ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КАК ЧАСТЬ ЗНАНИЕВОГО КОМПОНЕНТА 6
1. 1 Сущность понятия 6
1. 2 Классификация биологических понятий 9
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ 15
2. 1 Исторический аспект процесса формирования понятий 15
2. 2 Подходы к формированию понятий 16
2. 3 Усвоение научных понятий в ходе изучения биологии 19
2. 4 Средства формирования ботанических понятий 22
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ "РАСТЕНИЕ" И «ВОДО- 34 РОСЛИ» НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
3. 1 Восприятие информации учащимися младшего подросткового пе- 34
риода.
3. 2 Особенности формирования специального сложного понятия 35
"Растение" и специального простого понятия "Водоросли"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Биология как наука, является сферой исследовательской деятельности направленная на получение новых знаний. Учебный предмет биология является системой понятий, которая в свою очередь развивается в особой логической закономерности. Вся система понятий определяется составом основ науки, входящих в школьный предмет биологии. К основным понятиям биологии в школьном курсе можно отнести морфологические, анатомические, физиологические, экологические систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, и ботанические.
Содержание образования включает следующие компоненты: компонент знания, компонент умений и навыков, эмоционально- ценностный и компонент творческой деятельности. Биологические понятия являются элементом знаниевого компонента.
В настоящее время учащихся на школьных уроках биологии обучают по разным образовательным программам и направлениям, (углубленное расширенное, разноуровневое, интегрированное) но любое направление требует от учащихся усвоение основного минимума предусмотренного государственным образовательным стандартом. Этим минимумом должен овладеть каждый выпускник средней школы.
Одной из наиболее важных сторон образования является усвоение понятий обучающимися. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если учащиеся не могут до конца понять, что обозначает данное понятие, или пропустят его объяснение, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. В итоге пропадает интерес к предмету и, как правило, наблюдается снижение успеваемости. Следовательно, формирование понятий важная актуальная проблема. Поэтому учителю необходимо четко представлять работу с биологическими понятиями, которые должны усвоить ученики.
Объект: процесс обучения биологии
Предмет: методические особенности формирования ботанических понятий в школьном курсе биологии
Цель: Показать методические особенности формирования ботанических понятий
Задачи:
• рассмотреть классификацию, сущность и особенности биологических понятий;
• выявить исторический аспект в формировании понятий; выделить различные подходы к формированию понятий; познакомиться со средствами формирования понятий
• разработать конспекты уроков с внедрением методических особенностей поэтапного формирования ботанических понятий в школьном курсе биологии 5 класса
Гипотеза исследования: Особо продуктивно будет строиться работа с понятиями, если в процессе формирования ботанических понятий учесть следующие методические особенности:
• Наглядность делает процесс формирования понятий проще
• Формирование правильного представления о понятии у учащихся достигается с помощью поясняющих описаний;
• Использование мнемонических приемов и других способов облегчающих запоминание.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, описание, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Практическая значимость: подобраны и апробированы, методы и средства, влияющие на формирование ботанических понятий. Данные разработки могут быть использованы педагогами-практиками в общеобразовательной школе.
Работа состоит из трех глав и девяти параграфов. В работе описаны методы и средства, при использовании которых, учителя смогут качественнее использовать урочное время и развивать понятийный аппарат учащихся.
Процесс формирования понятий- сложный многоплановый процесс, состоящий из некоторых поэтапных действий, требующий соблюдения всех методических особенностей, психологически и умственных способностей учащихся. Каждое понятие имеет свое содержание, которое состоит из связи главных и второстепенных признаков. Каждое отдельное понятие соотноситься с другими понятиями так и ли иначе, обособляется от них или составляя с ними группу понятий.
Система понятий отражает основу любой науки. Оно может являться формой мышления и результатом познания. Понятие имеет такие характеристики как: содержание понятия, его полнота, степень сложности. Именно понятие имеет важнейшее значение для развития мыслительной, умственной деятельности и влияет на воспитание.
Перед формированием понятия, необходимо установить исходный уровень познавательной деятельности учащихся и произвести формирование необходимых предварительных знаний и действий .
Влияние учителя должно идти в двух направлениях при формированию понятия: во-первых нужно правильно организовать процесс восприятия информации, во-вторых следует использовать направляющее слово учителя, специально подчеркивающего возможность вариаций несущественных признаков и разъясняющего направление этих вариаций.
Педагогические условия формирования понятий: 1) наличие картотеки заданий для каждого этапа развития понятий; 2) реализовывать разные методические приемы (игровые технологии, использовать цветовую композицию, построение идеограмм, мнемонические правила для запоминания и другое); 3) вести мониторинг за формированием понятий у школьников; 4) соблюдать логику в формировании понятий.
Существует множество классификаций биологических понятий. Классификация это порядок вещей, разделение их на разновидности по каким- либо признакам. Существуют классификации: по основам науки: морфологические, анатомические; по времени формирования: специальные и общебиологические; по способу охвата предмета; внутрипредметные и межпредметные; по способу восприятия: теоретические и эмпирические; по объему содержания простые и сложные понятия.
