Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий

Работа №97963

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Понятие «эмоции» как научный феномен 8
1.2. Возрастной аспект развития эмоций у детей 18
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 33
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 33
2.2. Описание диагностического инструментария по выявлению
эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 34
2.3. Анализ результатов изучения проявлений эмоциональных
нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 41
ГЛАВА 3. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 54
3.1. Обоснование возможности использования в коррекции
эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии) 54
3.2. Составление, частичная апробация программы психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью посредством креативных технологий 58
3.3. Определение эффективности психокоррекционной работы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

Функционирование и генезис эмоций - одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки.
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно - практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе и с умственной отсталостью. Это вызывает необходимость их изучения, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
В наши дни очень остро стоят проблемы реабилитации и лечения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, их интеграции в общество, коррекции различных эмоциональных нарушений. Применяются различные современные методики, но далеко не все из них приносят желаемый результат. Область диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей является одной из самых сложных в силу разнообразия, высокой динамичности, изменчивости феноменов эмоциональной жизни ребенка, возрастной специфичности многих из них, их меньшей структурированности по сравнению с когнитивными образованиями.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды. Изотерапия и музыкотерапия относятся к психологическому воздействию искусством и используются в социальной, педагогической, психологической работе как средства гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным и музыкальным творчеством. Главной целью изотерапии и музыкотерапии являются гармонизация личности, поэтому значение данных креативных технологий особенно возрастает, когда речь заходит о депрессивных и зависимых состояниях. Прорабатывая заблокированные и неосознаваемые чувства, эмоции, состояния средствами креативных технологий, происходит изменение стереотипов поведения, повышение адаптационных способностей, нахождение компенсаторных и ресурсных возможностей ребенка, и в конечном итоге - успешное интегрирование его в общество.
Актуальность изучения особенностей эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью заключается в том, что большинство работ отечественных дефектологов (Л. С. Выготский,
A. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) так или иначе затрагивают проблему эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, в специальной литературе проблема психокорекционной работы по устранению проявлений эмоциональных нарушений остается недостаточно исследованной областью. Помимо этого, педагоги и психологи (М. К. Бардышевская, В. Г. Петрова, И. В. Белякова, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова и др.) все больше сталкиваются со случаями эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В связи с этим не прекращается поиск креативных технологий, направленных на психокоррекцию данных нарушений (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин,
B. И. Петрушин).
Цель - психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии).
Задачи:
1. Проанализировать теоретические психолого-педагогические источники литературы об особенностях эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Подобрать психодиагностические методы и методики для изучения и выявления проявлений эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Осуществить диагностику проявлений эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Изучить и проанализировать методы психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Обосновать возможность использования в коррекции эмоциональных нарушений креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии).
7. Составить, частично апробировать и определить эффективность программы, направленной на психокоррекцию эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий.
Объект - эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет - процесс психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии).
Гипотеза - психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет в большей мере эффективна, если процесс психокоррекции реализуется в условиях использования креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии).
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе приводится теоретический анализ психо лого- педагогической литературы по проблеме эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Во второй главе описывается экспериментальное изучение проявлений эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В третьей главе составлена, частично апробирована и определена эффективность программы по психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий (на примере изотерапии и музыкотерапии).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно­практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе и с умственной отсталостью. Это вызывает необходимость их изучения, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
В процессе анализа теоретических психолого-педагогических источников литературы об особенностях эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, нами был раскрыт пласт особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Проанализировав труды отечественных и зарубежных психологов (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель,
Л. С. Брусиловский, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, У. Макдауголл, С. Томкинс, К. Изард), мы описали эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Это послужило фундаментом для подбора психодиагностических методов для изучения эмоциональных нарушений у детей данной категории. Благодаря данным методам была осуществлена диагностика различных проявлений
эмоциональных нарушений.
Осуществляя первичную диагностику проявлений эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, нами был обнаружен ряд эмоциональных нарушений: повышенная эмоциональная возбудимость, отсутствие устойчивой формы выражения эмоций, ограниченный диапазон переживаний, повышенная личностная тревожность, эмоциональная неустойчивость, повышенная раздражительность и агрессивность, недостаточная идентификация эмоций, эмоциональная незрелость, выраженные внутриличностные конфликты, пассивное отношение к действительности.
Для осуществления психокоррекции данных эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью нами были проанализированы основные подходы к коррекции эмоциональных нарушений. В качестве выбранного подхода предстал психодинамический подход. Обосновывая возможность использования техник арттерапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, разработанных в рамках психодинамического подхода, мы опирались на то, что они являются наиболее продуктивными и в связи с этим более представленными в работе современной отечественной и зарубежной практической психологии.
Основываясь на полученных данных в ходе диагностики, а так же на теоретических разработках современных отечественных и зарубежных педагогов-психологов, нами была составлена, частично апробирована и определена эффективность программы, направленной на психокоррекцию эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий (изотерапии и музыкотерапии). Учебно-тематический план программы был составлен из трех блоков: первичное диагностическое обследование эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий (изотерапии и музыкотерапии); заключительное психодиагностическое обследование для определения эффективности программы по психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Учебно-тематический план предполагает 60 занятий. В ходе осуществления психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью было реализовано 32 занятия. Несмотря на то, что программа по психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью не была полностью реализована, контрольный этап эксперимента выявил такие положительные изменения как:
• число детей с высоким уровнем эмотивности выросло на 30% и составило 90%;
• нормальный уровень личностной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью повысился на 10% и составил 40%;
• несколько повышенный уровень тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью понизился на 10% и составил 10%;
• средний уровень идентификации эмоций у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью повысился на 20% и составил 50%;
• низкий уровень идентификации эмоций у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью понизился на 20% и составил 50%.
Данные положительные изменения подтверждают гипотезу о том, что исследование психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет в большей мере эффективна, если процесс психокоррекции реализуется в условиях использования креативных технологий.


1. Бардиер, Г. Л. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников [Текст] / Г. Л. Бардиер, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2005. - 203 с.
2. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст] : учеб. пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. - М. : АСТ, 2003. - 320 с.
3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.
4. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева. - М. : Генезис, 2001. - 352 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций [Текст] / В. В. Бойко. - СПб. : Питер,
2004. - 474 с.
6. Краткий психологический словарь [Текст] / авт.-сост. Л. А. Карпенко. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
7. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. - М. : Гардарики, 2003. - 477 с.
8. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 260 с.
9. Власова, Т. А. Дети с нарушениями развития [Текст] /
Т. А. Власова. - М. : Академия, 1995. - 81 с.
10. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] /
А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - М. : Академия, 2006. - 272 с.
11. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими
формами психического недоразвития на ранних этапах
онтогенеза [Текст] / Е. Е. Дмитриева. - М. : Книга, 2004. - 260 с.
12. Дробинская, Н. Ю. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] / Н. Ю. Дробинская. - М. : Пресс, 2001. - 280 с.
13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 112 с.
14. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении детей [Текст] / А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 1993. - 115 с.
15. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