ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста в
теории дошкольной педагогики 6
1.2. Содержание экономического воспитания детей дошкольного возраста
в системе дошкольного образования 23
1.3. Возможности экономического воспитания детей в дошкольной
образовательной организации 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 41
2.1. Изучение уровня сформированности экономических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Анализ образовательного пространства дошкольной образовательной
организации 48
2.3. Организация занятий по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
Экономика и ребенок на первый взгляд кажутся абсолютно не совместимыми между собой понятиями. Но современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой встречаются экономические слова и определения. В современной жизни выполняются различные экономические процессы. Множество разных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете - это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Нынешняя жизнь очень непредсказуема и очень интересна. Собственно поэтому сложные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на жизненном пути. Это происходит в беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения,
Дети дошкольного возраста - это будущие школьники, потом студенты, и, конечно же, работники. Вот поэтому, багаж знаний, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности. Организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом.
Новейшие механизмы хозяйствования просят от людей определенных качеств, а также особенного уровня экономической культуры, и начинают создавать ряд общественных проблем. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания [8].
Сторона экономического воспитания в сегодняшнее время доверена именно семье. Ведь в семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ребенок - это неразделимое от жизненного функционирования семьи, ее обихода и ежедневных забот.
Как раз в своей семье он получает первоначальные экономические представления, знакомится с интересами и потребностями семьи, сопоставляет понятия «работа» (мама на работе, папа работает) и «деньги» (папа и мама работают и за это они получают деньги).Ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги, с семьей он знакомится на практике с процессами купли и продажи, понятиями «рынок», «магазин» [16, с.112-113].
Дети сами начинают принимать участие в процессе покупки товаров (подают деньги, берет чек и сдачу). Ребенок по поручению родителей самостоятельно ходит в магазин и совершает покупку. Такие поручения он осуществляет с большой радостью, ведь так он реально приобщается к миру взрослой жизни. Дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.
Главную общественную проблему по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста можно решить родителям вместе с педагогами, уже начиная с дошкольного возраста. Только как нужно начинать знакомить ребенка с основными положениями этой тяжелой науки на понятном этапе? Ребенок имеет характерное бессознательное устремление к изучению и созерцанию нового, непривычного. Первоначальная задача педагога - построить именно такие ситуации, в которых стремление детей к усвоению нового будет постоянным. [15, с.2].
Основной принцип, заложенный в разработку экономического воспитания - тематический подход. Занятия, игры, экскурсии, постановочная деятельность, экспериментирование в «одной теме» помогают поэтапно вводить их содержание в воспитательно-образовательный процесс.
Объект исследования: процесс экономического воспитания.
Предмет исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: определить содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели выдвинуты задачи:
1) изучить теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
2) раскрыть содержание воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть методику организации игр по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
4) осуществить диагностику степени сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подъякова. В работе использованы идеи авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [66].
В работе использовались следующие методы: изучение литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ и обобщение.
Исследование проводилось на базе старшей группы «Непоседы» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (МА ДОУ) № 27 «Тополек» г.Краснотурьинска Свердловской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры детей дошкольного возраста, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей
Современная практика дошкольных образовательных организаций показывает, что общество в целом и педагоги, в частности, заинтересованы в такой личности, которая может активно включаться в современные формы экономических взаимоотношений, в личности экономически воспитанной и образованной. Исследования последних лет доказывают, что главное требование эффективности экономического воспитания современных детей - создание продуманной системы деятельности и соответствующих психолого - педагогических условий.
Практическое исследование по организации занятий по экономическому воспитанию посредством игровой деятельности было проведено на базе старшей группы «Непоседы» МА ДОУ № 27 «Тополек» г.Краснотурьинска Свердловской области.
В ходе реализации занятий по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы «Непоседы» МА ДОУ № 27 «Тополек» г.Краснотурьинска, которые длились с 01ноября 2016г. по 28апреля 2017г., педагоги привили детям интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Динамика сформированности экономических представлений детей старшего дошкольного возраста группы «Непоседы» после реализации обучающих занятий по экономическому воспитанию является положительной. До реализации обучения высокого уровня экономических представлений не достигал не один ребенок из группы, а по завершению программы данный показатель вырос на 28%.
Показатель среднего уровня также увеличился с 45% до 72%, а вот показатель «низкий уровень» понизил свое значение до нуля, чего и добивался разработчик вышеуказанного комплекса занятий по экономическому воспитанию посредством игр.
