Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические особенности формирования ботанических понятий в школьном курсе биологии

Работа №98045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КАК ЧАСТЬ ЗНАНИЕВОГО КОМПОНЕНТА 6
1. 1 Сущность понятия 6
1. 2 Классификация биологических понятий 9
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ 15
2. 1 Исторический аспект процесса формирования понятий 15
2. 2 Подходы к формированию понятий 16
2. 3 Усвоение научных понятий в ходе изучения биологии 19
2. 4 Средства формирования ботанических понятий 22
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ "РАСТЕНИЕ" И «ВОДО- 34 РОСЛИ» НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
3. 1 Восприятие информации учащимися младшего подросткового пе- 34
риода.
3. 2 Особенности формирования специального сложного понятия 35
"Растение" и специального простого понятия "Водоросли"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Биология как наука, является сферой исследовательской деятельности направленная на получение новых знаний. Учебный предмет биология яв­ляется системой понятий, которая в свою очередь развивается в особой логи­ческой закономерности. Вся система понятий определяется составом основ науки, входящих в школьный предмет биологии. К основным понятиям био­логии в школьном курсе можно отнести морфологические, анатомические, физиологические, экологические систематические, филогенетические, цито­логические, эмбриологические, генетические, и ботанические.
Содержание образования включает следующие компоненты: компо­нент знания, компонент умений и навыков, эмоционально- ценностный и компонент творческой деятельности. Биологические понятия являются эле­ментом знаниевого компонента.
В настоящее время учащихся на школьных уроках биологии обучают по разным образовательным программам и направлениям, (углубленное рас­ширенное, разноуровневое, интегрированное) но любое направление требует от учащихся усвоение основного минимума предусмотренного государст­венным образовательным стандартом. Этим минимумом должен овладеть каждый выпускник средней школы.
Одной из наиболее важных сторон образования является усвоение по­нятий обучающимися. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если учащиеся не могут до конца понять, что обозначает данное понятие, или пропустят его объяснение, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. В итоге пропадает интерес к предмету и, как правило, наблюдается снижение успеваемости. Следователь­но, формирование понятий важная актуальная проблема. Поэтому учителю необходимо четко представлять работу с биологическими понятиями, кото­рые должны усвоить ученики.
Объект: процесс обучения биологии
Предмет: методические особенности формирования ботанических по­нятий в школьном курсе биологии
Цель: Показать методические особенности формирования ботаниче­ских понятий
Задачи:
• рассмотреть классификацию, сущность и особенности биологи­ческих понятий;
• выявить исторический аспект в формировании понятий; выделить различные подходы к формированию понятий; познакомиться со средствами формирования понятий
• разработать конспекты уроков с внедрением методических осо­бенностей поэтапного формирования ботанических понятий в школьном курсе биологии 5 класса
Гипотеза исследования: Особо продуктивно будет строиться работа с понятиями, если в процессе формирования ботанических понятий учесть следующие методические особенности:
• Наглядность делает процесс формирования понятий проще
• Формирование правильного представления о понятии у учащихся достигается с помощью поясняющих описаний;
• Использование мнемонических приемов и других способов облег­чающих запоминание.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ лите­ратуры, сравнение, описание, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Практическая значимость: подобраны и апробированы, методы и средства, влияющие на формирование ботанических понятий. Данные разра­ботки могут быть использованы педагогами-практиками в общеобразова­тельной школе.
Работа состоит из трех глав и девяти параграфов. В работе описаны ме­тоды и средства, при использовании которых, учителя смогут качественнее использовать урочное время и развивать понятийный аппарат учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс формирования понятий- сложный многоплановый процесс, состоящий из некоторых поэтапных действий, требующий соблюдения всех методических особенностей, психологически и умственных способностей учащихся. Каждое понятие имеет свое содержание, которое состоит из связи главных и второстепенных признаков. Каждое отдельное понятие соотно­ситься с другими понятиями так и ли иначе, обособляется от них или состав­ляя с ними группу понятий.
Система понятий отражает основу любой науки. Оно может являться формой мышления и результатом познания. Понятие имеет такие характери­стики как: содержание понятия, его полнота, степень сложности. Именно по­нятие имеет важнейшее значение для развития мыслительной, умственной деятельности и влияет на воспитание.
Перед формированием понятия, необходимо установить исходный уровень познавательной деятельности учащихся и произвести формирование необходимых предварительных знаний и действий .
Влияние учителя должно идти в двух направлениях при формированию понятия: во-первых нужно правильно организовать процесс восприятия ин­формации, во-вторых следует использовать направляющее слово учителя, специально подчеркивающего возможность вариаций несущественных при­знаков и разъясняющего направление этих вариаций.
Педагогические условия формирования понятий: 1) наличие картотеки заданий для каждого этапа развития понятий; 2) реализовывать разные мето­дические приемы (игровые технологии, использовать цветовую композицию, построение идеограмм, мнемонические правила для запоминания и другое); 3) вести мониторинг за формированием понятий у школьников; 4) соблюдать логику в формировании понятий.
