Формы взаимодействия ДОО с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 6
1.1. Теоретические подходы к организации взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи 6
1.2. Направления взаимодействия дошкольной образовательной
организации с семьями детей дошкольного возраста 16
1.3. Повышение психолого-педагогической компетентности
родителей в дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 28
2.1. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в
дошкольной образовательной организации 28
2.2. Формы повышения психолого-педагогической компетентности
родителей в дошкольной образовательной организации 34
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 6
1.1. Теоретические подходы к организации взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи 6
1.2. Направления взаимодействия дошкольной образовательной
организации с семьями детей дошкольного возраста 16
1.3. Повышение психолого-педагогической компетентности
родителей в дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 28
2.1. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в
дошкольной образовательной организации 28
2.2. Формы повышения психолого-педагогической компетентности
родителей в дошкольной образовательной организации 34
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителе в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяют рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольная образовательная организация и семья являются первичной социализации ребенка в обществе, что требует их плодотворного взаимодействия между собой. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а образовательная дошкольная организация помогает семьям в развитии и воспитании детей..
Современным родителям необходима повысить психолого-педагогическую компетентность, через взаимодействия педагогов - профессионалов. Эта идея находит отражение в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Многие педагоги выступали за оказания родителям педагогической помощи (Е.Ф. Аркин, Л.И. Красногородская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, Е.А. Флёрина). Большое внимание уделяли связи детского сада с семьёй Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова.
Более глубокое изменения во взаимодействии семьи и детского сада произошли в 90 - е гг. XX в. Это было связано с реформой образования, отразившейся на системе дошкольного воспитания. Стали появляются новые исследования по данному направлению образования (Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др.).
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей».
В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.
Цель исследования: теоретически раскрыть и проверить на практике формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования выступает взаимодействие дошкольной образовательной организацией и семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией и семьи по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (опрос, педагогическое наблюдение), качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу работы составили: исследования, раскрывающие проблему формирования, повышения и совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей развитии детей в семье (Е.П. Арнаутова, Е. Л. Горлова, О. Л. Зверева, Л.В. Коломийченко, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Р.В. Овчарова, В.В. Селина и др.); исследования психического и педагогического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Криулинский детский сад №3» с. Криулино, Красноуфимкого района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 32 родителя, 18 детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература и приложения.
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителе в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяют рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольная образовательная организация и семья являются первичной социализации ребенка в обществе, что требует их плодотворного взаимодействия между собой. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а образовательная дошкольная организация помогает семьям в развитии и воспитании детей..
Современным родителям необходима повысить психолого-педагогическую компетентность, через взаимодействия педагогов - профессионалов. Эта идея находит отражение в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Многие педагоги выступали за оказания родителям педагогической помощи (Е.Ф. Аркин, Л.И. Красногородская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, Е.А. Флёрина). Большое внимание уделяли связи детского сада с семьёй Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова.
Более глубокое изменения во взаимодействии семьи и детского сада произошли в 90 - е гг. XX в. Это было связано с реформой образования, отразившейся на системе дошкольного воспитания. Стали появляются новые исследования по данному направлению образования (Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др.).
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей».
В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.
Цель исследования: теоретически раскрыть и проверить на практике формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования выступает взаимодействие дошкольной образовательной организацией и семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольной образовательной организацией и семьи по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (опрос, педагогическое наблюдение), качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу работы составили: исследования, раскрывающие проблему формирования, повышения и совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей развитии детей в семье (Е.П. Арнаутова, Е. Л. Горлова, О. Л. Зверева, Л.В. Коломийченко, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Р.В. Овчарова, В.В. Селина и др.); исследования психического и педагогического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Криулинский детский сад №3» с. Криулино, Красноуфимкого района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 32 родителя, 18 детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература и приложения.
Дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учиться организовывать собственную деятельность. Эффективно организованное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации, выводит семью на новый качественный уровень в воспитание и в развитии ребёнка.
Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической компетентности. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением
В исследованиях Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Т.М. Поповой, И.Б. Едаковой, Л.Л. Ивановой, Е.С. Комаровой, Е.Ф. Купецковой, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбаловой взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является важным образовательным процессом, в котором развиваются доверительные отношения между педагогическим коллективом. Открытость дошкольной организации способствует участию родителей в педагогическом процессе в воспитании и развитии ребёнка и повышении психолого-педагогической компетентности. Взаимодействие педагогов и семьи включает взаимопомощь в формировании предпосылок самообразовании родителей и повышению психолого-педагогической компетентности с использованием различных форм и методов.
Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей разрабатывается план взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Для того, чтобы родители стали участниками образовательного процесса. План составляется после анализа анкет и с учётом запроса родителей. В план включены различные формы взаимодействия:
- Родительское собрание: «На год мы стали старше», «Поиграй со мною папа»;
- Памятки для родителей: «Что рассказать ребенку о детском саде», «Социально - нравственное воспитание ребёнка», «Занятия физической культурой с детьми дома», «Умелые руки», «Несложные советы и правила воспитания детей»;
- Оформление фотовыставки: «Мои лучшие друзья, «Экскурсия по селу», «Осень на селе»;
- Семинар-практикум для родителей: «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду»;
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности: «Дружба начинается с улыбки», «Осень в гости приходила», «Мы такие одинаковые и такие разные!», «В страну математики»;
- Конкурс среди родителей и детей: «Самая талантливая семья», «Малые скульптурные формы своими руками в подарок», «Достопримечательности родного города Красноуфимска».
Эти формы взаимодействия помогли совершенствовать детско - родительские отношения; родители лучше узнают своих детей, обращают внимание на проблемы развития ребёнка, обсуждают совместно с педагогом их решения. Познают и развиваются не только дети, но их родители, повышая знания в психологии и педагогике. Обсуждая общие проблемы на родительских собраниях, родительском клубе, семинарах.
При исследовании психолого-педагогической компетентности родителей с помощью анкет и опроса, было выявлено, что недостаточный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у большинства родителей, поэтому, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитания и развития детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели.
В повышении эффективности получения знаний родителей в нравственном, трудовом, умственном, физическом, художественно - эстетическом развитии и воспитании детей, родители активно принимали участие в различных формах взаимодействия в дошкольной образовательной организации.
При взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации, родители получали педагогическую, психологическую информацию, содержание которой способствовала повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Происходит становление партнёрских отношений, где происходит личностный рост родителей.
В результате взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, родители стали заинтересованы в участии образовательном процессе, где видели удачи и неудачи в развитии ребёнка и смогли самостоятельно проанализировать полученные результаты.
Проанализировав взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, можно утверждать, что является эффективным при внедрении различных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической компетентности. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением
В исследованиях Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Т.М. Поповой, И.Б. Едаковой, Л.Л. Ивановой, Е.С. Комаровой, Е.Ф. Купецковой, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбаловой взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является важным образовательным процессом, в котором развиваются доверительные отношения между педагогическим коллективом. Открытость дошкольной организации способствует участию родителей в педагогическом процессе в воспитании и развитии ребёнка и повышении психолого-педагогической компетентности. Взаимодействие педагогов и семьи включает взаимопомощь в формировании предпосылок самообразовании родителей и повышению психолого-педагогической компетентности с использованием различных форм и методов.
Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей разрабатывается план взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Для того, чтобы родители стали участниками образовательного процесса. План составляется после анализа анкет и с учётом запроса родителей. В план включены различные формы взаимодействия:
- Родительское собрание: «На год мы стали старше», «Поиграй со мною папа»;
- Памятки для родителей: «Что рассказать ребенку о детском саде», «Социально - нравственное воспитание ребёнка», «Занятия физической культурой с детьми дома», «Умелые руки», «Несложные советы и правила воспитания детей»;
- Оформление фотовыставки: «Мои лучшие друзья, «Экскурсия по селу», «Осень на селе»;
- Семинар-практикум для родителей: «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду»;
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности: «Дружба начинается с улыбки», «Осень в гости приходила», «Мы такие одинаковые и такие разные!», «В страну математики»;
- Конкурс среди родителей и детей: «Самая талантливая семья», «Малые скульптурные формы своими руками в подарок», «Достопримечательности родного города Красноуфимска».
Эти формы взаимодействия помогли совершенствовать детско - родительские отношения; родители лучше узнают своих детей, обращают внимание на проблемы развития ребёнка, обсуждают совместно с педагогом их решения. Познают и развиваются не только дети, но их родители, повышая знания в психологии и педагогике. Обсуждая общие проблемы на родительских собраниях, родительском клубе, семинарах.
При исследовании психолого-педагогической компетентности родителей с помощью анкет и опроса, было выявлено, что недостаточный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у большинства родителей, поэтому, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитания и развития детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели.
В повышении эффективности получения знаний родителей в нравственном, трудовом, умственном, физическом, художественно - эстетическом развитии и воспитании детей, родители активно принимали участие в различных формах взаимодействия в дошкольной образовательной организации.
При взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации, родители получали педагогическую, психологическую информацию, содержание которой способствовала повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Происходит становление партнёрских отношений, где происходит личностный рост родителей.
В результате взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, родители стали заинтересованы в участии образовательном процессе, где видели удачи и неудачи в развитии ребёнка и смогли самостоятельно проанализировать полученные результаты.
Проанализировав взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, можно утверждать, что является эффективным при внедрении различных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
Подобные работы
- Организация взаимодействия
дошкольной образовательной организации
по повышению психолого - педагогической
компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие педагогов с родителями как условие повышения психолого-педагогической компетентности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Модель взаимодействия дошкольной организации с семьями по развитию психолого-педагогической компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Формирование психолого-педагогической компетентности родителей
в условиях взаимодействия
с дошкольной образовательной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



