Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение раздела «Россия в 1725-1762 гг.» в школьном курсе 7 класса: структурно-функциональный анализ содержания

Работа №59757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы по изучению раздела
«Россия в 1725-1762 гг.» в школьном курсе 7 класса 10
§ 1. Дворцовые перевороты: причины и последствия 10
§ 2. Характеристика эпохи дворцовых переворотов
в России в 1725-1762 гг 17
Глава II. Компоненты учебного исторического материала по изучению раздела
«Россия в 1725-1762 гг.» в школьном курсе 7 класса 26
§ 1. Анализ содержания ФГОС ООО, Историко-культурного стандарта, УМК по изучению раздела «Россия 1725-1762 гг.»
в школьном курсе 7 класса 26
§ 2. Структурный анализ урока по изучению раздела
«Россия в 1725-1762 гг.» в школьном курсе 7 класса 33
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44


В первой четверти XXI в. система российского школьного образования претерпевает переходный этап от обычной трансляции знаний по определенному школьному предмету к личностно-ориентированному образованию с системно-деятельностным подходом. Это проявляется в процессе перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее ФГОС ООО). Данный процесс осуществляется постепенно. В современный момент требования ФГОС ООО реализуются в школьных программах 5-6 классов. В 7-11 классах по-прежнему продолжают обучение в рамках программ Федерального компонента государственного образовательного стандарта - стандарта 1-го поколения (далее - ФК ГОС). Педагогическое сообщество, государственные деятели в настоящее время проявляют особый интерес к вопросу о цели школьного исторического образования.
С точки зрения ведущих специалистов, в области методики преподавания истории, д. пед. н. Е.Е. Вяземского и д. пед. н. О.Ю. Стреловой, особый интерес к школьному историческому образованию вызван прежде всего тем, что именно предмет «История» способствует формированию гражданственной и нравственной позиции российских школьников.
ФГОС ООО рассматривает образование, как важнейшую социальную деятельность российского общества в целом, цель которой - сформировать у школьников российскую идентичность как неотъемлемое условие укрепления государственности РФ. Именно в этом и состоит инновационность стандартов второго поколения . В рамках реализации требований ФГОС ООО каждый квалифицированный учитель истории строит свой учебный образовательный процесс, традиционный урок с применением современных педагогических технологий, возможностей Интернета и дистанционного обучения, интерактивных, проектных и игровых технологий.
Современный урок истории, являющийся основной формой организации учебного процесса, занимает одно из главных мест в системе школьного исторического образования. В ходе урока истории ученики формируют представления об эпохе, через призму выдающихся личностей, исторических фактов и событий. Первоочередная задача учителя истории - развить у обучающихся умения самостоятельно решать поставленные проблемные вопросы или проблемы, оценивать и отбирать полученную информацию, а также использовать изученный материал в своей практике. На результативность и эффективность современного урока истории существенно влияет структурно-функциональный анализ учебного материала при подготовке учителя к уроку.
Актуальность нашей выпускной квалификационной работы не подвергается сомнению, поскольку определяется задачами модернизации российского образования. Именно сегодня все чаще поднимается вопрос о повышении качества школьного образования на основе личностно-деятельностного обучения, определения методических условий, подбора исторического материала к уроку истории.
Характеристика литературы. В основу Выпускной квалификационной работы легли научные исследования ученых, психологов. В частности, для второго параграфа второй главы нами использованы работы, описывающие методику проведения, результативность обобщающих уроков: А.А. Вагин , П.В. Гора , Б.П. Есипов , Давыдов .
Кроме того, нами рассмотрены работы, рассматривающие аспекты
активизации познавательной деятельности учеников. Например, В.П. Беспалько , В.М. Монахова2, А.Ю. Нагорновой3, Г.К. Селевко4, В.А. Сластенина5, О.С. Толстовой6, В.В. Шоган7.
О методике проверки, повторения и обобщения материалов на уроках истории нами почерпнута информация из работ: В.В. Баранова, А.А. Вагина, Е.Е. Вяземского А.Г. Колосковой , Г.М. Коджаспировой,
П.С. Лейбенгруб, М.Т. Студеникина.
При написании нашей работы нами использованы школьные учебники по «Истории России» 7 класс, а также учебники по «Истории России» 8-го класса. Данные учебники помогли нам рассмотреть вопросы, рассмотренные в первой главе работы.
Характеристика источников. В нашей выпускной квалификационной работе рассматриваются, как исторический, так и педагогический аспекты.
