ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у младших школьников 6
1.1. Характеристика познавательных интересов учащихся 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 11
1.3. Возможности развития познавательных интересов у учащихся в
начальной школе 19
ГЛАВА 2. Изучение познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности 30
2.1. Характеристика диагностик, направленных на изучение
познавательных интересов у детей 30
2.2. Диагностика познавательных интересов у учащихся 3-го класса 35
2.3. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов
у младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Образовывать человека в современной системе образования - значит воспитывать в нем способность и потребность открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности. Следует так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником деятельности по их реализации. Познавательный интерес выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит от осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [46]. Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у младших школьников стойкого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. От этого в будущем будут зависеть успехи подрастающих школьников не только в годы обучения в стенах школы, но и в дальнейшем профессиональном образовании [20].
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности все больше привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы и средства развивающего обучения. Познавательный интерес — интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно-субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. Ребенок реализует свой интерес в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательный интерес, который активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отображает все составляющие личности: интеллект, волю, чувства.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к начальному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Вышеперечисленное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие познавательного интереса у учащихся в начальной школе»
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательные интересы учащихся младших классов.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития познавательных интересов младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса в теории педагогической науки
2. Рассмотреть особенности и возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
3. Провести диагностику и анализ познавательных интересов младших школьников (на примере учащихся 3-го класса).
4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
эмпирические - педагогический эксперимент, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.
математические - регистрация качества и количества собранных данных, определение места каждому исследуемому результату, статистические методы обработки информации.
Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова» пос. Верх-Нейвинский. В исследовании принимало участие 26 учащихся третьих классов.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе. На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов проведенного нами опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых
мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2. Младший школьный возраст - период развития ребёнка, который соответствует этапу его обучения в начальной школе. Познавательные интересы младших школьников представляют собой важный фактор обучения и в то же время являются жизненно-необходимым фактором становления личности. Педагогическая наука сегодня, с введением ФГОС НОО, располагает большими возможностями, использование которых в практической работе помогает успешному достижению цели развития познавательных интересов младших школьников. С целью решения проблемы формирования, развития и активизации познавательных интересов в начальной школе необходимо постоянно создавать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
3. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в начальной школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, технология интеграции (интегрированный урок), технология проблемного обучения, информационные компьютерные технологии.
4. Под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г.И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса. Для выявления уровней познавательного интереса мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников, методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой, методика «Лесенка уроков» Н.В. Елфимовой.
5. С целью изучения познавательных интересов у учащихся в начальной школе было проведено экспериментальное исследование. Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированное™ познавательных интересов младших школьников: высокий (21%), средний (42%), низкий (37%). Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.
6. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволили спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию и разработать рекомендации по работе с детьми с низким, средним и высоким уровнями развития познавательных интересов. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью. Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности педагогов начального образования при организации работы по развитию познавательных интересов младших школьников.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
2. Алябушева, Г. В. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников [Текст] / Г. В. Алябушева // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. - Научный центр «Диспут». 2015. - С. 8-10.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пос. для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Бесова, И. Ю. «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС». Цикл занятий «Маленький эрудит» [Электронный ресурс]: методическая разработка / И. Ю. Бесова // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой. PEDSOVET.SU. URL: http://pedsovet.su/_ld/450/45060_45060_.docx(дата обращения: 25 января 2016)
5. Варченко, В. И. Радуга в компьютере [Текст] / В. И. Варченко // Начальная школа. - 1997. - №10. - С. 92-94.
6. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 196с.
7. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст]: учеб.-метод. пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Свердловск : [б. и.], 1971. - 13 с.
8. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. -М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
9. Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным [Текст] / С. В. Герасимов // Педагогика. - 1993. - №2. - С.51 -54.
10. Денисова, В. Г. Система дидактических игр как средство
формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии) [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. / В. Г. Денисова;
Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1997. - 22 с..
11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: Сб. науч. тр. / Акад. пед. наук [СССР], Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики; Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - Москва: НИИОП, 1981. - 157 с.
12. Дусавицкий, А. К. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. А. Портная // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1977- . С. 69-100.
13. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2009. - №2. - С.38-41.
