Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности

Работа №93982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы196
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 9
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой
психического развития 9
1.2. Особенности развития пространственной ориентировки у
дошкольников с задержкой психического развития 19
1.3. Особенности формирования пространственной ориентировки у
дошкольников с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности 23
1.4. Изобразительная деятельность как средство развития
пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития 28
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 33
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента. Психолого¬педагогическая характеристика детей экспериментальной группы 33
2.2. Обзор диагностического инструментария по определению уровня
развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
(констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 42
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
3.1. Цели, задачи, условия проведения формирующего эксперимента... 55
3.2. Организация формирующего эксперимента. Программа по
изобразительной деятельности в рамках работы дефектолога и её реализация 59
3.3. Контрольный эксперимент, анализ результатов, перспективы дальнейшей работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 177
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 184


Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления о пространственной ориентировке: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «в центре», «над», «под», «между», «по часовой стрелке», «против часовой стрелки», «в том же направлении», «в противоположном направлении» и многое другое. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Особенно актуально этот вопрос стоит для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании [4].
Актуальность проблемы: нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками чтения, письма и счета в школе. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетради, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При обучении чтению они не могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности [66].
Поэтому развитие у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки обучающегося к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Актуальность данной проблемы изучали многие специалисты А. А. Люблинская [35], Т. А. Мусейибова [49], Н. Я. Семаго [63], А. В. Семенович [65]. Несмотря на то, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста остаётся игровая деятельность, в нашей работе с обучающимися мы развивали навыки пространственной ориентировки, у старших дошкольников с задержкой психического развития, посредством изобразительной деятельности.
Новаторства в решении проблемы: почему же мы пошли не привычным, а новаторским путём? Всё просто: дети с задержкой психического развития в силу своих психических, психологических и личностных качеств? просто не умеют играть, а игра в группе других детей является просто невозможной, они замыкаются, начинают вести себя агрессивно, отказываются вести совместную деятельность. При помощи занятий изобразительной деятельностью дети начинают открываться внешнему миру через своё творчество. Не секрет, что все дети любят рисовать, будь то дети с особенностями развития, или норматипичные дети. Постепенно дозируя индивидуальную и групповую работу, мы пришли к моменту, когда воспитанники экспериментальной группы уже адекватно реагировали друг на друга и с удовольствием работали в группах. Именно по этой причине, как наиболее комфортный, для обеих сторон образовательного процесса нами был выбран путь развития пространственной ориентировки посредством изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, посредством изобразительной деятельности.
Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в ходе коррекционной работы, посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования - предполагается, что предложенная программа коррекции позволит повысить уровень развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - развития пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредствам изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «пространственная ориентировка»;
- раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
- подобрать методы и методики исследования пространственных представлений у детей;
- провести анализ пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- подобрать комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие пространственной ориентировки, на занятиях по изобразительной деятельности;
- проанализировать результаты эксперимента с целью выявления эффективности данного комплекса упражнений.
Эксперимент проводился на базе ГОУ СО Центр социальной помощи семьи и детям «Солнышко» города Верхняя Пышма. В эксперименте принимали участие 5 детей с задержкой психического развития в возрасте от пяти до шести лет.
В первой главе нами были, описаны теоретические особенности проблемы развития пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития. Были изучены такие особенности как:
- психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психического развития;
- особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития;
- особенности формирования пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности;
- изобразительная деятельность, как средство развития пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе нами был описан констатирующий эксперимент:
- была дана психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы;
- мы рассказали о диагностическом инструментарии по определению уровня развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- нами был представлен анализ результатов экспериментального исследования. Констатирующий этап опытно экспериментальной работы.
В третьей главе «Коррекционная работа по формированию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности» были представлены следующие параграфы:
- цель, задачи, условия проведения формирующего эксперимента;
- организация формирующего эксперимента. Программа по изобразительной деятельности в рамках работы дефектолога и результаты дальнейшей работы;
- контрольный эксперимент, анализ результатов, перспективы дальнейшей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучающиеся с задержкой психического развития зачастую отличаются несфoрмирoваннoстью ориентировочной деятельности. Мыслительная деятельность характеризуется импульсивностью действий, малой значимостью образца и низким уровнем самоконтроля при выполнении заданий. Обучающиеся путают право и лево не только относительно себя, но и на плоскости и от себя, практически не понимают предлоги «над» и «под», слова «между», «выше» и «ниже».