Использованные источники нами поделены на две группы. Первую группу составляют исторические источники. К примеру, «О создании Верховного тайного совета». «Кондиции» , Манифест о ликвидации Верховного тайного совета и др. Нами выбраны данные документы не случайно. В школьном учебнике истории вышеназванные источники рассматриваются в рамках изучения раздела «Россия в 1725-762 гг.».
Ко второй группе источников нами отнесены источники, использованные нами в методической части исследования. К таким источникам относятся: Федеральный закон РФ «Об образовании» , Приказы Министерства образования и науки , Концепция учебно-методического комплекса по истории России , Историко-культурный стандарт , Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения , рабочие программы . Данный вид источников - это государственные законодательные акты и поэтому предоставляют нам наиболее достоверное информацию в области системы образования в РФ, позволяют детально раскрыть аспекты и подходы к преподаванию раздела «Россия в 1725-1762 гг.».
Объект выпускной квалификационной работы - процесс обучения истории России в 7 «Б» классе.
Предмет исследования - процесс организации повторительно- обобщающего урока на уроке истории 7 класса по разделу «Россия в 1725-1762 гг.».
В ходе работы над данным исследованием мы использовали такие методы, как: метод научного анализа - анализ существующей литературной базы, по изучаемой теме; сравнительно-сопоставительный метод - изучение предложенных на сегодняшний день учебников по истории России и поурочных разработки учителей на заданную тему, с целью выбора максимально эффективного учебного материала; метод типизации, позволяющий нам выявить сходства и различия учебной литературы и педагогического подхода к преподаванию русско-украинских отношений.
Методы исследования. Нами использованы следующие теоретические виды методов: метод теоретического анализа и синтеза, метод обобщения и систематизации. Метод анализа и синтеза нами использовался при анализе литературной базы изучаемой темы. Второй же метод использовался применительно к исторической части работы. Применение метода позволило нам выявить сходства и различия теоретического материала, представленного в школьном учебнике и в документальных источниках.
Цель исследования - определить наиболее эффективную технологию изучения раздела "Россия в 1725-1762 гг.» посредством структурно-функционального анализа содержания учебного материала.
С целью достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по разделу «История России 1725-1762 гг.»;
2. проанализировать содержание ФГОС ООО, Историко-культурного стандарта, Учебно-методического комплекса относительно раздела «История России в 1725-1762 гг.»;
3. осуществить структурный анализ обобщающего урока по изучению раздела "Россия в 1725-1762 гг. в школьном курсе «История России
7 класс».
Гипотеза - на постановку образовательной цели повторительно- обобщающего урока по разделу «Россия в 1725-1762 гг.» существенную роль оказывают результаты структурно-функционального анализа учебного материала.
Экспериментальная база нашего исследования - МБОУ «Лицей- интернат № 79» г. Набережные Челны, 7 «Б» класс.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании рассматриваются возможности проведения повторительно-обобщающих уроков истории в 7-ом классе при изучении раздела «Россия в 1725-1762 гг.». В частности, нами разработан повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в 1725-1762 гг.».
Практическая значимость. Материалы и выводы выпускной квалификационной работы возможно использовать в преподавании предмета «История России» в средней школе при изучении раздела «Россия в 1725-1762 гг.».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема настоящей выпускной квалификационной работы «Изучение раздела «Россия в 1725-1762 гг.» в школьном курсе 7 класса: структурно-функциональный анализ содержания». В рамках проведенного исследования нами были решены ряд последовательных задач, в частности изучена и проанализирована историческая, научная и учебная литература по теме исследования. Подводя итог нашего, можно сделать выводы.
Эпохой дворцовых переворотов продолжительностью 37 лет - с 1725 по 1762 гг. называют период политической нестабильности в России после смерти Перта I. Выше обозначенная эпоха является одной из ярких страниц истории России. Характерной чертой эпохи дворцовых переворотов является борьба за власть на троне отдельных группировок знати, решающих вопрос о престолонаследии путем дворцовых переворотов. За этот период российской истории на троне сменилось семь императоров. Среди них: Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II. Отличает рассматриваемый в нашем исследовании период то, что де-юре страной правили императоры, а де-факто решали судьбу России особы, приближенные к императорам - фавориты.
Изучив законодательную базу, научную и педагогическую литературу нами выявлено, что в настоящее время в рамках внедрения ФГОС ООО, полностью пересматривается содержание современного школьного образования. Сегодня учитель истории должен владеть современным интерпретациями российской истории. Кроме того, учитель истории в своей педагогической практике должен использовать инновационные педагогические приемы и методы организации учебного процесса. В XXI в. в приорететными функциями урока истории обозначаются образовательная и воспитательная функции. Сегодня речь идет как об усвоении исторических знаний, так о развитии исторического мышления учеников и формировании универсальных учебных действий.
