Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Работа №98018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ 11
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьного
возраста 11
1.2 Адаптация первоклассников как педагогическая
проблема 15
1.3 Здоровьесберегающие возможности урока музыки 22
1.4 Педагогический потенциал арт-терапии 32
Вывод по главе 1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ
АРТ-ТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 48
2.1 Опыт применения методов арт-терапии на уроках музыки в
начальной школе 48
2.2 Методические рекомендации учителю музыки «Арт-терапия в
адаптации первоклассников» 56
Вывод по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70

Вопросы адаптации младших школьников становятся актуальными в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности. Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.
Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает раз­бираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.
Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.
Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно- психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".
В отечественной психологической и педагогической литературе особенно подчеркивается сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к школе. Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И.Божович, Л.А.Венгера, С.М.Громбаха, И.В.Дубровину, Е.Е.Кравцову, В.Е.Кагана, В.С.Мухину, Р.В.Овчарову, Д.Б.Эльконина и др.
Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.
Самым общим показателем готовности ребенка к школе является устойчивое положительное эмоциональное отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно перейти к новым требованиям, если интерес к учению упрочился, в этом случае можно судить о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.
Еще одна сторона эмоционального отношения к обучению в школе относится к сфере самосознания личности. Л.С.Выготский подчеркивал, что в этом возрасте происходит открытие ребенком своих переживаний - возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе, и самооценка [11, с.269].
Проблема адаптации в том или ином аспекте рассматривается в трудах А. П. Сорокина, С. И. Степановой, Г. В. Стрельникова, А. Н. Вазин выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, В. К. Лабутин изучал биохимические виды адаптации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию, И. К. Кряжева - критерии адаптации. Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе, В. В. Дугинец - адаптацию студентов первых курсов в педагогических вузах, В. Б. Орлов - профессиональную адаптацию учащихся профтехучилищ, Г. Г. Солодова - адаптацию выпускников ПТУ на производстве, Г. К. Тротт - профессиональную адаптацию молодого учителя, В. Н. Грибов - проблемы адаптации молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к учебной и физической нагрузке учащихся начальной школы. Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого - педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Объектами адаптации в этих исследованиях являлись, как правило, рабочие, молодые учителя, студенты, старшеклассники, первоклассники.
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Ускорение процессов приспособления школьников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.
Несмотря на то, что проблема школьной адаптации рассматривалась многими авторами, все еще недостаточно разработок, посвященных проблеме педагогической и психологической коррекции эмоциональных и личностных расстройств школьников в период их первичной адаптации к школе. В исследованиях, посвященных коррекции и профилактике школьной дезадаптации, при констатации сложности структуры, факторов риска, ребенок как объект коррекции рассматривается часто либо вне социально­педагогической ситуации, либо вне воспитательного микросоциума, либо вне его индивидных или субъектных особенностей.
Недостаточная разработанность проблемы школьной адаптации при поступлении в школу и существующее противоречие между педагогическим потенциалом арт-терапии, как здоровьесберегающей технологии, здоровьесберегающими возможностями урока музыки и отсутствием их теоретического сопоставления, педагогических условий и методических рекомендаций учителю музыки по использованию методов арт-терапии в образовательном процессе позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении здоровьесберегающих возможностей урока музыки и педагогических условий применения методов арт-терапии на уроке музыки в период адаптации первоклассников...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема адаптации первоклассника к школе, в настоящее время, является одной из массовых и самых острых. В жизни ребенка, первый класс является трудным и сложным периодом.
Адаптация к школе - это трансформация познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребёнка при переходе к организованному регулярному обучению в общеобразовательной школе. В наиболее выигрышных обстоятельствах оказываются ребята, которые посещали детский сад, так как там элементы подготовки к школьному обучению целенаправленно создаются педагогическим воздействием. Затруднения, возникшие из-за недостаточной подготовленности к школе, могут стать основанием к дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” объединяют всевозможные отличия в учебной деятельности школьников, происхождение которых предшествуют отдельные причины. В зависимости от степени психологической подготовки ребят к школе, проходит адаптация детей - на низком, среднем и высоком уровне.
Выделяют три формы адаптации:
1. адаптация организма к интелектуальным и физическим нагрузкам, к новым условиям жизни и деятельности;
2. адаптация к новым связям и социальным взаимоотношениям;
3. адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
Процесс физиологического привыкания детей к школе можно разделить в несколько этапов, где каждый из них содержит собственные особенности и характеризуется разной степенью напряжения многофункциональных систем организма.
Из собственного практического опыта, проведенного лично, можно сделать вывод, что к обучению в школе дети не готовы.
Поэтому начинать работу по адаптации детей к обучению в школе нужно ещё с детского сада. Необходимо подвести ребёнка к осознанию необходимости исполнять учебные и общественные требования, принимать на себя роль и обязанности ученика. Психологи и педагоги обязаны помнить о формировании условий для адаптации и дальнейшего полноценного развития младшего школьника.
Задачи и цели исследования достигнуты, гипотеза исследования подтвердилась.


1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 201З-с.211
2. Ахметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 2012-С.32
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671, [1] с.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2014-С.166
6. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого­педагогического исследования: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
7. Искусствотерапия / К.Мартинсоне [и др.]; пер. с латыш. А. Карповой. - СПб.: Речь, 2014. - 352 с.
8. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999- с.126
9. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2013.
10. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2014- с.123
11. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. - М.: 2007. - 528 с.
12. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2005.
13. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
14. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
15. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2015...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