ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. «Пространственная ориентировка» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения 13
1.3. Особенности развития пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 23
2.1. Диагностический инструментарий для изучения сформированности
пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 23
2.2. Характеристика пространственной ориентировки у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения 28
2.3. Результаты экспериментального изучения сформированности
пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1. Подбор дидактических игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 39
3.2. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по
развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений 44
3.3. Анализ результатов динамики развития пространственной
ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
Пространственная ориентировка - это умение человека в каждый момент времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе пространственных представлений, которые в свою очередь формируются за счёт зрительного восприятия пространства.
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир - форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
При значительном снижении зрения или его отсутствии появляются ограничения в ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.
Недостатки в развитии пространственной ориентировки, существующие у детей с нарушением зрения, в дальнейшем могут оказать влияние на их самостоятельность и активность во всех сферах жизни. Недостаточность пространственных представлений у детей с патологией зрения выражается в нарушении схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отображающих пространственные отношения.
Из этого следует, что пространственная ориентировка - одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией в значительной степени зависит от его умения самостоятельно ориентироваться в пространстве.
Исследованием пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста занимались такие ученные, как В. С. Сверлов, Ф. Н. Шемякин, Е. Н. Подколзина, Л. И. Плаксина, Л. А. Дружинина и другие.
Объектом исследования является пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет - развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель работы - повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов изучения уровня сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Подбор дидактических игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.
5. Анализ результатов динамики развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности.
С целью изучения сформированности пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения было проведено экспериментальное исследование. База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 369, находящийся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка д. 35. В экспериментальном исследовании участие приняли 8 детей с нарушением зрения подготовительной группы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (40 источников) и приложений (6 наименований); общий объем работы 80 страниц печатного текста; работа иллюстрирована 9 таблицами и 8 рисунками.
В соответствии с целью данного исследования - повысить эффективность коррекции развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, решены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам сформированности навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов изучения уровня сформированности навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Подбор дидактических игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения характеризуются своеобразием психофизического развития, что проявляется в недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Дети рассматриваемой категории (особенно с глубокими нарушениями зрения) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Данные, полученные экспериментальным путём, свидетельствуют о том, что детям старшего дошкольного возраста с нарушением зрения свойственно: использовать для описания пространства и пространственных отношений приблизительные обозначения, при опоре только на объекты, находящиеся рядом; допускать ошибки при ориентировке на микроплоскости листа, стола; использовать при описании пространственных отношений ориентир на плоскость; испытывать трудности при соотнесении действия со словом и схемой. Что подтвердило необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Были подобраны дидактические игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Также, был составлен и реализован план коррекционно-развивающей работы развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности. Предложенный план предусматривает проведение специальных фронтальных и индивидуальных занятий с использованием дидактических игр и упражнений. Во время занятий используются упражнения и игры, направленные на развитие умения ориентироваться в пространственных признаках предметов ближайшего окружения, на микроплоскости и с помощью схем и планов пространства. Работа направлена на развитие навыков ориентировки в пространстве.
В качестве критериев эффективности составленного плана коррекционно-развивающей работы используются методы статистической обработки количественных показателей результатов сравнительных этапов экспериментального исследования (констатирующего и контрольного).
Анализ результатов проведённых методик позволил прийти к выводу, что на контрольном этапе для детей экспериментальной группы характерна положительная динамика. В результате реализации коррекционно- развивающей работы дети экспериментальной группы стали лучше соотносить практические действия со схемой, использовать в речи относительно точные пространственные характеристики, понимать удалённость и перспективу.
Качественный и количественный анализ результатов исследования свидетельствует о том, что развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения возможно только в условиях специально организованного психолого-педагогического воздействия.
Данные выводы свидетельствуют о том, что при использовании составленного плана коррекционно-развивающей работы наряду с другими методами учебно-воспитательного процесса развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет более успешным.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Материалы ВКР могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций (воспитателями, дефектологами, психологами); студентами, обучающимися по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.
1. Абенова, А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения [Текст] / А. К. Абенова, Б. Е. Тайлак // Молодой учёный. - 2014. - №6. - С. 669-671.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964. - 302 с.
3. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) [Текст] / под ред. Б. В. Петровского. 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1985.
4. Вархотова, Е. К. Экспресс - диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов [Текст] / Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В Сазонова. - М. : Генезис, 2005. - 66 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
7. Денискина, В. З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии [Текст] / В. З. Денискина // Науковий часопис. - К. : НПУ 1меш Драгоманова, 2008. - С. 62-72.
8. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : методич. рекомендации / сост. Л. А. Дружинина - Челябинск : АЛИМ, 2008. - 206 с.
9. Дружинина, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст] : учебно-методич. Пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова,
Л. И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж. - Урал. Гос. Гуман. Пед. Ун-та, 2017. - 254 с.
10. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
11. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Просвещение, 1990. - 222 с.
12. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения [Текст] / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - С. 26-32.
13. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
14. Иванова, Н. Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Иванова, О. В. Бачина. - Тамбов : ПБОЮЛ, 2003. - 176 с.
15. Иванова, Н. Н. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Н. Н. Иванова, Л. А. Боровцова, С. Н. Исаева ; под ред. Н. Н. Ивановой. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. - 68 с...