Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

Работа №97989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Методические основы развития творческого воображения старших
дошкольников посредством аппликации 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ 27
2.1. Диагностическое исследование развития творческого воображения
старших дошкольников 27
2.2. Содержание педагогической работы по развитию творческого
воображения старших дошкольников посредством аппликации 39
2.3. Сравнительный анализ результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7


В современных условиях происходит изменение иерархии духовных ценностей и нравственных ориентиров, творческое развитие призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики развития творческого воображения как основы творческого воспитания и развития, условию формирования всесторонне развитой, интеллектуально богатой личности. Именно творчески развитая личность, с креативным мышлением, способна успешно адаптироваться и функционировать в современном информационном мире.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, творческое развитие ребенка должно осуществляться в процессе формирования его творческого воображения, потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. Через реализацию выдвинутых задач ФГОС ДО, ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается его потребность в реализации творческого потенциала.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития творческого воображения, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. По мнению О.М. Дьяченко именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии творческого воображения, позже развитие данной способности снижается.
Согласно данным исследователей, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, , Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, Е.А. Алябьева, В.П. Глухов и др., творческое воображение является условием творческого переустройства имеющихся у личности знаний. Также исследователи склоняются к мысли, что творческое воображение способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет результативность любой деятельности. Эффективно в развитии творческого воображения применять интеграцию различных видов художественной деятельности, поскольку дети наиболее результативно и прочно усваивают информацию, которая проходит через все анализаторы: зрительный тактильный слуховой.
В развитии творческого воображения необходимо обращаться к изобразительной деятельности, поскольку дети наиболее результативно и прочно усваивают информацию, которая проходит через разные анализаторы: зрительный, тактильный. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для творческого развития. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, обдумывание конечного продукта, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих фантазирования и творческого подхода.
Нынешнее состояние проблемы развития творческого воображения у дошкольников позволяет сделать вывод об имеющихся противоречиях между: важностью воображения в творческом развитии личности и неудовлетворительном качестве разработанности содержания занятий по аппликации для развития творческого воображения.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе занятия аппликацией?
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Раскрыть возможности аппликации в развитии творческого воображения старших дошкольников.
3. Определить показатели и критерии развития творческого воображения, охарактеризовать уровни развитости творческого воображения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения старших дошкольников посредством аппликации и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологической основой исследования являются: труды Г.Д. Кирилловой, В. Кудрявцева, Е.Е. Кравцовой, Л.С. Коршуновой, B.C. Безрукова, А.Я. Данилюка, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, М.И. Мееровича, М.В. Межиевой, И.М. Розетт, И.М. Шадриной, Р,М, Дзагановой, Д,Б Эльконина, С.В.Араповой, А.Н. Малышевой, и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческого воображения, а также для организации досуговой деятельности в ДОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» г. Верхняя Пышма Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 15 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы, мы рассмотрели понятие творческое воображение и пришли к выводу, что это достаточно сложный психический процесс.
Однако все авторы сходятся во мнении, что главной и существенной характеристикой творческого воображения является способность человека создавать новые образы путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом.
В нашей работе мы опираемся на определение А.А. Мелика-Пашаева, который под творческим воображением понимает «способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства».
В развитии творческого воображения выделяются следующие компоненты:
- обогащение (развитие) эстетического опыта через знакомство с различными видами искусства;
- эмоциональный отклик к средствам, материалу и т.д.
- освоение приемов и средств создания художественных образов.
Теоретические основы развития творческого воображения дошкольников, представленные в научной литературе, позволили определить показатели и уровни развития творческого воображения старших дошкольников. На основе выделенных компонентов М.Б. Дьяченко были выделены следующие показатели развития творческого воображения:
- аргументация выбора;
- оригинальность;
- эмпатия.
К наиболее близким и естественным для ребёнка дошкольного возраста видов деятельности относится аппликация. В процессе аппликации дети вырезают и наклеивают (нашивают) фигурки, узоры или целые картины из кусочков бумаги, ткани, кожи, природных и других материалов на материал- основу (фон). Зачастую материал-основа для аппликаций детей дошкольного возраста - это картон. Аппликация тесно связана с познавательной активностью ребенка и большое влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей дошкольников.
В практической части исследования была проведена опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации. Одной из задач данной работы было проведение диагностики с целью выявления уровня развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В результате диагностики был выявлено следующее: 1 ребенок (8%) находится на высоком уровне развитости творческого воображения; 2 ребенка (16%) продемонстрировали средний уровень развитости творческого воображения; 12 детей (76 %) показали низкий уровень развития творческого воображения.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что аппликация является эффективным условием развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выделенными показателями (аргументация выбора, оригинальность, эмпатия) развития творческого воображения детей 4 (32%) находятся на высоком уровне, 9 (54%) - на среднем уровне и 2 (14%) детей на низком уровне. По сравнению с исходными данными количество детей со средним уровнем воображения увеличилось на 6 человек ( с 40% до 54%), количество детей с низким уровнем творческого воображения уменьшилось на 10 человек (с 76% до 14%). Количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения увеличилось на три человека (с 8% до 32%).
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения посредством аппликации.



