Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о познавательной деятельности и мышлении в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Констатирующая диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 39
2.2. Практика реализации педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о познавательной деятельности и мышлении в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогическая поддержка развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Констатирующая диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 39
2.2. Практика реализации педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольный возраст - это важный период в жизни каждого ребенка, это время становления личности, интенсивного психического развития ребенка, когда закладываются основные свойства и качества личности, познавательные процессы и виды деятельности. Растет и развивается организм ребенка в целом и в частности его нервная система. В этот период у него формируются наглядно-речевые, наглядно-образные элементы словесно-логического мышления. Но, основным видом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. Именно в этот период взрослые должны находиться рядом с детьми, заботиться о детях и принимать самое активное участие в их развитии.
Актуальность темы исследования отражена в ФГОС ДО области познавательное развитие. ФГОС ДО определяет государственные требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам. Одной из задач программы дошкольного обучения и воспитания является обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности. Работа по познавательному развитию детей должна проходить целенаправленно. Следовательно, в практике появляется понятие «педагогическая поддержка». Изучением «педагогической поддержки» занимались О.С. Газман, А.Т. Антохина, Г.М. Коджаспирова и другие.
В отечественной психологии и педагогике вопросами формирования различных видов мышления, а в частности наглядно-образного мышления, занимались Л.С. Выготский, Ф.А.Сохина, В.И. Ядешко, В.А. Урунтаева.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, И.О. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинской и др. показана важная роль образного мышления, при выполнении и решении задач разного рода деятельности. Проблемами развития мышления у детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, В.И. Ядешко, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов, Л.С. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Проблемам образного мышления посвятили свои исследования зарубежные ученые: Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и другие.
Исследования ряда российских ученых раскрывают структуру наглядно-образного мышления и описывают некоторые особенности его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев и другие). Проблеме развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогической литературе уделено много внимания, но она остается актуальной. Изучая характеристики интеллектуальной сферы и, в частности, мышления, мы можем правильно подобрать методы обучения дошкольника. До сих пор остаются не до конца изученными условия формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание педагогической работы, обеспечивающей развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить на теоретическом уровне особенности педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления дошкольников и разработать для реализации практике педагогические средства,
способствующие развитию наглядно-образного мышления у дошкольников.
Цель работы указана в следующих задачах:
- изучать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- отобрать диагностические методики и изучить уровень сформированности наглядно-образного мышления у дошкольников в рамках опытно-поисковой работы;
- отобрать для реализации на практике педагогические средства формирования наглядно-образного мышления у дошкольников;
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологическая, педагогическая, учебно-методическая и справочная) и эмпирические (тестирование, наблюдение, опрос).
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБДОУ «Детский сад» №58 г. Каменска - Уральского в старшей группе (возраст детей 5-6 лет), в количестве 15 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность темы исследования отражена в ФГОС ДО области познавательное развитие. ФГОС ДО определяет государственные требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам. Одной из задач программы дошкольного обучения и воспитания является обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности. Работа по познавательному развитию детей должна проходить целенаправленно. Следовательно, в практике появляется понятие «педагогическая поддержка». Изучением «педагогической поддержки» занимались О.С. Газман, А.Т. Антохина, Г.М. Коджаспирова и другие.
В отечественной психологии и педагогике вопросами формирования различных видов мышления, а в частности наглядно-образного мышления, занимались Л.С. Выготский, Ф.А.Сохина, В.И. Ядешко, В.А. Урунтаева.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, И.О. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинской и др. показана важная роль образного мышления, при выполнении и решении задач разного рода деятельности. Проблемами развития мышления у детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, В.И. Ядешко, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов, Л.С. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Проблемам образного мышления посвятили свои исследования зарубежные ученые: Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и другие.
Исследования ряда российских ученых раскрывают структуру наглядно-образного мышления и описывают некоторые особенности его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев и другие). Проблеме развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогической литературе уделено много внимания, но она остается актуальной. Изучая характеристики интеллектуальной сферы и, в частности, мышления, мы можем правильно подобрать методы обучения дошкольника. До сих пор остаются не до конца изученными условия формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание педагогической работы, обеспечивающей развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить на теоретическом уровне особенности педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления дошкольников и разработать для реализации практике педагогические средства,
способствующие развитию наглядно-образного мышления у дошкольников.
Цель работы указана в следующих задачах:
- изучать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- отобрать диагностические методики и изучить уровень сформированности наглядно-образного мышления у дошкольников в рамках опытно-поисковой работы;
- отобрать для реализации на практике педагогические средства формирования наглядно-образного мышления у дошкольников;
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологическая, педагогическая, учебно-методическая и справочная) и эмпирические (тестирование, наблюдение, опрос).
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБДОУ «Детский сад» №58 г. Каменска - Уральского в старшей группе (возраст детей 5-6 лет), в количестве 15 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Из проведенного анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод. Дошкольный возраст - это важный период в жизни каждого ребенка. Он характеризуется развитием его личности. В это время происходит развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности. У дошкольника формируется познавательное отношение к окружающей действительности.
Познавательная деятельность, как и любая другая деятельность имеет свои цели и мотивы. Основной мотив - это потребность в исследовании внешней среды, на котором в дальнейшем формируется система познавательных мотивов. Познавательная деятельность требует усилий, анализа и размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
Развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Главным критерием развития мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план действий.
Наглядно-образное мышление - основной вид мышления дошкольников.
К середине дошкольного возраста дети уже могут мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели и планы своих действий мысленно.
Также нужно отметить, что наглядно-образное мышление - это узловой момент в умственном развитии ребенка. Развивать этот вид мышления необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Важную роль здесь играет педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой мы понимаем основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, нравственном и гражданском определении, в преодолении трудностей, самореализации, в учебной и творческой деятельности.
Понятие «педагогическая поддержка» каждый педагог понимает по- своему.
В ходе проведенной нами опытно-поисковой работы по изучению сформированности уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшей группы, мы выяснили, что более половины детей имеют средний уровень. Педагогами ДОУ совместно с родителями была разработана и проведена система занятий по развитию наглядно-образного мышления.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, все поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста и апробировании на практике педагогических методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста достигнута.
Познавательная деятельность, как и любая другая деятельность имеет свои цели и мотивы. Основной мотив - это потребность в исследовании внешней среды, на котором в дальнейшем формируется система познавательных мотивов. Познавательная деятельность требует усилий, анализа и размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
Развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Главным критерием развития мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план действий.
Наглядно-образное мышление - основной вид мышления дошкольников.
К середине дошкольного возраста дети уже могут мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели и планы своих действий мысленно.
Также нужно отметить, что наглядно-образное мышление - это узловой момент в умственном развитии ребенка. Развивать этот вид мышления необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Важную роль здесь играет педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой мы понимаем основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, нравственном и гражданском определении, в преодолении трудностей, самореализации, в учебной и творческой деятельности.
Понятие «педагогическая поддержка» каждый педагог понимает по- своему.
В ходе проведенной нами опытно-поисковой работы по изучению сформированности уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшей группы, мы выяснили, что более половины детей имеют средний уровень. Педагогами ДОУ совместно с родителями была разработана и проведена система занятий по развитию наглядно-образного мышления.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, все поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей педагогической поддержки развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста и апробировании на практике педагогических методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста достигнута.
Подобные работы
- Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Диагностика особенностей развития мышления в младшем дошкольном возрасте (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С УЧЕТОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как средство обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