Существует множество классификаций биологических понятий. Клас­сификация это порядок вещей, разделение их на разновидности по каким- либо признакам. Существуют классификации: по основам науки: морфологи­ческие, анатомические; по времени формирования: специальные и общебио­логические; по способу охвата предмета; внутрипредметные и межпредмет­ные; по способу восприятия: теоретические и эмпирические; по объему со­держания простые и сложные понятия.
Выделяют множество подходов к поэтапному формированию понятий. В дипломной работе представлены этапы формирования понятий по М. И Шардакову, В. Оконь, Н. Г. Разумовскому, А. И. Бугаеву, Ю. И Дик и дру­гим. Все подходы базируются на выделении у понятия существенных при­знаков, свойственных именно этому понятию и сопоставления этого его с другими.
Нами были разработаны и апробированы два урока на 5 классе на базе МАОУ СОШ №140. Тип разрабатываемых уроков - получение новых знаний. Уроки разработаны с учетом умственных и психологических особенностей младшего подросткового возраста (работа на уроке велась в форме беседы, с использованием красочных наглядных иллюстраций, чтобы предотвратить утомление на уроке проводились физкультурные минутки по теме урока). В работе показано поэтапное формирование понятий и подробно описан каж­дый этап. С каждым этапом соотнесены действия учителя и средства форми­рования понятия.
На каждом уроке формирование производилось разными походами, с целью определить какой подход является наиболее продуктивным, где ус­воение понятий идет интенсивнее и проще, а так же понять какой подход легче воспринимается учениками.
На наших разработанных уроках можно было наблюдать формирова­ние нескольких понятий. На протяжении всех уроков в рамках раздела бота­ники шло формирование понятия "Растение". На первом уроке понятие было простым и содержало минимум информации, по ходу изучения дальнейших тем вышесказанного раздела, понятие становилось сложным, включающим в себя больший объем характеристик и свойств данного понятия,
Проведя 2 урока по формированию ботанических понятий, можно сде­лать вывод о том, что выбор подхода к формированию понятий не играет ключевой роли. Важным основополагающим моментом лежит правильно ор­ганизованная работа учителя. Положительные результаты показали оба под­хода, они достаточно полно и конструктивно задают алгоритм формирова­ния понятия. Учащиеся успешно выполняли закрепляющие и проверяющие знания упражнения. Задания носили творческий характер, благодаря чему наиболее мягко воспринимались учащимися. Творческие задания не подра­зумевают правильность и неправильность выполнения задания, они лишь по­зволяют раскрыть глубину понимания темы, корректность сформированных понятий.
Итоги нашей работы следующие:
• Составлены конспекты уроков согласно ФГОС
• Даны полные методические пояснения, относительно каждого этапа формирования
• Проверка знаний в конце каждого урока показала хорошие и отличные результаты усвоения информации
• Формирование понятий становилось продуктивнее, благодаря исполь­зованию особых средств формирования.


1. Бабакова Т.А. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное посо­бие для студентов эколого-биологического факультета. / Т. А. Бабакова — Петрозаводск : ПетрГУ, 2014. — 111 с.
2. Битюкова О.А Еще раз о мнемоническом запоминании [Текст] / О.А. Битюкова // Биология — 2009. — №8 — С. 16-17
3. Болгова И. В. Формирование биологических понятий [Текст] / Богло- ва И.В. //Биология в школе, 2002. — № 6. — С. 32-34
4. Бугаев А. И Основы методики преподавания физики в средней школе [Текст] / Бугаев А. И, Дик Ю. И. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
5. Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью уча­щихся в ходе учебных занятий [Текст] / Н.П. Бухаленко // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678
6. Верзилин Н. М Общая методика преподавания биологии [Текст] : учебник для студентов педагогических институтов и университетов / Н.М. Верзилин, В. М. Корсунская. — М.: Просвещение ,1976. —384с.
7. Понятия [Электронный ресурс] // Википедия URL: http s: //ru.wikipedia. org/wiki/Понятие
8. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления ка­чеством образовании [Текст] / Галеева Н.Л // Управление школой. — 2005. — № 23. - С. 23-25.
9. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках [Текст] : пособие для учителей /Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская,
Г. Ю. Евдокимова : под ред Н.Л. Галеевой — М.: 5 за знания, 2008. - 219с.
10. Галеева Н. Л. Завуч и учитель - как субъекты управления качеством образовательного процесса [Текст] / Н. Л. Галеева // Первое сентября. -2007. №4 -С. 8-12.
11. Гончарова Л. С. Самостоятельные работы по биологии [Текст] : По­собие для учителя/Л.С Гончарова — М.: Просвещение, 1984. — 158с.
12. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной дея­тельности [Текст] / З.Я Горностаева // Открыт. школа. — 1998. — №2 — С. 32-37
13. Гришко А.Е. Проблемы усвоения научных понятий [Электронный ресурс] // педагогическая психология: URL: http://persev.ru/book/formirovanie- nauchnyh-ponyatiy (Дата обращения: 8.05.2017 )
14. Ёсипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках[Текст] : пособие для учителя /Б. П. Ёсипов — М.: Учпедгиз, 1961. — 100с.
15. Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / учебное пособие /Л. В. Жаркова — Л. :ЛГПИ, 1982. — 75с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