14. Занько, С. Ф. Игра и ученье [Текст] / С. Ф. Занько. - М.: Просвещение, 1992. - 226 с.
15. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-познавательном процессе школы [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.01/ Е.Г. Кайдаш.- М., 1995. - 18 с.
16. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа
обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
17. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях
развивающего обучения [Текст] / Г. Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 1980.
- 174 с.
18. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
19. Конспект развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в Вообразилию» [Текст] : Сценарий тренинга // Школьная психология. - 2003. - №14.
20. Кувалдина, Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [Текст] / Е. А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. - Киров, 2004. - С. 118-119.
21. Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты [Текст]: монография / С. И. Кудинов - Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. - 270 с.
22. Куклина, И. Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности [Текст] / И. Д. Куклина // Начальная школа. - 2010. - №12. - С.32-37.
23. Куликова, В. А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) [Текст] / В. А. Куликова // Образование и наука. - 2010. - №6. - С.132-142.
24. Кульневич, С. В. Анализ современного урока [Текст]: Практическое пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина - Изд.2-е, доп.и перераб. - Ростов/н/Дону: Изд-во "Учитель", 2003. - 224с.
25. Литранович, Ж. Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] / Ж. Т. Литранович, В. Д. Землянова // Педагогический альманах. - 2002. - № 1. - С. 94-99.
26. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Текст] / В. А. Машарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2008. - № 2. - С. 1238.
27. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2008. - №3. - С.16-20.
28. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 57 с.
29. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1997. - 95 с.
31. Ненахова, Е. В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е. В. Ненахова // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 207-211.
32. Озеркова, И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания [Текст] / И. А. Озеркова // Школьные технологии. - 2000. - № 1. С. - 182-190.
33. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / М. А. Пастушкова // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. - Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008. - С. 125-127.
34. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учебное пособие / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
35. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
36. Прохоренко, А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 233-239.
37. Раманкулова, Р. А. Программа работы по профилактике и коррекции школьной дезадаптации у первоклассников [Текст] / Р. А. Раманкулова // Школьный психолог. - 2003. - № 18. - С. 9-16
38. Рамонова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. - М., 1961. - 85 с.
39. Ревнивцева, Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном учреждении [Текст] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.
40. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности [Текст] / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно¬практической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. - 2015. - С. 211-217.
41. Рудко, Т. И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. И. Рудко // NAUKA- RASTUDENT.RU. - 2014. - №5. - С.32. (дата обращения: 5 марта 2017)
42. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: учебное пособие / А. И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 479 с.
43. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // ЗПУ. - 2008. - №3. - С.185-188.
44. Селевко, Г. К. Великая иллюзия: игра как метод обучения [Текст] / Г. К. Селевко // Учительская газета. - 2005. - 4 окт. - С. 24.
45. Телеева, Е. В Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед./ Е. В. Телеева, Л. П. Качалова, Д. В. Качалов. - Шадринск : ШГПИ, 2003. - 220 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Электронный ресурс] утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата
обращения: 1 марта 2016)
47. Фомина, Д. К. Конспект занятия психолога для детей младших
классов по повышению учебной мотивации [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал МААМ. URL:
http: //www. maam. ru/detskij sad/konspekt-zanj atij a-psihologa-dlj a-detei-mladshih-klasov-po-povysheniyu-uchebnoi-motivaci.html (дата обращения: 17 ноября 2016)
48. Чаркина, Н. В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] : пособие для учителя- дефектолога / Н. В. Чаркина.- М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 88 с.
49. Чащевая, А. Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры [Текст] : дис. канд. пед. наук 13.00.04 / А. Г. Чащевая ; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2003. - 218 c.
50. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
51. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
52. Шумакова, Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды [Текст] / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - с. 53-59.
53. Щекотихина, И. В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и
свободного времени [Текст]: Дис. . ..канд. пед. наук: 13.00.01. / И. В.
Щекотихина. - Орел, 1993. - 253 с.
54. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
55. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательного интереса учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.:
Педагогика, 1988. - 208 с.
56. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология как учебная
дисциплина [Текст] / Н. Е. Щуркова // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 66-70.
57. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин- М.; Воронеж, 1995. - 416 с.
58. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников [Текст] / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. -
1980. - № 2. - С. 83-92.
59. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
60. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122¬124.