Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №97981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экологическое воспитание: основные понятия, структура 6
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты-
нормативный компонент содержания экологического воспитания 14
1.3. Педагогические условия экологического воспитания на уроках ОБЖ ... 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ 36
2.1. Определение исходного уровня экологического воспитания
школьников (констатирующий эксперимент) 36
2.2. Использование форм и методов экологического воспитания на
уроках ОБЖ с целью повышения его уровня у учащихся 5 класса (формирующий эксперимент) 42
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы использования
методов и форм экологического воспитания на уроках ОБЖ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность исследования.
Многолетние изменения человеком природной среды породили глобальную проблему - проблему экологическую. Она связана с ухудшением качества окружающей человека природы в результате развития промышленного производства, роста городов и транспорта, с истощением энергетических и сырьевых ресурсов, разрушительными последствиями военных конфликтов, увеличением отрицательного влияния человека на природу и связанными с ними нарушениями естественных природных процессов.
Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация:
• между необходимостью усиления внимания к экологическим вопросам в школе и имеющимся спектором естественнонаучных дисциплин в решении задач экологического образования и воспитания учащихся, возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и учащихся, а с другой- отсутствие системной работы в области экологического образования и воспитания;
• между первоочередными задачами по экологическому воспитанию и недостаточными темпами становления основ экологической культуры у школьников ;
• между повышением у старшеклассников уровня теоретических знаний по экологии и недостаточной практической экологической деятельностью, в результате чего наблюдается отсутствие навыков экологической деятельности в окружающей среде и быту.
Важность и актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточное практическое решение определили выбор темы исследования:
«Экологическое воспитание на уроках ОБЖ», проблема которой сформулирована нами следующим образом: какие формы и методы экологического воспитания наиболее эффективны в учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Объект - процесс экологического воспитания школьников на уроках
« Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет - педагогический процесс совершенствования экологического воспитания учащихся в учебной деятельности на основе изучения дисциплины ОБЖ.
Цель исследования - выявление, разработка и теоретическое обоснование педагогических форм и методов экологического воспитания учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Вышеназванные объект, предмет и цель позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по определению основных тенденций развития экологического воспитания.
2. Выявить наиболее эффективные формы и методы экологического воспитания.
3. Разработать методику по повышению эффективности экологического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ.
^Экспериментальным путём проверить эффективность данной методики в 5 классе.
Методы исследования:
Теоретические- анализ философской, психолого-педагогической, методической и экологической литературы по исследуемой проблеме; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов об образовании, охране окружающей среды, экологическом образовании;
Практические - прямое и косвенное наблюдение на уроках ОБЖ, изучение педагогического опыта; анкетирование, анализ и синтез результатов исследования;
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6 им. П. П. Бажова»
г. Сысерть, 2016-2017 учебный год . Возрастная группа - 28 учащихся 5-а класса и 26 учащихся 5-б класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическая ситуация в мире ставит перед людьми важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим встает вопрос об экологической грамотности, экологической культуре и экологическом сознании нынешнего и будущего поколений. У сегодняшнего поколения эти показатели присутствуют на очень низком уровне. Изменить ситуацию в лучшую сторону можно через экологическое воспитание детей, которое должно реализовываться педагогами, обладающими помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, которые обеспечат разностороннее воздействие на школьников, формируя при этом все составляющие экологической воспитанности.
В процессе написания выпускной квалификационной работы, мы проанализировали нормативные документы, рассмотрели базовые понятия экологического воспитания,.
Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся на межпредметной основе с учётом возраста учащихся.
Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Теоретические основы экологического воспитания достаточно разработаны. Определены цели, задачи, принципы, указаны основные формы и методы работы по формированию экологической культуры.
Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельности: общественно полезный труд, туристско-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочную работа и конечно - урочную форму.
В ходе констатирующего эксперимента нами установлено, что организуя процесс ознакомления учащихся средних классов с экологическими знаниями, учителя в основном осуществляли процесс воспитания, используя дидактические методы - наглядные, словесные. Педагоги не всегда осознавали важность решения задачи воспитания эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде с помощью деятельностного подхода и интегративных методов метод.
В традиционной модели эти формы, методы и приемы обучения тоже применяются, но не систематически, время от времени. Не всегда выдержана краеведческая направленность урока, внеклассного занятия.
