Изучение раздела «Население» в школьном курсе «География России»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
1.1. Понятие «уровень жизни населения» и показатели, его
характеризующие 6
1.2. Факторы территориальной дифференциации уровня жизни 15
1.3. Методические подходы к оценке уровня жизни и его региональных
различий 24
Глава 2. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Общая оценка современной социальной ситуации в России 27
2.2. География уровня бедности населения 30
2.3. Типы регионов России по уровню жизни населения 33
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ШКОЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИИ
3.1. Изучение раздела «Население» в школьном курсе «География России» 45
3.2. Методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения
России» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
1.1. Понятие «уровень жизни населения» и показатели, его
характеризующие 6
1.2. Факторы территориальной дифференциации уровня жизни 15
1.3. Методические подходы к оценке уровня жизни и его региональных
различий 24
Глава 2. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Общая оценка современной социальной ситуации в России 27
2.2. География уровня бедности населения 30
2.3. Типы регионов России по уровню жизни населения 33
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ШКОЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИИ
3.1. Изучение раздела «Население» в школьном курсе «География России» 45
3.2. Методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения
России» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85
В любом современном демократическом государстве, которое ведет политику социальной направленности, при определении уровня его экономического развития, его стабильности и устойчивости на равных условиях с другими показателями в качестве одного из важнейших необходимо рассматривать качество и уровень жизни населения.
Переход к рыночным отношениям внес значимые перемены в упорядочивание прибыли, которая, главным образом, определяет благополучие людей. Во-первых, снизилась роль государства в данной сфере, расширилась автономность регионов и предприятий, а также увеличилась значение рыночных регуляторов. Собственно, по этой причине имеет значимость организация своей политики предприятия, касаемо прибыли, которая принимала бы во внимание интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы действенную структуру занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а отсюда следует, гарантировала бы человеку достойное проживание.
На данной стадии развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, которые определяют динамическую составляющую, является очень важным. Разрешение сложившихся проблем требует определенных действий со стороны государства, ведь от этого зависит не только благополучие человека, но и физическое, а также социальное здоровье человека.
При выявлении перспектив развития экономики нашей страны, появляется потребность подробного изучения разных сторон подъема уровня жизни населения. В качестве основания целесообразна доскональная характеристика самого понятия "уровень жизни", связанного с главными человеческими нуждами. Основываюсь на определении уровня жизни, свойственен переход к исследованию показателей, его характеризующих. Наблюдение за уровнем жизни населения должен послужить важным инструментом для разработки общегосударственной социальноэкономической политики, имеющиеся распри в методологии определения уровня жизни, неполноценный анализ его показателей, высокая себестоимость реализованных в России экономических реформ,
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социальноэкономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
• политические факторы
• экономические факторы
• социальные факторы
• научно-технический прогресс
• экологические факторы и др. [40].
Итак, изучение и прогноз динамики уровня жизни населения, считается неотъемлемым для соразмерного и стабилизированного формирования общества. Проблема улучшения уровня жизни Российской Федерации стала насущной, ведь он играет ключевую роль социально-экономической системы в условиях ее преобразования и развития, показывая нам, как различные изменения в обществе оказывают влияние на слои населения.
Объектом исследования является население России.
Предмет исследования - уровень жизни населения России и его пространственная дифференциация.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление географических различий в уровне жизни населения России.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
• уточнить понятия «уровня жизни населения» и его показатели в географическом аспекте;
• охарактеризовать факторы территориальной дифференциации уровня жизни;
• изучить методические подходы к оценке уровня жизни населения;
• охарактеризовать современную социальную ситуации в России в контексте изучаемой проблемы;
• выделить типы регионов России по уровню жизни населения;
• показать значимость изучения раздела «Население» в школьном курсе «География России -9»;
• разработать методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения России» и применить их в рамках изучения раздела «Население России» в школьном курсе «География России -9».
Переход к рыночным отношениям внес значимые перемены в упорядочивание прибыли, которая, главным образом, определяет благополучие людей. Во-первых, снизилась роль государства в данной сфере, расширилась автономность регионов и предприятий, а также увеличилась значение рыночных регуляторов. Собственно, по этой причине имеет значимость организация своей политики предприятия, касаемо прибыли, которая принимала бы во внимание интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы действенную структуру занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а отсюда следует, гарантировала бы человеку достойное проживание.
На данной стадии развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, которые определяют динамическую составляющую, является очень важным. Разрешение сложившихся проблем требует определенных действий со стороны государства, ведь от этого зависит не только благополучие человека, но и физическое, а также социальное здоровье человека.