В результате целенаправленной организации в дошкольном образовательном учреждении занятий по экономическому воспитанию посредством игровой деятельности улучшились показатели сформированности экономических представлений детей старшего дошкольного возраста, также реализация обучения способствовала сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Таким образом, намеченная работа в этом направлении будет продолжаться, так как, максимальный результат в развитии экономических представлений детей старшей группы «Непоседы» еще не достигнут.
1. Абдулвагабова, П.О. Педагогические условия воспитания бережного отношения к личным и общественным вещам: [Текст] : автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.О. Абдулвагабова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. - Москва, 2001. - 25 с.
2. Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра [Текст] / Т. Алиева // Обруч. - №1. - 2010. - С. 3 - 5.
3. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания [Текст] / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - C. 55 - 57.
4. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями [Текст] / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - C. 103 - 106.
5. Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования [Текст] / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. -№ 8.- 2000. - С. 95 - 101.
6. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах [Текст] : методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. С. В. Смирновой. - М. : Дом Федорова, 2013. - 112.с.
7. Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников [Текст] / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 63 - 65.
8. Белокашина, С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки [Текст] / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.- С. 8-9.
9. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: [Текст] : автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Л. Беляева ; Челяб. гос. пед. ун - т. - Челябинск, 2009. - 23 с.
10. Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] /А.А. Бодалев. - М. : Академия, 2001.- С.113-118.
11. Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей [Текст] / М. И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1 / Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2006. — С. 29-34.
12. Бойко, C. Л. Отклики на статью А. Д. Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» [Текст] / С. Л. Бойко, Р. П. Заводовская, С. А. Козлова, Г. М. Лямина, В. Л. Одинцова, Л.Г, Самборенко, С. В. Фурина // Дошкольное воспитание. - №6. - 2002. - С. 59 - 62.
13. Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни [Текст] / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - №4. - 2013. - C. 140 - 142.
14. Власова, И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка [Текст] / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - №4. - 2013. - C. 121 - 123.
15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2010. - 512 с.
16. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» // справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2014. - 243 с.
17. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 34 - 38.
18. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников - инновационная программа предшкольного образования [Текст] / Л. А. Голуб // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 5. - С. 149 -153.
19. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка [Текст] / В. И. Даль - М.: Мысль, 1981 - 320 с.
20. Детский экономический словарь [Текст] / Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова. - М. : Просвещение, 2000.-105с.
21. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 45 с.
22. Дыбина, О. В. Играем вместе с детьми [Текст] / О.В. Дыбина, Е. А.
Сидякина, Н. П. Паленова; под ред. О. В. Дыбиной. - Тольятти: ТФСамГПУ, 2001. - 89 с.
23. Дыбина, О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром [Текст] : автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / О. В. Дыбина ; Моск. гос. открытый пед. ун - т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2002. - 45 с.
24. Жуйкова, Т. П. Теоретические подходы в экономическом воспитании. Проблемы и перспективы развития образования: материалы [Текст] / Т. П. Жуйкова, А. А. Кокухина. - Краснодар: Новация, 2016. — С. 108-111.
25. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : Просвещение, 2001. - 261 с.
26. Загик, Л. Р. Работа детского сада с родителями [Текст] / Л. Р. Загик // Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. 2 - е изд. - М. : Просвещение, 2001. - 51 с.
27. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры [Текст]: методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 169 с.
28. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г.Иванова // Дошкольное воспитание. - № 2. 2001. - С. 12 - 14.
29. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 161с. [Электронный ресурс] URL : http:// www.firo.ru/ wp-content/ uploads/2014/02/Istoki.pdf (дата обращения: 23.07.2017).
30. Казакова, Н. В. Мы любим рекламу [Текст] / Н. В. Казакова //
Обруч. - №1. - 2001.- C. 29-31.
31. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными [Текст] / М. Калмыковская // Обруч. - 2003.- №1. - С.24 - 26.
32. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с. [Электронный ресурс] URL: http://raguda.ru/ds/kozlova-doshkolnaja-pedagogika.html (дата обращения:
19.07.2017).
33. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М.: Педагогика - Пресс, 2002. -118 с.
34. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак - М. : Сфера, 2012. - 80 с.
35. Кураков, Л. П. Экономическое образование и воспитание
школьников [Текст] / Л. П. Кураков. - М. : Просвещение, 2010. - 136 с.
36. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных возможностей [Текст] / Б.Т. Лихачев. - Самара, 2010. - 256 с.
37. Леонова, Е. А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников [Текст] / Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир ребенка. - Мн., 2005. - с. 130.