Раздел «Россия в 1725-1762 гг.» - эпоха дворцовых переворотов изучается в рамках школьной программы «История России» в 7-ом классе. В рамках выпускной квалификационной работы осуществлен целенаправленный анализ учебного материала по обозначенному разделу. В ходе проведение структурно-функционального анализа учебного материала данного раздела нами проанализированы: ФГОС ООО, Концепция нового УМК, историко¬культурный стандарт, рабочая программа к предметной линии УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, материал раздела учебника «История России» 7 класс.
Произведенный нами структурно-функциональный анализ помог нам в разработке обобщающего урока, а именно позволил организовать учебный процесс с акцентом на основных составляющих изучаемого раздела - главных фактах и событиях. Цели данного урока нами поставлены с учетом развивающих, образовательных и воспитательных функций урока. С нашей точки зрения, поставленная во введении цель достигнута, гипотеза доказана.



1.1. Грамота на право вольности и преимущества благ дворянства/ZURL: https://docviewer.yandex.ru/7urUhttp%3A%2F%2Ftomsinov.com%2FIOGP%2Fgr amota1785.pdf&name=gramota1785.pdf&lang=ru&c=58aefa6b8c69&page=30 (Дата обращения: 23.02.2017)
1.2. Грамота на права, вольности и преимущества
благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 r.ZZURL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv gram.htm (Дата обращения: 23.02.2017)
1.3. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории ZZ URL:http://www.yamaledu.org/news/12049- utverzhdena-koncepciya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po- otechestvennoy-istorii.html (Дата обращения 01.12.2016)
1.4. КондицииZZURL: http:ZZдок.история.рфZ18Zkonditsii-1730-goda/ (Дата
обращения: 15.11.2016)
1.5. Концепция нового учебно-методического комплекта по отечественной
историиZZURL: http://histrf.ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-
mietodichieskogho-komplieksa-pootie-chiestviennoi-istorii (Дата обращения:
15.12.2016)
1.6. Концепция учебно-методического комплекта по отечественной историиZZ URL: http: ZZминобрнауки .рфZдокументыZ3721ZфайлZ2506Z 13.10.21- Проект Концепции VMK.pdf(Дата обращения: 01.01.2017)
1.7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 8.
- № 5653. С. 543//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 7.
- № 4651ZZURL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 7.
- № 4654//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 7.
- № 4830//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 8.
- № 5510. С. 253//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.12. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 10.
- № 7142. С. 529//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 11.- № 8473. С. 537//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.14. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 11.
- № 8480//URL: http://www.runivers.ru, Т. 15 № 11390 (Дата обращения:
15.11.2016)
1.15. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - Т. 11.
- № 8480//URL: _ http://www.runivers.ru , Т. 15 № 11444 (Дата обращения:
15.11.2016)
1.16. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 7. № 4807.//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 7. № 5070. С. 788//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.18. Полное собрание законов Российской империи. Т. 8. № 5333. С.
94//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.19. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 8. № 5497. С. 246//URL: http: //www. runivers. ru (Дата обращения: 15.11.2016)
1.20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. и 31 декабря 2015 г.у/URL: http://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения: 01.02.2017)
1.21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
1.22. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования'7/URL:
http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.LAW=193504 (Дата обращения:
05.01.2017)
1.23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с.
1.24. Программа и тематическое планирование курса История России. 6-9 классы. - М.: «Русское слово», 2017. - 97 с.
1.25. Рабочая программа к учебникам В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова, П.В. Лукина к курсу «История России» для 6-9 классов. - М.: «Русское слово», 2016. - 239 с.
1.26. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России XVIII век». - М.: Изд-во «Русское слово», 2016. - 99 с.
1.27. Рабочая тетрадь. История России 8 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Л.А. Соколова. - М.: Просвещение, 2016. - 113 с.
1.28. Устав «О наследии Престола»//Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. - СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. - 1830. - Т. VI, 1720-1722, № 3893. - С. 496-497// URL: http://www.nlr.ru/e-res/law r/search.php?part=28®im=3 (дата обращения: 01.09.2016)
1.29. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступившими в силу с 15.07.2016)//URL: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n- 273-fz-ob/ (Дата обращения: 23.02.2017)
II. Литература
2.1. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». -М.: «Русское слово», 2016. - 109 с.
2.2. Андреев И.Л. История России: конец XVII-XVIII в. 8 кл./И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.А. Артасов. - М.: Дрофа, 2016. - 219 с.
2.3. Атлас. История России конец XVII-XVIII в. 8 кл. - М.: Дрофа, 2016. - 26 с.
