Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №76090

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов 7
1.1 Содержание и сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Психолого - педагогические особенности проявления познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса средствами предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса средствами предмета «Окружающий мир» 31
2.1 Изучение начального уровня сформированного познавательного интереса у учащихся 1 класса 31
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения

Актуальность исследования. В современном образовательном процессе проблема формирования познавательного интереса к предмету, как средству развития ребенка приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Среди предметов начального курса образования выделяется учебный предмет «Окружающий мир», представляющий собой интегративный курс обучения и воспитания младших школьников, основанный на предоставлении детям знаний естественнонаучного, исторического, географического, социокультурного и экологического направления. Современный предмет «Окружающий мир» насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Он раскрывает перед учениками на уровне общих представлений закономерности природы, систему взаимодействия общества и природы, причинно-следственные связи между элементами живой природы, культурные и исторические особенности, а так же взаимосвязи в обществе и др.
На уроках предмета «Окружающий мир» естественно - научные и социально-культурные знания обретают смысл и практическое применение, что усиливает потенциал развития познавательного интереса младших школьников. В этом способствует подбор методов и средств, применяемых на уроках: разнообразие литературных источников, практические методы (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование) и др.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [34, с. 13]
Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: (Н.И. Гамбург, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, А. В. Петровский, Н.А. Рыков, И.Д. Синельникова, А.Т. Тамаев, Л.В. Эльконин, и др.) [23], Л.А. Гордон [10], С.Л. Рубинштейн [29], Г.И. Щукина [44], [45], и другие. Развитие познавательного интереса с позиций современной науки рассматривали: Б.Г. Ананьев [3], В.Б. Бондаревский [5], В.М. Мясищев [24], Ф.К. Савина [30], и другие.
Проблема исследования заключается в отборе наиболее эффективных педагогических условий для развития познавательного интереса, у учащихся начальных классов, в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия эффективные для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое исследование понятия «познавательный интерес» и разработка комплекса уроков по окружающему миру эффективных для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «познавательный интерес»;
2. Отобрать теоретический и практический материал по теме исследования;
3. Изучить и выбрать критерии, уровни и диагностические методики определения уровня «познавательного интереса» у учеников 1 класса;
4. Разработать и опробовать на практике педагогический эксперимент по проверке гипотетических предположений.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного интереса, у учащихся 1 класса, будут эффективным, если учитель:
1. Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
2. Планирует задания творческого характера для домашней работы;
3. Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение и анализ школьной документации; эмпирические - методы диагностики (анкетирование), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №130 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уссурийска Уссурийского городского округа 1 «А» и 1 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие познавательного интереса младших школьников является актуальной задачей современной начальной школы. Исходя из актуальности этой задачи, был обусловлен выбор темы «Формирование познавательного интереса у учащихся 1 класса в курсе предмета окружающий мир». В процессе проведения педагогического эксперимента было изучено понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников, рассмотрено развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в системе общего развития. По мнению ведущих педагогов и психологов, сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию невозможно без формирования у учащихся стойких познавательных интересов.
Познавательный интерес является важным качеством личности, который нужен для: формирования навыков памяти, восприятия, мышления, внимания. Для познавательного интереса в курсе «Окружающий мир» есть ряд педагогических условий, таких как: домашняя работа, моделирование, творческие задания.
Для развития познавательного интереса у детей 1 класса был разработан педагогический эксперимент, который предполагал: проверить эффективность гипотезы, которая включает в себя три педагогических условия:
-Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
- Планирует задания творческого характера для домашней работы;
- Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей. Для этого была проведена первичная диагностика, которая выявила уровень сформированного
познавательного интереса у детей 1 класса, на низком уровне - 1,8%, на среднем уровне - 5,1%, на высоком уровне2,1%. Затем был проведен
формирующий этап эксперимента состоящий из 12 уроков, эффективность которых была проверена на контрольном этапе. Проведенная диагностика контрольного этапа показала, что уровень детей экспериментального класса изменился и составил: низкий уровень - 1,2%, средний уровень 4,9%, высокий уровень 2,9%. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность развития познавательного интереса младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что у многих учащихся уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута. Задачи экспериментального исследования - выполнены. Разработанный комплекс уроков может использоваться учителями и студентами, выходящими на практику.