На констатирующем этапе нами был проведён анализ уровня экологического воспитания учащихся 5-х классов. Для определения уровня исследовались следующие показатели:
о глубина и системность экологических знаний;
о проявление познавательного интереса к экологическим проблемам; проявление эмоционально-ценностного отношения к природе;
о сформированность экологических умений и навыков;
о инициатива природоохранной деятельности.
По результатам тестирования у школьников в большей степени сформирован познавательный (66,3% - средний показатель 5-а кл, 65,7 % - 5-бкл), на втором месте - эмоционально-ценностный критерии ( 68,1 % и 68,8 % соответственно), что может быть связано с преобладанием наглядно - образного мышления и чувственного восприятия школьников. Деятельностный критерий - 62,5 % и 55,7%. Половина ( 49,7 %) учащихся редко принимают участие в деятельности по охране природы, а 30,2 %- вообще не участвуют.
В ходе практической части проведения нами была разработана программа деятельности учителя ОБЖ по экологическому воспитанию учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении внеклассных 56
мероприятий. Основной акцент сделан на использовании интерактивных методов и форм, наиболее действенными из которых являются проектно­исследовательская деятельность, решение проблемного вопроса, эксперимент, экскурсия. Проектная деятельность носила исследовательский и практико­ориентированный характер. В течение года учащиеся исследовали 2 проблемы, при решении которых были задействованы резервы социального сотрудничества, основанного на изучении местного краеведческого материала, что существенно повысило уровень эмоционально - ценностного критерия.
В ходе диагностирования целесообразность и эффективность применённого деятельностного подхода и указанных методов была доказана. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования.
Анализ общей динамики развития сформированности уровней экологи­ческого воспитания учащихся 5-х классов до и после формирующего эксперимента убедительно показывает значительные позитивные измене­ния в экспериментальном классе. Сформированность когнитивного и деятельностных критериев увеличилась на 18,3 % каждый, а в контрольном классе - лишь небольшие естественные улучшения на 3 % и 4,5 %
соответственно, в эмоционально - ценностном - динамики нет.
Разработанная и реализованная на практике программа деятельности учителя ОБЖ по экологическому воспитанию учащихся 5 классов является эффективной.
В результате нашей экспериментальной работы у учащихся произошли существенные изменения показателей экологического воспитания в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах становления личности. Значительно расширились и углубились экологические знания о редких и исчезающих видах флоры и фауны родного района, об особо охраняемых территориях и экологических проблемах города. Изменилось отношение подростков к природоохранной деятельности, в процессе которой они проявляли самостоятельность и инициативу.
Таким образом, мы считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза о том, что система экологического воспитания на уроках ОБЖ будет эффективной и обеспечит высокую результативность формирования экологической культуры учащихся, если:
• будет выявлен потенциал экологического образования, заложенный во ФГОС, остающийся вне внимания учителей, невостребованным, и, следовательно, не реализованным;
• обеспечено систематическое вовлечение учащихся через интерактивные методы и формы воспитания в различные виды экологической деятельности имеет место быть.


1. Алексеев, С.В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся [Текст] / С.В. Алексеев // Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование: сборник научных трудов. - Л., 1992. - С. 21-38;
2. Асмолов, А.Г. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека / А.Г.Асмолов // Вестник высшей школы. - 1992. - № 1.
• С. 25-33;
3. Л.А.Баширов, Н.Ф. Баширова // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы:Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново, 1984. - С. 144-154; Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А.
4. Экологическая психология и педагогика [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.
• Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -476 с. и др.
5. Гафнер В. В. Педагогика безопасности: понятийно- терминологический словарь ( основы безопасности жизнедеятельности): ФГБОУ ВПО « Урал.гос. пед. ун-т».- Екатеринбург, 2015.-52 с
6. Глазачев, С. Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. - 1997 - № 3. - С.22-29
7. Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова// Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 51-56;
8.Экологическое образование: проблемы и решения [Текст] /сост.: А.Н. Захлебный, Л.В. Реброва. - М., 1992. - 76 с.;
9. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т.Лихачев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с. - (Педагогическое наследие)
10. Каленникова, Т.Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся [Текст] :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Каленникова. - Минск, 1991. - 19 с. и др.
11. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г.А.
Ковалев// Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 13-23.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред.распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р). -www.consultant.ru.
13. Мамедов, Н. М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование / Н. М. Мамедов, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В. И. Данилова- Данильяна, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. - М.: Горизонт, 1997. - С. 38-45.
14. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности, учебное пособие, Екатеринбург, 2011г.140 с.
15. Микрюков. В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.,2008г...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