2.4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2005. - 324 с.
2.5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса - М.: Искусство, 2002. - 332 с.
2.6. Баханов К. О. Инновационные системы, технологии и модели изучения истории в школе. - Запорожье: Просвет, 2010. - 382 с.
2.7. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. - М.:
Педагогика, 2012.- 427 с.
2.8. Богоявленский Д.И., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. - М., 1991. - С. 93-97.
2.9. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. - Р.н.Д., 2005. - 263 с.
2.10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.
2.11. Бушканец М.Г. Леухин Б.Д. «Хрестоматия по педагогике». - М.: Просвешение, 1976 - 432 с.
2.12. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М.:
Школа, 1978. - 117 с.
2.13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 170 с.
2.14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 394 с
2.15. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1998. - 228 с.
2.16. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1991. - С. 46-56.
2.17. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Образование, 1966. - 243 с.
2.18. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2016. - 79 с.
2.19. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. - М.:
Просвещение, 2015. - 304 с.
2.20. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс. - М.: Просвещение, 2015. - 197 с.
2.21. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII в.- М.: «Русское
слово», 2016. - 232 с.
2.22. История России. 6-10 классы: рабочая программа/ И.Л. Андреев, О.В. Волобуев и др. - М.: Дрофа, 2016. - 142 с.
2.23. История России. 8 класс. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. - М.: Просвещение, 2016. - 113 с.
2.24. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА, 2016. - 608 с.
2.25. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. - 359 с.
2.26. Кларин М.В. Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига, Б.и., 2008. - 564 с.
2.27. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9 т. - М.: Мысль, 1989. - Т.4. - С. 295-321.
2.28. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. - Л.: Наука. 1967 г. -
184 с.
2.29. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центрполиграф, 2010. - 253 с.
2.30. Курукин И.В., Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVIII-XX в.в.//Вопросы истории. - 1999. - № 6-7. - С. 40-61
2.31. Лернер И.Я. О методах обучения // Советская педагогика. 1975. — № 7. - С. 15-19.
2.32. Маркова, А. Н. Экономическая история России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с.
2.33. Огородников И.Т. Педагогика. — М.: Учпедгиз, 1976. - 159 с.
2.34. Оконь В. введение в общую дидактику. Пер. с польского. - М.: Просвещение, 2006. - 383 с.
2.35. Педагогика/ Под ред. И.А. Каирова. — М.: Школа, 2006. - 129 с.
2.36. Платонов С.Ф. Курс русской истории. - М.: Вече, 2006. - 592 с.
2.37. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М.: Питер, 2015. - 713 с.
2.38. Сидоров Р.А. Указ о престолонаследии 1722 г.: характеристика и
значение//История. Историки. Источники. - 2016. - № 2.- С. 7-14
2.39. Симонова Е.В. История России. Конец XVII-XVIII век. 8 класс. - Дрофа, 2016. - 93 с.
2.40. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга XII. 1749-1761. - М.: Издательство: Эксмо, 2009. - 486 с.
2.41. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
2.42. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории. - М.: Центрполиграф, 2012. - 563 с.
2.43. Томсинов В.А. Законодательство императрицы Анны Иоанновны. - М.: Зерцало, 2009. - 258 с.
2.44. Троицкий Н.А. Россия в XIX в. - М.: Центрполиграф. 2013. - 431 с.
2.45. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М.:
Просвещение, 2002. - 298 с.
2.46. Шаховский Я.П., Нащокин В.А. Империя после Петра. 1725-1765. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2011. - 576 с.
2.47. Щукина Г.И. (ред.) Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М.: Сфера, 2004. - 176 с.
2.48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Сфера, 1999. - 160 с.
2.49. Юнг. К. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 2014.- 457 с.
3. Электронные ресурсы
3.1 Богословский М.М. История России XVIII-го в.: В 2 Т. - М.: Типо-литография В.И. Титяева, 1912. - Т.2. - 364 с./ZURL:
http://www.knigafund.ru/books/49172 (Дата обращения: 01.10.2016)
3.2. Прокопович Ф. Правда воли монаршей, во определении наследника державы своей Уставом Державнейшего Государя нашего Петра Великого. - М.: Моск. тип., 1726. - 88 с./ZURL: http://www.twirpx.com/file/1297873/ (Дата обращения: 05.09.2016)
3.3. Шардаков, М. Н. Мышление школьника. - М.: Учпедгиз, 1963. - 254 с./ZURL: http://elib.gnpbu.ru/text/ shardakov myshlenie-shkolnika 1963 (Дата обращения: 10.02.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