1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Г. Н. Аквилеева, З. А. Клепинина. - М.: Владос, 2008. - 240 с.
2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27-28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). - Барнаул :АлтГПУ, 2018. - 199 с.
3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. / Б.Г. Ананьев - Л., 1959.
4. Беляков, В.В. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. / В.В. Беляков - М.: Махаон, 2005. - 488 с.
5. Богус, М.Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников / М.Б. Богус. - М.: Директ- Медиа, 2015. - 184 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
7. Воедилова, И.А. Формирование экологической культуры
младших школьников в системе иноязычного образования / И.А. Воедилова // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 4. - С. 356-361.
8. Голова, А.М. Наука. Энциклопедия. / А. М. Голова - М.: РОСМЭН, 1997.- 128 с.
9. Голова, А.М. Тайны живой природы. Жизнь океана. / А. М. Голова - М.: РОСМЭН, 2007.- 200 с.
10. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон - Киев, 1940. - 348 с.
11. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания / Е.В. Григорьева. - М. :Гуманит.изд. центр «Владос», 2008. - 253 с.
12. Гринёва, Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. - 156 с.
13. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения //Современные технологии. - 2009. №4. - С. 125-127
14. Дитрих, А., Юрмин, Г., Кошурникова, Р. Почемучка / А. Дитрих М.: Педагогика-пресс. - 1998. . С. 329 - 384.
15. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. - М.: Академия, 2007. - 312 с.
16. Комарова, В.И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе / В.И. Комарова. - М.: Издательство «Флинта», 2015. - 250 с.
17. Костаева, Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики. - 2016. - №5. - С. 12-16
18. Майорова, И.А., Гапонова, С.А. Возможности создания психологически безопасной системы обучения школьников / И.А. Майорова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2015. - № 3. -
С.37-42.
19. Махина, Н.С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения / Н.С. Махина, Л.А. Обухова. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2017. - 167 с.
20. Мишина, К., Зыкова, А. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / К. Мишина - М.: Эскимо. - 2003. С. 356 - 481.
21. Мищенко, Л.В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования пологендерного развития индивидуальности детей младшего школьного возраста / Л.В. Мищенко. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 433 с. 
22. Моисеева, Л.В. Экологическая формирования представлений в период экологическом образовании / Л.В. Моисеева, Н.А. Кузнецова, А.А. Кузнецова. - Екатеринбург : Ажур, 2017. - 263 с.
23. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
24. Мясищев, В.Н. О связи склонностей и способностей / В.Н. Мясищев - Л., 1962.
25. Наследов, А.Д., Семенов, В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromso для российских школьников / А.Д. Наследов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 4. - С.5-21.
26. Научный поиск: первые шаги: материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования /под редакцией: Л.А. Гладун, О.В. Гусевская. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. - 139 с.
27. Роль естественно-математических и технологических предметов
в формировании профессиональных знаний: материалы заочной
межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. - 299 с.
28. Рожкова, Г.И. Живой мир. Энциклопедия. / Г. И. Рожкова - М.: РОСМЭН, 1998.- 128 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. - 720с.
30. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы : Учеб. пособие к спецкурсу Волгогр. гос. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича. / Ф. К. Савина - Волгоград : ВГПИ, 1988. - 61 с.
31. Санжаева, Р.Д., Бадмаева, Х.Т. Развитие креативности младших школьников в процессе экологического воспитания / Р.Д. Санжаева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3. - С.197-200.
32. Смирнова, О.М Контрольно-оценочные задания по предмету «окружающий мир» / Смирнова О.М., Сергеенко С.А. // Начальная школа. - 2010. -№ 2. - С. 44-48.
33. Смирнова, М.С. Проблемное обучение на уроках окружающий мир / Смирнова М.С. // Начальная школа. - 2016. -№ 4. - С. 25-29.
34. Смолеусова, Т.В. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? / Т.В. Смолеусова // Народное образование. - 2014. - №8. - С.162-167.
35. Сокол, И.Д. Программа развития инициативного мышления детей младшего школьного возраста / И.Д. Сокол // Психология обучения. - 2014. - №9. - С.117-121.
36. Тихомирова, Е.М. развитие познавательного интереса на уроках в начальной школе/ Е.М. Тихомирова. - М.: Экзамен, 2007.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2009.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №363 от 06.10.2009).
40. Федюлина, Е.В. Медиаканикулы: подготовка младших
школьников к работе с визуальной информацией / Е.В. Федюлина // Народное образование. - 2017. - № 9-10. - С.152-155.
41. Хирьянова, И.С. Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе / И.С. Хирьянова // Народное образование. - 2015. - №7. - С.127-134.
42. Шигапова, Н.В. Проектная технология формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения курсу «Окружающий мир» : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шигапова Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2015. - 24 с.
43. Шульга, В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников / В.В. Шульга // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - № 3. - С.36-39
44. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.
45. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
46. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
47. Якшибаева, Х.Х. Развитие познавательного интереса младших
школьников через деятельностный подход / Х.Х. Якшибаева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров = Integratingmethodological (scientificandmethodological) workandsystemofpersonneldevelopment: материалы XVIII Международной
научно-практической конференции, Москва - Челябинск, 20 апреля 2017: [в 2 ч.]. Ч. 1.. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. - C. 225-230.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