Выделяют множество подходов к поэтапному формированию понятий. В дипломной работе представлены этапы формирования понятий по М. И Шардакову, В. Оконь, Н. Г. Разумовскому, А. И. Бугаеву, Ю. И Дик и другим. Все подходы базируются на выделении у понятия существенных признаков, свойственных именно этому понятию и сопоставления этого его с другими.
Нами были разработаны и апробированы два урока на 5 классе на базе МАОУ СОШ №140. Тип разрабатываемых уроков - получение новых знаний. Уроки разработаны с учетом умственных и психологических особенностей младшего подросткового возраста (работа на уроке велась в форме беседы, с использованием красочных наглядных иллюстраций, чтобы предотвратить утомление на уроке проводились физкультурные минутки по теме урока). В работе показано поэтапное формирование понятий и подробно описан каждый этап. С каждым этапом соотнесены действия учителя и средства формирования понятия.
На каждом уроке формирование производилось разными походами, с целью определить какой подход является наиболее продуктивным, где усвоение понятий идет интенсивнее и проще, а так же понять какой подход легче воспринимается учениками.
На наших разработанных уроках можно было наблюдать формирование нескольких понятий. На протяжении всех уроков в рамках раздела ботаники шло формирование понятия "Растение". На первом уроке понятие было простым и содержало минимум информации, по ходу изучения дальнейших тем вышесказанного раздела, понятие становилось сложным, включающим в себя больший объем характеристик и свойств данного понятия,
Проведя 2 урока по формированию ботанических понятий, можно сделать вывод о том, что выбор подхода к формированию понятий не играет ключевой роли. Важным основополагающим моментом лежит правильно организованная работа учителя. Положительные результаты показали оба подхода, они достаточно полно и конструктивно задают алгоритм формирования понятия. Учащиеся успешно выполняли закрепляющие и проверяющие знания упражнения. Задания носили творческий характер, благодаря чему наиболее мягко воспринимались учащимися. Творческие задания не подразумевают правильность и неправильность выполнения задания, они лишь позволяют раскрыть глубину понимания темы, корректность сформированных понятий.
Итоги нашей работы следующие:
• Составлены конспекты уроков согласно ФГОС
• Даны полные методические пояснения, относительно каждого этапа формирования
• Проверка знаний в конце каждого урока показала хорошие и отличные результаты усвоения информации
• Формирование понятий становилось продуктивнее, благодаря использованию особых средств формирования.
1. Бабакова Т.А. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное пособие для студентов эколого-биологического факультета. / Т. А. Бабакова — Петрозаводск : ПетрГУ, 2014. — 111 с.
2. Битюкова О.А Еще раз о мнемоническом запоминании [Текст] / О.А. Битюкова // Биология — 2009. — №8 — С. 16-17
3. Болгова И. В. Формирование биологических понятий [Текст] / Богло- ва И.В. //Биология в школе, 2002. — № 6. — С. 32-34
4. Бугаев А. И Основы методики преподавания физики в средней школе [Текст] / Бугаев А. И, Дик Ю. И. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
5. Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий [Текст] / Н.П. Бухаленко // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678
6. Верзилин Н. М Общая методика преподавания биологии [Текст] : учебник для студентов педагогических институтов и университетов / Н.М. Верзилин, В. М. Корсунская. — М.: Просвещение ,1976. —384с.
7. Понятия [Электронный ресурс] // Википедия URL: http s: //ru.wikipedia. org/wiki/Понятие
8. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образовании [Текст] / Галеева Н.Л // Управление школой. — 2005. — № 23. - С. 23-25.
9. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках [Текст] : пособие для учителей /Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская,
Г. Ю. Евдокимова : под ред Н.Л. Галеевой — М.: 5 за знания, 2008. - 219с.
10. Галеева Н. Л. Завуч и учитель - как субъекты управления качеством образовательного процесса [Текст] / Н. Л. Галеева // Первое сентября. -2007. №4 -С. 8-12.
11. Гончарова Л. С. Самостоятельные работы по биологии [Текст] : Пособие для учителя/Л.С Гончарова — М.: Просвещение, 1984. — 158с.
12. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности [Текст] / З.Я Горностаева // Открыт. школа. — 1998. — №2 — С. 32-37
13. Гришко А.Е. Проблемы усвоения научных понятий [Электронный ресурс] // педагогическая психология: URL: http://persev.ru/book/formirovanie- nauchnyh-ponyatiy (Дата обращения: 8.05.2017 )
14. Ёсипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках[Текст] : пособие для учителя /Б. П. Ёсипов — М.: Учпедгиз, 1961. — 100с.
15. Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / учебное пособие /Л. В. Жаркова — Л. :ЛГПИ, 1982. — 75с...