При выявлении перспектив развития экономики нашей страны, появляется потребность подробного изучения разных сторон подъема уровня жизни населения. В качестве основания целесообразна доскональная характеристика самого понятия "уровень жизни", связанного с главными человеческими нуждами. Основываюсь на определении уровня жизни, свойственен переход к исследованию показателей, его характеризующих. Наблюдение за уровнем жизни населения должен послужить важным инструментом для разработки общегосударственной социальноэкономической политики, имеющиеся распри в методологии определения уровня жизни, неполноценный анализ его показателей, высокая себестоимость реализованных в России экономических реформ,
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социальноэкономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
• политические факторы
• экономические факторы
• социальные факторы
• научно-технический прогресс
• экологические факторы и др. [40].
Итак, изучение и прогноз динамики уровня жизни населения, считается неотъемлемым для соразмерного и стабилизированного формирования общества. Проблема улучшения уровня жизни Российской Федерации стала насущной, ведь он играет ключевую роль социально-экономической системы в условиях ее преобразования и развития, показывая нам, как различные изменения в обществе оказывают влияние на слои населения.
Объектом исследования является население России.
Предмет исследования - уровень жизни населения России и его пространственная дифференциация.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление географических различий в уровне жизни населения России.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
• уточнить понятия «уровня жизни населения» и его показатели в географическом аспекте;
• охарактеризовать факторы территориальной дифференциации уровня жизни;
• изучить методические подходы к оценке уровня жизни населения;
• охарактеризовать современную социальную ситуации в России в контексте изучаемой проблемы;
• выделить типы регионов России по уровню жизни населения;
• показать значимость изучения раздела «Население» в школьном курсе «География России -9»;
• разработать методические рекомендации по изучению темы «Уровень жизни населения России» и применить их в рамках изучения раздела «Население России» в школьном курсе «География России -9».
Проблемам уровня жизни населения в экономических, социальноэкономических и социологических исследованиях уделяется достаточное внимание. В научной литературе в той или иной мере исследованы и нашли отражение такие методологические и теоретически значимые вопросы, как содержание понятия «уровень жизни» и система его показателей.
Понятие «уровень жизни» в современной научной литературе трактуется по-разному в зависимости от целей и задач исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни,
потребительские нормативы и стандарты, а также их комбинации. Представляется достаточно определение уровня жизни в узком и широком смысле. При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях. В широком понимании уровень жизни - совокупность реальных социально экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и др.
Особый интерес представляют определения, дающие комплексную оценку этой категории. Уровень жизни - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Комплексные оценки уровня жизни отражают степень реализации жизненных интересов населения и его предпочтений, которые лежат в основе экономического развития. Таким образом, уровень жизни является одной из важнейших характеристик социально-экономической системы.
В ходе изучения данной темы были выявлены межрегиональные различия в уровне жизни населения, факторы территориальной дифференциации, показатели, по которым дается характеристика регионов.
На основе статистических показателей были выделены субъекты РФ с высоким, средним и низким уровнем жизни населения.
Данную работу можно применить на уроке при изучении раздела «Население России» в школьном курсе «География России - 9». Более полно и подробно изучить тему уровня жизни населения с помощью практической работы по данной теме. Ученики будут работать со статистическим материалом, выделять по нескольким показателям уровень жизни населения в субъектах РФ.
Понятие «уровень жизни» в современной научной литературе трактуется по-разному в зависимости от целей и задач исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни,
потребительские нормативы и стандарты, а также их комбинации. Представляется достаточно определение уровня жизни в узком и широком смысле. При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях. В широком понимании уровень жизни - совокупность реальных социально экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и др.
Особый интерес представляют определения, дающие комплексную оценку этой категории. Уровень жизни - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Комплексные оценки уровня жизни отражают степень реализации жизненных интересов населения и его предпочтений, которые лежат в основе экономического развития. Таким образом, уровень жизни является одной из важнейших характеристик социально-экономической системы.
В ходе изучения данной темы были выявлены межрегиональные различия в уровне жизни населения, факторы территориальной дифференциации, показатели, по которым дается характеристика регионов.
На основе статистических показателей были выделены субъекты РФ с высоким, средним и низким уровнем жизни населения.
Данную работу можно применить на уроке при изучении раздела «Население России» в школьном курсе «География России - 9». Более полно и подробно изучить тему уровня жизни населения с помощью практической работы по данной теме. Ученики будут работать со статистическим материалом, выделять по нескольким показателям уровень жизни населения в субъектах РФ.