1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Игровые технологии [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 120 с.
2. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 78 с.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество [Текст] / А.В. Брушлинский // Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 341-346.
4. Венгер, Л., Мухина, В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Вегнер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 12. - С. 24-28.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2007 - 93с.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1969. - 153 с.
7. Глухов В.П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М., 1985. - 235 с.
8. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук [Текст] / О.И. Дъяченко. - М., 2011. - 110 с.
9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О.М. Дъяченко // Вопросы психологии. - 2008 - № 6 - С. 52.
10. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дъяченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 7-10.
11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 301 с.
12. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 20-24.
13. Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры [Текст] / А.В. Запорожец //Дефектология - 2008. - С.72-79.
14. Зворыгина Е.В. Игра дошкольника [Текст] / Е.В. Зворыгина. - М., 2009. - 156 с.
15. Иванова Т.В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. ... канд. психол. Наук [Текст] / Т.В. Иванова. - М., 2010. - 254 с.
16. Ильенков Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 20-26.
17. Ильина М.В. Развитие вербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2005. - 154 с.
18. Ильина М.В. Развитие невербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.
19. Капитоненко Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10 [Текст] / Н.В. Капитоненко. - М., 2009. - 206 с.
20. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] / Г.Д. Кириллова //Школьное воспитание. - 2011 - № 2 - С. 41¬46.
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Кулик. - М.: Академия, 2004. - 260 с.
22. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М., 2009 - 99 с.
23. Кравцова Е.Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2009. - №12. - С. 34-39.
24. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2006. - 160 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб: Союз, 2011. - 224 с.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Сербрякова. - СПб: Союз, 2004. - 224 с.
27. Левина Р.Е. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.
28. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. Т.5: Фонетико-фономатическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Авт.- сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2003. — 480 с.
29. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 1999. — 680 с.
30. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. — 288 с.
31. Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками: развиваем самостоятельность [Текст] / О.А. Малик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. — 196 с.
32. Малышко А.А. Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов [Текст] / А.А. Малышко //Воспитание школьников. - 2000. - №5. — С.73-75.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб., 2011. - 210 с.
34. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев. - Дубна: Феникс+, 2009. - 245 с.
35. Мелькумова Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 808-813.
36. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М .: Педагогическое общество России, 2013. - 640 с.
38. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2-е издание 1984. - 174 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
40. Савин Н.В. Педагогика. М.: Просвещение, 1978. - 265 с.
41. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение, 1982. - 156 с.
42. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
43. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи [Текст] /сост. Е.П. Климова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 190 с.
44. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., Издательский центр «Академия», 2007. - 93 с.
45. Якиманская И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