Страдают и такие процессы, как память, речь, внимание, мелкая моторика, нарушения ритма, что ведет к низкому уровню развития пространственной ориентировки. Зачастую все эти сложности связаны с личной незаинтересованностью конкретного ребенка, отсутствием у него интереса, внутренним страхом перед очередной неудачей, замыканием на себе.
В коррекционной работе в качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Самостоятельное, полноценное развитие пространственной ориентировки без систематической коррекционной работы, у обучающихся с задержкой психического развития просто невозможно. Только после последовательной коррекционной работы эти дети начинают правильно воспринимать пространственные представления в реальной жизни.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.
Обучающиеся с задержкой психического развития лучше всего усваивают учебный материал по пространственной ориентировке, в ходе занятий по изобразительной деятельности. В процессе творчества мы не только формируем у ребёнка навыки пространственной ориентировки, но и культивируем эстетические представления, развиваем знания об окружающем мире, формируем внимание, память, восприятие, обобщение.
Занятия изобразительной деятельностью положительно влияют на психическое состояние ребёнка с задержкой психического развития: дошкольник становится более уверенным в себе; учится выражать свои мысли и эмоции через творчество; у него формируется общая и тонкая моторика; темп и ритм выполнения заданий становиться чётким и уверенными.
Коррекционная работа должна строиться на правильных и разнообразных формах работы. Немаловажную роль играет подбор дидактических материалов, точной натуры, яркой и простой в использовании печатной продукции, качественных расходных материалов.
В ходе работы нами была выбрана группа детей, сходная по многим параметрам. Все дети, участвующие в данном эксперименте, проживают в семьях с родителями или опекунами, большинство находится в трудных жизненных условиях, все дети получают психолого-педагогическую помощь в СЦ «Солнышко», с целью выявления актуального психологического состояния. Все дети из данной группы имеют диагноз: «Задержка психического развития» психогенного генеза» (педагогическая запущенность), что связано с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. У них наблюдается задержка раннего развития, склонность к частым простудным заболеваниям и ряд хронических заболеваний. Все дети данной группы занимаются у логопеда в связи с общим недоразвитием речи. По наблюдениям психолога, дети отличаются гиперреактивностью, слабой познавательной деятельностью, слабой общей и мелкой моторикой.
Дефектолог у всех детей данной группы отмечает сниженную готовность к школьному обучению.
Все перечисленные качества и особенности учитывались нами в ходе проведения констатирующего эксперимента, последующей коррекционной работы и контрольного эксперимента.
Для определения актуального уровня пространственной ориентировки нами были взяты следующие методики:
- диагностическая разработка «Изучение пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития», цель - изучение пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития, осуществляется с помощью четырех блоков по несколько заданий в каждом;
- методика «Лабиринт», цель - выявление уровня овладения действиями наглядно-образного мышления;
- методика «Домик», цель - изучения уровня развития произвольной сферы;
- методика «Кто как видит», цель - выявить умение определять пространственные отношения предметов между собой на плоскости.
Констатирующий эксперимент показал, что Полина и Ольга имеют средний уровень пространственной ориентировки, Антон, Максим, Трофим имеют уровень ниже среднего.
Все дети данной группы путают право и лево в отношении себя, при этом все дети могут показать части своего тела, не все дети выполнили задания с перекрёстным действием (левой рукой коснуться правой ноги). При ориентировке на плоскости путают право и лево, небольшие сложности вызывают понятия вверху и внизу. «Целостное восприятия картинки» дети показали неплохие результаты. Данный факт ещё раз наглядно подтверждает, что в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо использовать яркие наглядные материалы. Использования вспомогательных материалов оттягивает на себя внимание детей, детям интересно выполнять такие задания, тем самым работа выполняется с большим интересом. Все дети имеют трудности в понимании предлога «за», «над», «между», трое из пятерых допустили ошибки с предлогом «над», также вызвало затруднения пониманий предлога «в». Все дети данной группы не используют в собственной речи предлоги, указывающие на пространственные взаимоотношения, предпочитая заменить их жестами, указывающим на предмет.
Для данной группы обучающихся нами была подготовлена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе изобразительной деятельности, которая разрабатывалась, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся данной экспериментальной группы. Программа учитывает когнитивные, психологические и физические особенности детей данной группы. Программа включает в себе основополагающие принципы и условия:
- психолого-педагогические условия;
- материально-техническое обеспечение программы;
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- учебно-методическое обеспечение;
- нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей программы;
- принципы коррекционно-развивающего процесса.
