Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение раздела «Население» в школьном курсе «География России»

Работа №98055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
1.1. Понятие «уровень жизни населения» и показатели, его
характеризующие 6
1.2. Факторы территориальной дифференциации уровня жизни 15
1.3. Методические подходы к оценке уровня жизни и его региональных
различий 24
Глава 2. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Общая оценка современной социальной ситуации в России 27
2.2. География уровня бедности населения 30
2.3. Типы регионов России по уровню жизни населения 33
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ШКОЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИИ
3.1. Изучение раздела «Население» в школьном курсе «География России» 45
3.2. Методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения
России» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85

В любом современном демократическом государстве, которое ведет политику социальной направленности, при определении уровня его экономического развития, его стабильности и устойчивости на равных условиях с другими показателями в качестве одного из важнейших необходимо рассматривать качество и уровень жизни населения.
Переход к рыночным отношениям внес значимые перемены в упорядочивание прибыли, которая, главным образом, определяет благополучие людей. Во-первых, снизилась роль государства в данной сфере, расширилась автономность регионов и предприятий, а также увеличилась значение рыночных регуляторов. Собственно, по этой причине имеет значимость организация своей политики предприятия, касаемо прибыли, которая принимала бы во внимание интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы действенную структуру занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а отсюда следует, гарантировала бы человеку достойное проживание.
На данной стадии развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, которые определяют динамическую составляющую, является очень важным. Разрешение сложившихся проблем требует определенных действий со стороны государства, ведь от этого зависит не только благополучие человека, но и физическое, а также социальное здоровье человека.
При выявлении перспектив развития экономики нашей страны, появляется потребность подробного изучения разных сторон подъема уровня жизни населения. В качестве основания целесообразна доскональная характеристика самого понятия "уровень жизни", связанного с главными человеческими нуждами. Основываюсь на определении уровня жизни, свойственен переход к исследованию показателей, его характеризующих. Наблюдение за уровнем жизни населения должен послужить важным инструментом для разработки общегосударственной социально­экономической политики, имеющиеся распри в методологии определения уровня жизни, неполноценный анализ его показателей, высокая себестоимость реализованных в России экономических реформ,
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально­экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
• политические факторы
• экономические факторы
• социальные факторы
• научно-технический прогресс
• экологические факторы и др. [40].
Итак, изучение и прогноз динамики уровня жизни населения, считается неотъемлемым для соразмерного и стабилизированного формирования общества. Проблема улучшения уровня жизни Российской Федерации стала насущной, ведь он играет ключевую роль социально-экономической системы в условиях ее преобразования и развития, показывая нам, как различные изменения в обществе оказывают влияние на слои населения.
Объектом исследования является население России.
Предмет исследования - уровень жизни населения России и его пространственная дифференциация.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление географических различий в уровне жизни населения России.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
• уточнить понятия «уровня жизни населения» и его показатели в географическом аспекте;
• охарактеризовать факторы территориальной дифференциации уровня жизни;
• изучить методические подходы к оценке уровня жизни населения;
• охарактеризовать современную социальную ситуации в России в контексте изучаемой проблемы;
• выделить типы регионов России по уровню жизни населения;
• показать значимость изучения раздела «Население» в школьном курсе «География России -9»;
• разработать методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения России» и применить их в рамках изучения раздела «Население России» в школьном курсе «География России -9».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемам уровня жизни населения в экономических, социально­экономических и социологических исследованиях уделяется достаточное внимание. В научной литературе в той или иной мере исследованы и нашли отражение такие методологические и теоретически значимые вопросы, как содержание понятия «уровень жизни» и система его показателей.
Понятие «уровень жизни» в современной научной литературе трактуется по-разному в зависимости от целей и задач исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни,
потребительские нормативы и стандарты, а также их комбинации. Представляется достаточно определение уровня жизни в узком и широком смысле. При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях. В широком понимании уровень жизни - совокупность реальных социально экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и др.
Особый интерес представляют определения, дающие комплексную оценку этой категории. Уровень жизни - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Комплексные оценки уровня жизни отражают степень реализации жизненных интересов населения и его предпочтений, которые лежат в основе экономического развития. Таким образом, уровень жизни является одной из важнейших характеристик социально-экономической системы.
В ходе изучения данной темы были выявлены межрегиональные различия в уровне жизни населения, факторы территориальной дифференциации, показатели, по которым дается характеристика регионов.
На основе статистических показателей были выделены субъекты РФ с высоким, средним и низким уровнем жизни населения.
Данную работу можно применить на уроке при изучении раздела «Население России» в школьном курсе «География России - 9». Более полно и подробно изучить тему уровня жизни населения с помощью практической работы по данной теме. Ученики будут работать со статистическим материалом, выделять по нескольким показателям уровень жизни населения в субъектах РФ.


1. Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ, 2002.-166 с
2. Алексеева О.А., Жеребин В.М., Землянская В.Н. Уровень жизни населения: временные и межрегиональные сопоставления // Народонаселение.-2001.- №4.-с.39-55.
3. Андреев А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов/ А.В.Андреев.- СПб: Питер, 2012.- 464 с.
4. Аникин, В.А. Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике / В.А. Аникин // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 15-21.
5. Архангельская Н.И. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94
6. Байгереев М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета // Человек и труд. - 2013. - №8.
7. Балацкий, Е.В. Дифференциация бедности населения по территориальным образованиям / Е.В. Балацкий, К.М. Саакянц // Мониторинг общественного мнения. - 2006. - № 3. - 33-42 с.
8. Беляева, Л.А. Региональная разнородность уровня жизни населения / Л.А. Беляева // Мир России. - 2006. - № 2. - 40-59 с.
9. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калининград: Янтарный сказ, 1999: - 99 с.
10. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 2005, №6.- С. 76-79
11. Богомолова, Т.Ю. Бедность в современной России: измерение и анализ / Т.Ю. Богомолова, В.С. Тапилина // Социология 4М: методология, методы, математические модели. - 2006. - №22. - С. 90-113.
12. Богомолова, Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы и
территориальная дифференциация/ Т.Ю. Богомолова// ЭКО.- 2010.- № 11.- с. 41-56.
13. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: учебник для вузов. М., 2000. С. 133.
14. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: Учеб. пособие.
- СПб.: Питер, 2012.
15. Гутман Г.В., Мироедов А.А. Регионоведение. Владимир, 2000. С.12...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