Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе 8
1.1. Дистанционные образовательные технологии: история
возникновения и развития 8
1.2. Особенности и этапы внедрения технологий дистанционного
обучения в образовательной организации 16
1.3. Особенности построения информационной образовательной
среды в образовательной организации на современном этапе 24
Глава 2. Методические особенности реализации дистанционных
образовательных технологий в учебном процессе школы 32
2.1. Дистанционные образовательные технологии: понятие, виды,
направления и формы использования в учебном процессе 31
2.2. Механизмы создания и использования дистанционного курса в
рамках учебного предмета «География» 39
2.3. Проект организации дистанционного обучения в
образовательной организации 47
Глава 3. Организация и результаты экспериментальной работы по созданию единой информационной среды на базе образовательной организации 53
3.1. Организация экспериментальной работы 53
3.2. Проведение экспериментальной работы по организации
дистанционного обучения в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» 65
3.3. Анализ эффективности проведенной экспериментальной работы 73
Заключение 83
Библиографический список 90
Приложения 100Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе 8
1.1. Дистанционные образовательные технологии: история
возникновения и развития 8
1.2. Особенности и этапы внедрения технологий дистанционного
обучения в образовательной организации 16
1.3. Особенности построения информационной образовательной
среды в образовательной организации на современном этапе 24
Глава 2. Методические особенности реализации дистанционных
образовательных технологий в учебном процессе школы 32
2.1. Дистанционные образовательные технологии: понятие, виды,
направления и формы использования в учебном процессе 31
2.2. Механизмы создания и использования дистанционного курса в
рамках учебного предмета «География» 39
2.3. Проект организации дистанционного обучения в
образовательной организации 47
Глава 3. Организация и результаты экспериментальной работы по созданию единой информационной среды на базе образовательной организации 53
3.1. Организация экспериментальной работы 53
3.2. Проведение экспериментальной работы по организации
дистанционного обучения в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» 65
3.3. Анализ эффективности проведенной экспериментальной работы 73
Заключение 83
Библиографический список 90
Приложения 100
Актуальность исследования. Одной из задач современной системы образования является способность быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития любой организации.
Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным [16]. В настоящее время происходит стирание грани между учёбой и работой: одно начинает плавно перетекать в другое. Происходит переход от «образования на всю жизнь» к «непрерывному образованию на протяжении всей жизни». Именно поэтому образовательным учреждениям становится всё труднее предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги. В связи с этим в основных документах появились тезисы, предполагающие переход от фундаментального очного образования к гибким дистанционным образовательным технологиям.
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют «образовательной системой XXI века». На эту систему делается огромная ставка, о чём прописано в 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [60]. Кроме того в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации» отводится основным и перспективным в дополнительном образовании применение новых форм. «... Главное место среди них должно быть отведено таким новым формам работы, как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет...» [11].
Актуальность настоящей работы вытекает из противоречия между объективными требованиями модернизации образования и недостаточно изученной сущностью и педагогическими механизмами реализации дистанционных технологий. Из актуальности и противоречия следует проблема исследования, состоящая в ответе на вопрос: какова сущность и механизмы организации обучения на примере географии с помощью дистанционных технологий как условия создания информационной образовательной среды в образовательной организации.
Поскольку тема исследования «Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации» очень широкая автор работы рассматривает данный вопрос на примере географии.
Объект исследования: информационная образовательная среда образовательной организации.
