Развитие познавательного интереса у учащихся в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у младших школьников 6
1.1. Характеристика познавательных интересов учащихся 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 11
1.3. Возможности развития познавательных интересов у учащихся в
начальной школе 19
ГЛАВА 2. Изучение познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности 30
2.1. Характеристика диагностик, направленных на изучение
познавательных интересов у детей 30
2.2. Диагностика познавательных интересов у учащихся 3-го класса 35
2.3. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов
у младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у младших школьников 6
1.1. Характеристика познавательных интересов учащихся 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 11
1.3. Возможности развития познавательных интересов у учащихся в
начальной школе 19
ГЛАВА 2. Изучение познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности 30
2.1. Характеристика диагностик, направленных на изучение
познавательных интересов у детей 30
2.2. Диагностика познавательных интересов у учащихся 3-го класса 35
2.3. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов
у младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Образовывать человека в современной системе образования - значит воспитывать в нем способность и потребность открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности. Следует так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником деятельности по их реализации. Познавательный интерес выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит от осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [46]. Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у младших школьников стойкого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. От этого в будущем будут зависеть успехи подрастающих школьников не только в годы обучения в стенах школы, но и в дальнейшем профессиональном образовании [20].
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности все больше привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы и средства развивающего обучения. Познавательный интерес — интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно-субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. Ребенок реализует свой интерес в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательный интерес, который активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отображает все составляющие личности: интеллект, волю, чувства.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к начальному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Вышеперечисленное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие познавательного интереса у учащихся в начальной школе»
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательные интересы учащихся младших классов.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития познавательных интересов младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса в теории педагогической науки
2. Рассмотреть особенности и возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
3. Провести диагностику и анализ познавательных интересов младших школьников (на примере учащихся 3-го класса).
4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - педагогический эксперимент, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.
математические - регистрация качества и количества собранных данных, определение места каждому исследуемому результату, статистические методы обработки информации.
Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова» пос. Верх-Нейвинский. В исследовании принимало участие 26 учащихся третьих классов.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [46]. Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у младших школьников стойкого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. От этого в будущем будут зависеть успехи подрастающих школьников не только в годы обучения в стенах школы, но и в дальнейшем профессиональном образовании [20].
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности все больше привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы и средства развивающего обучения. Познавательный интерес — интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно-субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. Ребенок реализует свой интерес в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательный интерес, который активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отображает все составляющие личности: интеллект, волю, чувства.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к начальному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Вышеперечисленное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие познавательного интереса у учащихся в начальной школе»
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательные интересы учащихся младших классов.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития познавательных интересов младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса в теории педагогической науки
2. Рассмотреть особенности и возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
3. Провести диагностику и анализ познавательных интересов младших школьников (на примере учащихся 3-го класса).
4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - педагогический эксперимент, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.
математические - регистрация качества и количества собранных данных, определение места каждому исследуемому результату, статистические методы обработки информации.
Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова» пос. Верх-Нейвинский. В исследовании принимало участие 26 учащихся третьих классов.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе. На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов проведенного нами опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых
мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2. Младший школьный возраст - период развития ребёнка, который соответствует этапу его обучения в начальной школе. Познавательные интересы младших школьников представляют собой важный фактор обучения и в то же время являются жизненно-необходимым фактором становления личности. Педагогическая наука сегодня, с введением ФГОС НОО, располагает большими возможностями, использование которых в практической работе помогает успешному достижению цели развития познавательных интересов младших школьников. С целью решения проблемы формирования, развития и активизации познавательных интересов в начальной школе необходимо постоянно создавать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
3. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в начальной школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, технология интеграции (интегрированный урок), технология проблемного обучения, информационные компьютерные технологии.
4. Под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г.И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса. Для выявления уровней познавательного интереса мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников, методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой, методика «Лесенка уроков» Н.В. Елфимовой.
5. С целью изучения познавательных интересов у учащихся в начальной школе было проведено экспериментальное исследование. Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированное™ познавательных интересов младших школьников: высокий (21%), средний (42%), низкий (37%). Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.
6. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволили спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию и разработать рекомендации по работе с детьми с низким, средним и высоким уровнями развития познавательных интересов. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью. Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности педагогов начального образования при организации работы по развитию познавательных интересов младших школьников.
1. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых
мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2. Младший школьный возраст - период развития ребёнка, который соответствует этапу его обучения в начальной школе. Познавательные интересы младших школьников представляют собой важный фактор обучения и в то же время являются жизненно-необходимым фактором становления личности. Педагогическая наука сегодня, с введением ФГОС НОО, располагает большими возможностями, использование которых в практической работе помогает успешному достижению цели развития познавательных интересов младших школьников. С целью решения проблемы формирования, развития и активизации познавательных интересов в начальной школе необходимо постоянно создавать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
3. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в начальной школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, технология интеграции (интегрированный урок), технология проблемного обучения, информационные компьютерные технологии.
4. Под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г.И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса. Для выявления уровней познавательного интереса мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников, методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой, методика «Лесенка уроков» Н.В. Елфимовой.
5. С целью изучения познавательных интересов у учащихся в начальной школе было проведено экспериментальное исследование. Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированное™ познавательных интересов младших школьников: высокий (21%), средний (42%), низкий (37%). Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.
6. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволили спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию и разработать рекомендации по работе с детьми с низким, средним и высоким уровнями развития познавательных интересов. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью. Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности педагогов начального образования при организации работы по развитию познавательных интересов младших школьников.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Электронный курс компьютерной графики как средство развития познавательного интереса у учащихся 8-9 класса
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Веб - квест как средство развития познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса
младших школьников
в учебно-воспитательном процессе школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ
ШКОЛЕ ПО ТИПУ «ПОГРУЖЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Проблемные вопросы и проблемные ситуации как средство активизации познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые»
Бакалаврская работа, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



