения дошкольника. До сих пор остаются не до конца изученными условия формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание педагогической работы, обеспечивающей развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить на теоретическом уровне особенности педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления дошкольников и разработать для реализации практике педагогические средства,
способствующие развитию наглядно-образного мышления у дошкольников.
Цель работы указана в следующих задачах:
- изучать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- отобрать диагностические методики и изучить уровень сформированности наглядно-образного мышления у дошкольников в рамках опытно-поисковой работы;
- отобрать для реализации на практике педагогические средства формирования наглядно-образного мышления у дошкольников;
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологическая, педагогическая, учебно-методическая и справочная) и эмпирические (тестирование, наблюдение, опрос).
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБДОУ «Детский сад» №58 г. Каменска - Уральского в старшей группе (возраст детей 5-6 лет), в количестве 15 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из проведенного анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод. Дошкольный возраст - это важный период в жизни каждого ребенка. Он характеризуется развитием его личности. В это время происходит развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности. У дошкольника формируется познавательное отношение к окружающей действительности.
Познавательная деятельность, как и любая другая деятельность имеет свои цели и мотивы. Основной мотив - это потребность в исследовании внешней среды, на котором в дальнейшем формируется система познавательных мотивов. Познавательная деятельность требует усилий, анализа и размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
Развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Главным критерием развития мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план действий.
Наглядно-образное мышление - основной вид мышления дошкольников.
К середине дошкольного возраста дети уже могут мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели и планы своих действий мысленно.
Также нужно отметить, что наглядно-образное мышление - это узловой момент в умственном развитии ребенка. Развивать этот вид мышления необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Важную роль здесь играет педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой мы понимаем основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, нравственном и гражданском определении, в преодолении трудностей, самореализации, в учебной и творческой деятельности.
Понятие «педагогическая поддержка» каждый педагог понимает по- своему.
В ходе проведенной нами опытно-поисковой работы по изучению сформированности уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшей группы, мы выяснили, что более половины детей имеют средний уровень. Педагогами ДОУ совместно с родителями была разработана и проведена система занятий по развитию наглядно-образного мышления.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, все поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста и апробировании на практике педагогических методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста достигнута.



1. Азбука общения, развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] : (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына [и др.]. - М. : Детство-Пресс, 2008. - 384 с.
2. Акулова, Е. Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е. Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3. - с. 5-17.
3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение [Текст] / Е. А. Александрова // Антропологический, деятельностной и культурологический подходы. Тезаурус. - 2005. - № 5 (24). - С. 98-99.
4. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям [Текст] / Ш. А. Амонашвили ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.- социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 544 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
6. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
7. Бабаева, Т. И. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект педагогической диагностики [Текст] / Т. И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста : науч. - метод. пособие для студентов вузов : в 3 ч. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2008. - Ч. 2. - С. 136-141.
8. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста : науч.-метод. пособие для студентов вузов : в 3 ч. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2008. - Ч. 2. - С. 136-141.
9. Байбородова, Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль : [б. и.] ; М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2008. - 88 с.
10. Белкин, А. С. Педагогика Детства [Текст] : (основы возраст. педагогики) / А. С. Белкин. - Екатеринбург : Сократ, 1995. - 145 с.
11. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М. : Прогресс, 1986. - 424 с.
12. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] : науч.-метод. пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. - М. : МГ1П1У, 2006. - 96 с.
13. Битянова, М. Р. Теоретические проблемы школьной психологической практики [Текст] / М. Р. Битянова // Познание. Общество. Развитие / под ред. Д. В. Ушакова. - М., 1996. - с. 188-199.
14. Битянова, М. Р. Школьный психолог: идея психолого¬
педагогического сопровождения [Текст] / М. Р. Битянова // Директор школы. - 1997. - № 3. - с. 4-12.
15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
16. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 11- 17.
17. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] / Г. М. Бреслав // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 41-47.
18. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] : иллюстрир. рук. / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.
19. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. - М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1995. - 144 с.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Выготский Л.С. // - СПб.: СОЮЗ, 1997 г. - 96 с.
21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
22. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст] / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М. : Педагогика
- Пресс, 1993. - 224 с.
23. Газман, О. С. Ответственность школы за воспитание детей [Текст] / О. Б. Газман // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 45-52.
24. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования, М.- 1996г. - с. 31 - 59.
25. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2.
- С. 107-112.
26. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С. Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. - 976 с.
27. Грабовская, Л. В. Образ «Я» ребенка в мире культуры [Текст] / Л. В.
28. 28.Грабовская // Ребенок в мире культуры / под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 1998. - с. 95-145.
29. Дарвиш, О. Б. Психологическое сопровождение развития ребенка [Текст] / О. Б. Дарвиш // Социальная работа и педагогика в Сибири. - 2002. - № 1. - С. 34-36.
30. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства [Текст] / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 47-49.
31. Елюкова, А. Е. Понятие «педагогическая поддержка»: современный дискус [Текст] / Елюкова, А. Е. // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена - 2004. - №171. - с.249 - 250
32.Запорожец, А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. - М., 1995. - С. 112-121.
33. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 1986. - 128 с.
34. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Лисина, М. И. // Вопросы психологии №4 - 1982. - с.17 -22
35. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
36. Люблинская А. А. Вопросы мышления детей // Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена [Текст] / 1962. - 247с.
37. Маклаков А. Г. Обшая психология [Текст] / Маклаков, А. Г. // - СПб.: Питер, 2001. - 592с.
38. Мухина В. С. Факторы определяющие психическое развитие // Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов [Текст] / - 4-е изд. - М.: Академия, 1999.
39. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст ] / - М.: Педагогика, 1978 - 160с.
40. Обухова Л.Ф. Психология развития [Текст] / - М.: 2001 г. - стр. 174
41.Общаемся с дошкольниками [Текст] / В. А. Петровский [и др.] // Учимся общаться с ребенком : рук. для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский [и др.]. - М., 1993. - с. 8-11.
42. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. И.А. Каирова: В 2-х т., Т.1.- М., 1960.
43. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1976.
44. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже // - М.: Педагогика, - 1969. - 372 с.
45. Саткин М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / Саткин М. Н.// М.: Педагогика, 1981. - с.96
46. Рагозина, Л. Д. Формирование жизненного опыта у учащихся [Текст] / Л. Д. Рагозина, Н. Е. Щуркова. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 160 с.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А. Г. Рузской. - М. : Педагогика, 1989. - 216 с.
48. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л. А .Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с
49. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психологического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб. : Речь, 2005. - 384 с.
50. Семенова, Л. Основные потребности дошкольника [Текст] / Л. Семенова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - с. 52-56.
51. Сенько, Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения [Текст] / Т. В. Сенько // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С. 23-28.
52.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
53. Якиманская, И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - с. 39-47.
54. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно¬ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