Предмет исследования: дистанционные технологии обучения в курсе географии.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить возможность применения дистанционных технологий обучения географии как элемента создания информационной образовательной среды в образовательной организации.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: создание единой информационной
образовательной среды на базе образовательной организации будет возможным, если:
- определены и использованы механизмы дистанционных
технологий обучения в курсе географии;
• разработана и апробирована программа дистанционного курса «Подготовка к ГИА по географии» как часть организации дистанционного обучения в образовательной организации.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
2. описать особенности создания информационно-образовательной среды в общеобразовательной организации и особенности реализации дистанционных образовательных технологий в курсе изучения географии;
3. разработать, внедрить и проверить эффективность дистанционного курса «Подготовка к ГИА по географии» в МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• по идеям и теории инновационного развития образования (С.Г. Борисова, Н. Гаузнер, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, В.П. Ларина, В.Н. Максимова, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков, В.И. Слободчиков, Н.Н. Суртаева, Г.С. Сухобская, А.П. Тряпицына, О.Г. Хомерики, В.З. Юсупов, Н.Р. Юсуфбекова, И. Ярмакеев и др.);
• по модернизации системы образования в регионе, образовательной и социальной политики применительно к особенностям региональных, местных условий (А. Абрамов, О.В. Акулова, Ю.Н. Гладкий, Ю.И. Дик, Н.Б. Крылова, Я.И. Кузьминов, Т.Ю. Ломакина, Н.С. Морева, О.Г. Прикот, С.А. Расчетина, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, А.Н. Чистобаев, В.Д. Шадриков, М.М. Ященко и др.);
• по теории управления образованием, в том числе в регионе (Ю.П. Аверин, И. Ансофф, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, М.Х. Мескон, П.И. Третьяков, Ф.У. Тейлор, Т.И. Шамова и др.).
Значимость использования дистанционных образовательных технологий в образовании достаточно подробно проанализирована в работах ученых: А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.И. Кинелева, В.П. Колмогорова, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.П. Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова. Их взгляды отражают обширный диапазон представлений о сущности и содержании дистанционных образовательных технологий, особенностях их использования в образовательном процессе.
Основные аспекты изучаемого вопроса прописаны в Законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральной целевой программе «Электронная Россия», проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации» [60; 64; 22].
Нормативная и правовая база.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [60].
2. Федеральный закон N 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года «О внесении
изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [62].
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [23].
4. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2025 года [54].
5. Президентская инициатива «Наша новая школа» [43].
6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» [64].
7. Устав МКОУ АГО «Ачитская СОШ» [57].
8. Концепция развития географического образования (проект) [22].
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ научных трудов и учебной литературы по проблеме исследования, системный анализ основных понятий исследования;
- экспериментальные методы: методы научного анализа и моделирования, статистической обработки информации, системно-целостного подхода к изучению системы инновационной деятельности в образовании...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет сделать ряд умозаключений.
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил уточнить понятие определения дистанционных образовательных технологий для информационной образовательной среды школы: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников и способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса в единой информационно-образовательной среде».
2. Применяемые в ДО методы разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, интернет - технологии, практические семинары и открытые экзамены.
3. Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательной
организации, в том числе по географии, имеет следующие особенности: внедрение ДОТ подкреплено рядом нормативно— правовых документов федерального и регионального уровней; процесс внедрения технологий дистанционного обучения и организация дистанционного обучения предусматривает
определенную этапность, позволяющую упорядочить и систематизировать этот сложный процесс; для внедрения дистанционных образовательных технологий и организации дистанционного обучения немаловажным фактором является создание единой информационной образовательной среды в организации.
4. Для организации дистанционного обучения в общеобразовательной организации, том числе и по географии, возможно использование, как
конкретной дистанционной технологии, так и отдельных элементов следующих технологий: кейс-технология, видеоинтерактивная технология и сетевые технологии. Основные направления использования дистанционных технологий в обучении по географии: дистанционный контроль знаний обучающихся; дополнительные элективные курсы; экстернат; дистанционное обучение для детей, длительное время не посещающих уроки по причине болезни; организация школьных систем виртуального общения.
5. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. В практике школьного обучения модель ИОС осуществляется на основе интеграции современных программно-педагогических средств и технологий обучения, обуславливая построение учебного процесса на основе интегрированной модели ИОС.
6. Анализ технологических характеристик базы исследования МКОУ АГО «Ачитская СОШ» показал, что проблема формирования информационной образовательной среды в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» является достаточно актуальной на сегодняшний день и решить ее возможно при использовании дистанционных образовательных технологий или их элементов в образовательном процессе школы. ДОТ по географии одними из первых внедрялись в данной образовательной организации, и это позволило выявить достоинства и недостатки внедрения ДОТ в школе.
