ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Понятие о технике. Задачи технической подготовки 8
1.2. Требования к технике передвижения на лыжах 12
1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности
подростков 13-14 лет , занимающихся лыжными гонками
" 16
1.4. Роль тренера в устранении ошибок юных лыжников - гонщиков 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Лыжный спорт в районах со снежной зимой — один из основных и наиболее массовых видов спорта. Он включен в программы физического воспитания средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов. [11]
Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков.
В тренировках и соревнованиях развиваются физические качества — выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, воспитываются смелость, настойчивость и другие психологические качества.
Существенно и образовательное значение лыжного спорта. В процессе занятий лыжник приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с закономерностями тренировки, гигиеной, с техникой передвижения на лыжах.[23]
Техническая подготовка в лыжном спорте всегда имела очень большое значение.
Можно сказать, что первые сведения о технической подготовке появились одновременно с первыми сведениями о появлении лыж на территории нашей страны, которые были получены археологами при раскопках стоянок человека эпохи неолита (новокаменный век, конец III — начало II тысячелетия до нашей эры) на берегу Белого моря. Здесь на стенах пещер и на скалах были обнаружены изображения фигур животных и людей. Многократное повторение сюжета скальных рисунков движущегося человека на лыжах в разные моменты времени было призвано наглядно объяснить технику двигательных действий.[24]
В исторических письменных документах слово «лыжи» встречается уже в XII веке. И с этого периода любое упоминание об их использовании людьми в трудовой и военной деятельности практически всегда сопровождается описанием правильной техники движения на лыжах. Это служит подтверждением того, насколько важна техническая подготовка.[15]
Техническая подготовка - это та часть процесса подготовки спортсмена, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней. [16]
Овладение техникой - обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений.
Необходимо знать, что рациональная техника - не только правильная обоснованная форма движения, это ещё и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия, умение правильно выполнять движения с мощным напряжением и последующим расслаблением мышц.
Актуальность темы
Обучение спортивной технике в лыжном спорте - очень важная часть подготовки спортсмена - лыжника, особенно в подростковом возрасте 13-14лет. В этом возрасте необходимо уделять особое внимание правильной технической подготовке юных лыжников в соревновательных условиях, так как юные спортсмены не способны контролировать свои двигательные действия, они сконцентрированы только на борьбе между собой со старта до финиша.
Очень важно добиться эффективного и устойчивого технического мастерства в процессе прохождения всей дистанции, а также экономичности движений, что очень важно в период всей гонки.
В работе с подростками со стороны тренера большое внимание должно уделяться педагогическому контролю. Тренеру необходимо создать такой контроль, при котором можно вовремя предупредить и устранить ошибки спортсмена, это и будет являться важным условием успешного обучения. Тренеру важно сформировать технику в подростковом возрасте. Если же неисправленные ошибки останутся, то они могут закрепиться у спортсмена, и в дальнейшем понадобится очень много времени для их устранения, что затруднит достижения успешности юными спортсменами.
Практика показывает, что высокий уровень физической подготовки является тем фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена. Поэтому в неразрывном единстве с технической подготовкой должен осуществляться процесс развития двигательных качеств. Технические ошибки могут быть вызваны слабой физической подготовкой.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс
Предмет исследования - средства и методы подготовки юных лыжников в соревновательный период.
Цель исследования: выявить эффективные средства предупреждения и исправления ошибок в технике классических ходов в соревновательном периоде.
Задачи:
1 .Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить типичные ошибки в технике юных лыжников, снижающие эффективность движений и спортивный результат.
3. Разработать систему упражнений по исправлению ошибок в технике классических ходов в соревновательном периоде.
4. Проверить экспериментальным путем эффективность разработанной
методики проведения занятий.
1. Основными задачами технической подготовки юных лыжников 13-14 лет являются:
• Совершенствование в технике передвижения на лыжах в единстве с повышением уровня выносливости, силы и скоростно-силовых возможностей.
• Совершенствование умения дифференцировать движения при передвижении с различной интенсивностью.
2. Юные лыжники 4-го года обучения ДЮСШ недостаточно хорошо владеют техникой лыжных ходов, допускают ошибки различной степени.
В попеременном двухшажном ходе типичными ошибками являются:
• Раннее выпрямление рук
• Отрыв пятки в момент подседания
• Откидывание плеч
В одновременном бесшажном ходе типичными ошибками являются:
• Раннее выпрямление рук
• Чрезмерное сгибание рук с опорой на палки
• Сгибание ног в период скольжения
3. Учитывая недостаточную техническую подготовленность (проблемы в технической подготовке) юных лыжников 13-14 лет считаем, что в содержание учебно-тренировочных занятий необходимо обязательно включать имитационные упражнения с разбором и анализом фаз техники лыжных ходов, совершенствование этих ходов на учебных и тренировочных кругах в различных условиях на основе самосознания и самоконтроля лыжников.
4. В ходе экспериментальной проверки разработанная методика проведения занятий направленных на совершенствование технической подготовленности юных лыжников в соревновательном периоде, которая показала свою эффективность, что подтверждается педагогическими наблюдениями и результатами контрольной тренировки (соревнований).
1. Антонова О.А., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка. М.: 1999. - 133 c.
2. Авдеев А.А., Поварещенкова Ю.А. Исследование двигательных способностей лыжников-гонщиков при подготовке к спринтерским дистанциям. Теория и практика физической культуры №11. 2006.- 141 c.
3. Аграновский М.А. Лыжный спорт/ Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 2013. 216 c.
4. Бутин И.Н. Лыжный спорт. М.: Владос, 2003. 61 c.
5. Вопросы управления тренировочным процессом в лыжном спорте: Сб. науч. тр. Омский гос. ин-т физ. культуры; [Отв. ред. В. И. Михалев] Омск ОГИФК 1985. 74 c.
6. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. Издание 2-е, дополненное. М.: ФиС. 2001. 45 c.
7. Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. М.: ФиС. 2002. 78c.
8. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. Смоленск, 1989. 45 c.
9. Ковязин В.М. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: Учеб. пособие : В 5 ч. / В. М. Ковязин, В. Н. Потапов, В. Я. Субботин; Тюмен. гос. ун-т, Тюмень Изд-во Тюмен. гос. ун-та 1998. 211c.
10. Кондратов А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1984. 134 c.
11. Котелли Франко и Марио. Лыжи будущего. Пер. с итал. М.: Физкультура и спорт. 2007. 56 c.
12. Кубеев А.В. Применение мобильных технологий в сборной комеанде России по лыжным гонкам. Теория и практика физической культуры. 2003. №8. 49 c.
13. Кузин B.C., Макаров А.А. Методика обучения имитационным упражнениям и коньковым ходам на лыжах. Учебное пособие. М.: РИО РГАФК. 1998. 128 c.
14. Кудрявцев В.И. Лыжный спорт. М.: Ф и С. 2000. 56 c.
15. Лыжные гонки: Чемпионы, победители и призеры чемпионатов мира, Европы, СССР, РСФСР, России и международных соревнований. Ю. В. Сидоров 121 с. ил. 21 см. Казань Б. и. 1995. 46 c.
...