ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ 11
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьного
возраста 11
1.2 Адаптация первоклассников как педагогическая
проблема 15
1.3 Здоровьесберегающие возможности урока музыки 22
1.4 Педагогический потенциал арт-терапии 32
Вывод по главе 1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ
АРТ-ТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 48
2.1 Опыт применения методов арт-терапии на уроках музыки в
начальной школе 48
2.2 Методические рекомендации учителю музыки «Арт-терапия в
адаптации первоклассников» 56
Вывод по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Вопросы адаптации младших школьников становятся актуальными в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности. Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.
Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.
Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.
Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно- психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".
В отечественной психологической и педагогической литературе особенно подчеркивается сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к школе. Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И.Божович, Л.А.Венгера, С.М.Громбаха, И.В.Дубровину, Е.Е.Кравцову, В.Е.Кагана, В.С.Мухину, Р.В.Овчарову, Д.Б.Эльконина и др.
Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.
Самым общим показателем готовности ребенка к школе является устойчивое положительное эмоциональное отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно перейти к новым требованиям, если интерес к учению упрочился, в этом случае можно судить о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.
Еще одна сторона эмоционального отношения к обучению в школе относится к сфере самосознания личности. Л.С.Выготский подчеркивал, что в этом возрасте происходит открытие ребенком своих переживаний - возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе, и самооценка [11, с.269].
Проблема адаптации в том или ином аспекте рассматривается в трудах А. П. Сорокина, С. И. Степановой, Г. В. Стрельникова, А. Н. Вазин выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, В. К. Лабутин изучал биохимические виды адаптации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию, И. К. Кряжева - критерии адаптации. Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе, В. В. Дугинец - адаптацию студентов первых курсов в педагогических вузах, В. Б. Орлов - профессиональную адаптацию учащихся профтехучилищ, Г. Г. Солодова - адаптацию выпускников ПТУ на производстве, Г. К. Тротт - профессиональную адаптацию молодого учителя, В. Н. Грибов - проблемы адаптации молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к учебной и физической нагрузке учащихся начальной школы. Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого - педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Объектами адаптации в этих исследованиях являлись, как правило, рабочие, молодые учителя, студенты, старшеклассники, первоклассники.
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Ускорение процессов приспособления школьников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.
Несмотря на то, что проблема школьной адаптации рассматривалась многими авторами, все еще недостаточно разработок, посвященных проблеме педагогической и психологической коррекции эмоциональных и личностных расстройств школьников в период их первичной адаптации к школе. В исследованиях, посвященных коррекции и профилактике школьной дезадаптации, при констатации сложности структуры, факторов риска, ребенок как объект коррекции рассматривается часто либо вне социальнопедагогической ситуации, либо вне воспитательного микросоциума, либо вне его индивидных или субъектных особенностей.
Недостаточная разработанность проблемы школьной адаптации при поступлении в школу и существующее противоречие между педагогическим потенциалом арт-терапии, как здоровьесберегающей технологии, здоровьесберегающими возможностями урока музыки и отсутствием их теоретического сопоставления, педагогических условий и методических рекомендаций учителю музыки по использованию методов арт-терапии в образовательном процессе позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении здоровьесберегающих возможностей урока музыки и педагогических условий применения методов арт-терапии на уроке музыки в период адаптации первоклассников...
Проблема адаптации первоклассника к школе, в настоящее время, является одной из массовых и самых острых. В жизни ребенка, первый класс является трудным и сложным периодом.
Адаптация к школе - это трансформация познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребёнка при переходе к организованному регулярному обучению в общеобразовательной школе. В наиболее выигрышных обстоятельствах оказываются ребята, которые посещали детский сад, так как там элементы подготовки к школьному обучению целенаправленно создаются педагогическим воздействием. Затруднения, возникшие из-за недостаточной подготовленности к школе, могут стать основанием к дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” объединяют всевозможные отличия в учебной деятельности школьников, происхождение которых предшествуют отдельные причины. В зависимости от степени психологической подготовки ребят к школе, проходит адаптация детей - на низком, среднем и высоком уровне.
Выделяют три формы адаптации:
1. адаптация организма к интелектуальным и физическим нагрузкам, к новым условиям жизни и деятельности;
2. адаптация к новым связям и социальным взаимоотношениям;
3. адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
Процесс физиологического привыкания детей к школе можно разделить в несколько этапов, где каждый из них содержит собственные особенности и характеризуется разной степенью напряжения многофункциональных систем организма.
Из собственного практического опыта, проведенного лично, можно сделать вывод, что к обучению в школе дети не готовы.
Поэтому начинать работу по адаптации детей к обучению в школе нужно ещё с детского сада. Необходимо подвести ребёнка к осознанию необходимости исполнять учебные и общественные требования, принимать на себя роль и обязанности ученика. Психологи и педагоги обязаны помнить о формировании условий для адаптации и дальнейшего полноценного развития младшего школьника.
Задачи и цели исследования достигнуты, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 201З-с.211
2. Ахметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 2012-С.32
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671, [1] с.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2014-С.166
6. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
7. Искусствотерапия / К.Мартинсоне [и др.]; пер. с латыш. А. Карповой. - СПб.: Речь, 2014. - 352 с.
8. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999- с.126
9. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2013.
10. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2014- с.123
11. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. - М.: 2007. - 528 с.
12. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2005.
13. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
14. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
15. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2015...