Результаты анализа легли в основу разработки проекта внедрения и реализации дистанционных образовательных технологий в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» как условия создания информационной образовательной среды школы. Внедрение ДОТ практику изучения географии стало неотъемлемой частью данного проекта. Стратегическая цель разработанного проекта: создание единой информационнообразовательной среды, позволяющей обучающимся получить новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить свои образовательные возможности через организацию дистанционного обучения. По географии же стратегическая цель: нахождение оптимальных условий внедрения ДОТ в учебный процесс повышающих мотивацию к изучению географии и качество обученности школьников как части единой информационно-образовательной среды образовательной организации. Срок действия проекта: октябрь 2014 г.- август 2017 г.
Апробация результатов работы в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» показала:
• 90% педагогов реализующих дистанционное обучение обеспечены необходимым оборудованием и широкополосным интернетом;
• в проекте приняли участие 13 педагогов (22% от общего количества); разработано 8 курсов по 11 учебным предметам: начальные классы. математика, иностранный язык, география, биология, физика, химия, профессиональное самоопределение, информатика, русский язык, обществознание;
• дистанционным обучением охвачены учащиеся 4, 7, 9 и 11 классов;
• автором работы в 2015—2016 году разработан и успешно реализуется дистанционный курс «Подготовка к ГИА по географии». С марта 2016 года обучающиеся 9 классов проходят подготовку к ГИА по географии в количестве 11 человек, с ноября 2016 года еще 4 человека;
• в 2016-17 учебном году по некоторым предметам, в том числе по географии в практику вошло применение ДОТ периодически в рамках уроков. Педагоги и использовали различные сервисы и ресурсы: googl, paddle, learning.apps, в контакте, электронная почта, РЭШ (Российская электронная школа) и др. Таким образом, выросло разнообразие используемых педагогами интернет - ресурсов для организации ДО.
После реализации разработанного автором проекта в школе создана система психолого-педагогических и материально-технических условий, способствующих формированию профессионально значимых и личностно важных качеств личности: разработаны программы, укомплектованы АРМ педагогов на 90%, осуществляется рефлексивный анализ деятельности, в рамках индивидуальных консультаций работают педагог-психолог и социальный педагог, родители поддерживают эту инициативу...
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М. : Наука, 1994. — 188 с.
2. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев. ч. II — М. : МЭСИ, 1997. — 50 с.
3. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М. : Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
4. Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин / Под ред. А.А. Емельянова. — М. : Финансы и статистика, 2009. — 368 с.
5. Ардеев, А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Х. Ардеев. - Ставрополь : Ставр. гос. унив., 2004. - 165 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. — СПб. : Питер, 2000. — 401с.
7. Боровских, А.В. Деятельностные принципы в педагогике и
педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
8. Босова, Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения / Л.Л, Босова // Школьные технологии. — 2007. — № 5. - С. 179-184.
9. Витченко, О.В. Интегративно-креативная модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя / О.В. Витченко // Образование. Наука. Инновации. - 2010. - №4. - С. 73-78.
10. Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 616 с.
11. Горбанев В.А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, № 6, 2016. — С. 181-187
12. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. № 419-ст) из
информационного банка «Отраслевые технические нормы» [Электронный ресурс]. Режим
доступа:ййр:/Мосз.сп1б.ги/босишеп1/доз1-г-52653-2006 (дата
обращения: 18.09.2017).
13. Дистанционный курс «Подготовка к ГИА по географии» в системе
Elearning [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //elearn. irro. ru/lesson/list/my/subj ect_id/2670 (дата
обращения:25.06.2017г).
14. Дронов В.П., Максаковский В.П. и др. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе, № 2, 2016. — С. 38-44
15. Дьякова, О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа / О.И. Дьякова // Ученые записки ИСГЗ - Казань : Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. - №2. - С. 18-22...