ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В ШКОЛЬНОММ КУРСЕ ГЕГОРАФИИ 7
1.1 Роль наглядности в современной системе обучения географии 7
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся среднего
школьного возраста 12
1.3 Место интеллект - карт в классификации наглядных средств обучения... 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ В ШКОЛЬНОМ
КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 25
2.1 Общая характеристика школьного курса географии 7 класса 25
2.2 Особенности создания интеллект-карт на уроках физической и
экономической географии 30
2.3 Методические приемы работы с интеллект-картами на уроках географии в 7 классе 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО- ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 47
3.1 Организация экспериментально - опытной работы 47
3.2 Проведение экспериментально - опытной работы 51
3.3 Анализ результатов обучения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому учитель должен не просто давать ребенку нужную информацию, а научить добывать и применять её. В наше время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать с этой информацией [43].
Для реализации этого на уроках существует множество технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал метод составления интеллект-карт. Этот удивительный и занимательный инструмент вошел в моду и в массовое использование недавно.
Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
Всё дело в том, что нашему мозгу тяжело воспринимать и запоминать
линейную символьную информацию в виде текстов, списков и скучных таблиц. Напротив, яркие рисунки, графики, диаграммы и слово,
взрывающиеся ассоциативным рядом-гораздо легче запомнить и
воспроизвести в дальнейшем.
Интеллект-карты (Mind maps) - это инструмент, позволяющий: воспринимать, структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой интеллектуальный потенциал и решать творческие задачи. В отличии от традиционных видов записи(конспектов) интеллект- карты обладают множеством плюсов: наглядность, красочность, четкая структура, информативность, эстетическое восприятие, хорошая запоминаемость [5].
Так, при изучении курса «География материков и океанов» (7 класс) у обучающихся уже развито абстрактное мышление, но сам характер изучаемого материала, обилие фактов, предметов и явлений, непосредственно не воспринимаемых учащимися, постоянно требует применения наглядности.
Данный метод даёт школьникам большие возможности в обучении: работа обоих полушарий мозга, т.к. в подобной структуре работает не только левое, но и правое полушарие; умение одновременно работать с несколькими источниками информации; умение обобщать и выделять главное в тексте; развитие интеллектуального и творческого потенциала у ребенка; улучшение всех видов памяти: зрительной, механической и слуховой.
Благодаря интеллект-картам можно запомнить и структурировать большое количество информации. У обучающихся формируются умения самостоятельно добывать, анализировать, обрабатывать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять в виде Mind maps.
Применение интеллект-карт на уроках географии позволит обучающимся работать с разными видами учебных пособий: картами, атласами, учебниками и другими источниками информации с целью поиска 4
взаимосвязей; проявлять творческие особенности ребят, развивать мышление и интуицию; осуществлять различные способы контроля [7].
Таким образом, цель работы: применение технологии интеллект-карт в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, а также развития мышления обучающихся.
Задачи работы:
1. Дать характеристику наглядности обучения как средства активизации учебного процесса.
2. Рассмотреть различные виды классификаций средств обучения географии и дать характеристику их основных видов.
3. Проанализировать влияние интеллект-карт на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса обучающихся к изучению географии.
4. Разработать методику работы с интеллект-картами на уроках географии.
5. Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
Объект исследования: интеллект-карты, используемые для развития географического мышления обучающихся.
Предмет исследования: технология использования интеллект-карт на уроках географии.
Гипотеза: если учитель систематически использует интеллект-карты на уроках географии, то это способствует прочному усвоению знаний, развитию памяти, мышления и творчества.
Методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ полученных результатов диагностики деятельности с помощью интеллект-карт.
Теоретической основой в написании ВКР были труды: Бьюзена Т., Баранского Н.Н., Барышевой Ю.Г., Вестицкой М.Б., Григорьевой Т.В., Жукевича В.А. и др.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа изложена на 63 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 47 источников. Приложения: диск с презентацией и текстом ВКР, 1 конструкт урока, шесть интеллект-карт, памятка для построения интеллект-карт.
Основные положения работы были доложены в ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет в 2017 году на Межрегиональной молодежной научно-практической конференции, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля». По теме выпускной квалификационной работы имеется публикация.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований [39].
Цель ФГОС второго поколения - воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно эти знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен меняется роль учителя. Учитель - не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира. На мой взгляд метод интеллект - карт отвечает этим требованиям [43].
Метод интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности. Работа с интеллект - картами формирует умение поиска информации в различных источниках, ребята учатся работать в группе, наглядно видят продукт своего труда, анализируют его, каждый оценивают свой вклад в проделанную работу, обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. Программа обучения географии включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать интеллект-карт на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью интеллект карт реализуется системнодеятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно [42].
В процессе работы над ВКР были составлены несколько интеллект - карт и использовались на уроках. Применение метода интеллект-карт по изучению стран были очень хорошо приняты обучающимися, так как им было интересно узнавать об отдельных составляющих каждой страны и изображать в виде интеллект-карты.
На мой взгляд, решены все поставленные задачи:
1. Дана характеристика наглядности обучения.
2. Рассмотрены различные виды классификаций средств обучения географии и дана характеристика их основных видов.
3. Проанализировано влияние интеллект-карт на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса, обучающихся к изучению географии на примере одного ученика.
4. Разработана методику работы с интеллект - картами на уроках географии. 5.Экспериментально проверена результативность разработанной методики.
Цель работы - использование интеллект-карт для развития познавательных активностей на уроках географии, на мой взгляд, достигнута.
Проведённый нами эксперимент показал, что обучающийся овладел способами познавательной активности. Проведённая экспериментальная работа с обучающимися седьмого класса средней школы доказала, что внедрение в учебный процесс технологии интеллект -карт приводит к повышению качества знаний. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования. Обобщая результаты проведённого исследования, можно сделать выводы: результаты экспериментальной проверки позволяют заключить, что использование наглядных и практических методов обучения и внедрение в практику интеллект - карт обеспечивают значимое повышение успеваемости учащихся. В дальнейшем планируется продолжить работу по созданию эффективной системы использования интеллект-карт на уроках географии.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработаны методики работы с интеллект-картами, которые могут быть использованы педагогами - практиками.
Материалы данного исследования интересны в первую очередь работающим учителям географии, а также студентам в период прохождения педпрактики в школе.
1. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. - М. Просвещение, 2013. - С. 12-24.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). — М., 1982.
4. Баранский В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 "География". -- М.: Просвещение, 1987 г.
5. Беловолова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий / Е.
А. Беловолова. - М. Вентана Граф, 2014. -С. 29-68.
6. Бьюзен Т. и Б., Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 11.
7. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % - Росмэн- Пресс, 2007 г., 96 стр., ISBN 978-5-353-02771-3
8. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: - Минск: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.
9. Бьюзен Т.Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 208с.: ил.
10. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 400с.: ил.
11. Вестицкий М. Б. и др. интеллект -карты — новое средство обучения Географии в школе. — 1984.— № 1
12. Гелб М. Ж. Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 304 с.: ил.
13. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / сост. В. Н. Иванова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 31-33
14. Голов В.П., Прозоров Л.Д. Картины и таблицы в преподавании географии. - М.: "Просвещение", 1977.
15. Грюнберг. Г. Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.: Просвещение, 1979...