38. Лукин, В. А. Формирование начальных экономических
представлений старших дошкольников при чтении сказок [Текст] / В. А. Лукин, Т. А. Бахор, О. Б. Лобанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс] URL : http: //www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=11794 (дата обращения:
11.07.2017).
39. Лукьянова, Р. С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области [Текст] / Р. С. Лукьянова // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - С. 77 - 79.
40. Лушникова, Е. В. Как мы играем в экономику [Текст] / Е. В.
Лушникова // Воспитатель ДОУ ТЦ СФЕРА М., 2008. № 11. 75 с.
41. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к Учительской газете» [Текст] // В. Лысенко . - 1997. - №15. - с.2.
42. Мантурова, А. В. Экономическое воспитание - новая задача дошкольного образования XXI века [Электронный ресурс] - URL : http://pandia.ru/text/77/442/71050.php(дата обращения: 17.07.2017).
43. Методические рекомендации по организации предметно¬развивающей среды в детском образовательном учреждении [Электронный ресурс] - URL : https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii- predmetnorazvivayuschey-sredi-v-detskom-obrazovatelnom-uchrezhdenii- 955817.html(дата обращения: 15.06.2017).
44. Мясищев, В.Н. Экономика образования как наука и учебный предмет [Текст] / В.Н. Мясищев // Педагогика. - 1993.- №4 - С. 59 - 64.
45. Нечаева, В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, JI.H. Пеньевская. М.: Просвещение, 2011. — 384 с.
46. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] /С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М . : Мысль, 1988. - 1086 с.
47. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.С. Солнцевой - СПб.: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf(дата обращения: 22.07.2017).
48. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика - синтез, 2014. — 368 с.
49. Попов, В. Д. Экономика плюс педагогика [Текст] / В. Д. Попов. - М. : Молодая Гвардия, 1986. - 288 с.
50. Прокофьева, О. О Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста / [ Текст] О. О. Прокофьева // Дошкольное детство: наука - практике. - Могилев, 2006. - 115 с.
51. Прутченков, А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников [Текст] : автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.06 / А. С. Прутченков; Московск. ин-т развития личности. - Москва, 2001. - 45 с.
52. Радина, Е. И. Метод беседы в воспитательно - образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] / Е. И. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2011. - С. 393 - 403.
53. Райзберг, Б.А. Детский экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский , М. И. Цымук . - Издательство «Росмен» М. : 2011г. - 192 с.
54. Розанова, И. И. Воспитание бережливости к общественной собственности [Текст] / И. И. Розанова // Сборник научных трудов .Проблема экономического воспитания на современном этапе. - Челябинск: УПИ, 2012. - С. 23 - 28.
55. Савкусанова, Л. Экономика и человек [Текст] / Л. Савкусанова, Т. Парфенова, Н. Клюшина. // Обруч. - №1.- 2013. - С .27 - 29.
56. Смоленцева, А.А Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А. А. Смоленцева. - СПб.: « Детство - пресс », 2010. - 192 с.
57. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст] : учебно-методическое пособие / А. А. Смоленцева. - СПб.: « Детство - пресс », 2011. - 176 с.
58. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А. А. Смоленцева. - М. : АРКТИ, 2006. - 88 с.
59. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического
образования дошкольников [Текст] / А. А. Смоленцева // Детский сад от А
до Я. - №4. - 2003. - С. 63 - 65.
60. Струнилина, Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников [Текст] / Н. А. Струнилина // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - С. 93 - 95.
61. Тарабарина, Т.П. Формирование положительного отношения к
труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с взрослыми [Текст] : автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т. П.
Тарабарина ; Москва. - 2011. - 50 с.
62. Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации [Текст] / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. - № 2.- 2000. - С. 46 - 52.
63. Фрейнкман, Е. Ю. Экономика и бизнес [Текст] / Е. Ю. Фрейнкман. - М. : Владос. - 2012. - 68 с.
64. Чесноускене, Д. С. Формирование представлений о цене, стоимости, денежных единицах [Текст] : автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Д. С. Чесноускене ; Москва. - 2001. - 200 с.
65. Шатова, А. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. - Шадринск, 2011. - 267с.
66. Шатова, А. Д. Дошкольник и ... экономика [Текст] / А. Д. Шатова // Обруч. - №1. - 2000. - С. 23 - 28.
67. Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания
дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - № 5. - 2013. - С. 4 - 10.
68. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно - методическое пособие / А. Д. Шатова.- М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
69. Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых [Текст] / И. Шведова. - М. : East - West, 1992. - 64 с.