Данные принципы и условия направлены на обеспечение и соблюдение всех норм (психологических, педагогических, правовых и социальных) в процессе коррекционно-развивающей работы.
В завершении коррекционно-развивающей программы был проведён констатирующий эксперимент, который выявил, что все дети данной экспериментальной группы повысили свои навыки ориентировки в пространстве, оцениваемые в диагностической методике. Констатирующий эксперимент выявил у обучающихся данной группы, что Трофим и Антон имели уровень пространственной ориентировки ниже среднего, Ольга, Максим и Полина имели средний уровень развития пространственной ориентировки. После проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие пространственной ориентировки, для обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в ходе изобразительной деятельности, у детей данной группы показатели изменились. Трофим и Антон повысили свой уровень развития пространственной ориентировки до среднего, Ольга, Максим и Полина повысили свой уровень до уровня выше среднего. Это действительно достойный результат.
Данные контрольного эксперимента значительно выше констатирующего эксперимента. Анализ результатов выполнения заданий каждого блока, подтвердил целесообразность проведённых коррекционных занятий, направленных на развитие пространственной ориентировки у обучающихся старшего дошкольного возраста, с задержкой психического развития. Дети стали лучше ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в понимании и произношении предлогов, а также они стали лучше воспринимать целостный образ предмета.
Работу в данном направлении необходимо продолжить с Трофимом и Антоном, их результаты не являются высокими, а находятся на среднем уровне. Ольга, Максим и Полина показали высокие результаты, но, несмотря на это, они нуждаются в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях с такими специалистами, как психолог, логопед, дефектолог.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что данная коррекционно-развивающая программа помогла развить навыки пространственной ориентировки у данной группы детей. Параллельно с пространственной ориентировкой развивались:
- когнитивные навыки: внимания, память, логика, синтез и анализ;
- моторные навыки: развития общей и мелкой моторики;
- социальные навыки: дети стали лучше работать в группе, появился интерес к совместной деятельности, эмпатия и сострадание;
- творческие навыки: обучающие с интересом используют в своём творчестве краски, карандаши, фломастеры. Детям нравится выражать себя посредством творчества;
- математические представления: геометрические формы, целостный образ предмета и т. д.
Таким образом мы с полной уверенностью можем заявить что цель исследования, заявленная в начале работы - развития пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредствам изобразительной деятельности, нами достигнута. Предложенные методы и приёмы способствовали повышению уровня пространственной ориентировки детей дошкольного возраста. Полученные результаты свидетельствуют, что гипотеза исследования подтверждена.
Изобразительная деятельность явилась проводником, который весело и непринуждённо вел детей к достижению новых высот, она, как медиатор, тонко контролировала эмоциональный фон ребёнка.



1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития: электрон.
педагогический справ. / Министерство образования. - М., 2018. - URL: http://fgosreestt.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Аксенова ; под ред. Н. М. Назаровой.
- М. : Академия, 2009. - 400 с.
3. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Средняя группа : Конспект занятий / Н. В. Алёшина. - М. : УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008. - 124 с.
4. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 2009. - 218 с.
5. Блонский, П. П. Педология в массовой школе первой ступени / П. П. Блонский. - М. : Работник просвещения, 1930. - 85 с.
6. Веклерава, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников : дис. канд. пед. наук / Х. М. Веклерава. - М. : [б. и.], 1974. - 149 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко.
- М. : Просвещение, 1989. - 176 с.
8. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова ; под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учебник / Л. С. Выготский.
- СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. : Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский ; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1982. - 488 с.
11. Ганькова, З. А. Соотношение действий, образа и речи в мышлении детей дошкольного возраста : автореф. дис. ...канд. псих. наук / З. А. Ганькова. - Л. : [б. и.], 1961. - 117 с.
12. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа : рабочая тетрадь / В. В. Гребова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 64 с.
13. Грабов, А. Н. Олигофренопедагогика : учебное пособие для студентов педагогических институтов и работников вспомогательных школ / А. Н. Грабов. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина 1945. - 215 с.
14. Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста : методическое пособие / О. Е. Громова. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 48 с.
15. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. А. Грошенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
16. Гуткина, Н. И. Методика «Домик» / Н. И. Гуткина. - Мурманск, 2015. - URL: http: //izohit. murmansk. su (дата обращения 27.07.2018).
17. Дидактические игры-занятия в ДОУ : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж : ТЦ «Учитель», 2006. - 79 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