Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Работа №97915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие творческих способностей. Основные подходы к изучению 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Методика организации конструирования из природного материала в ДОО 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 34
2.2. Описание хода работы по организации конструирования из природного материала, способствующей развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность темы исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью интеллекта, а задачу их развития - одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48) [62]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей» [63].
Вместе с тем в практике работы детских садов все еще сильна позиция невмешательства в детское изобразительное и конструктивно-модельное творчество. Такая позиция взрослых недопустима, поскольку только под руководством взрослого развиваются творческие способности детей.
Сущность творческих способностей, основные подходы по их развитию рассмотрены в работах Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, И.П. Волкова, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцовой, А.Э. Симановского, Д.Б. Эльконина и др. Возможности конструирования в развитии творческих способностей старших дошкольников рассмотрены в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, Н.В. Шайдуровой и др. Однако, возможности развития творческих способностей с помощью конструирования из природного материала изучены недостаточно.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у старших дошкольников творческие способности с помощью конструирования и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы ДОО была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании возможности конструирования из природного материала, обеспечивающего высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Конструирование в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности конструирования из природного материала, способствующего развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - конструирование из природного материала, способствующее развитию творческих способностей старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать методики диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, определить показатели творческих способностей.
3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников.
4. Дать описание педагогической работы по организации конструирования из природного материала, способствующей развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колосок». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 70 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать методики диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, определить показатели творческих способностей.
3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников.
4. Дать описание педагогической работы по организации конструирования из природного материала, способствующего развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие творческих способностей. Основные подходы к изучению» дано определение понятия «творческие способности» с точки зрения разных авторов (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс, Д.Б. Эльконин и др.).
При изучении творческих способностей этими авторами используются деятельностный, функционально-деятельностный и генетический подходы. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнении.
Творческие способности ребенка дошкольного возраста - это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение.
В структуру творческих способностей входят творческое мышление и творческое воображение, которые развиваются у ребенка взаимосвязано.
Показателями творческих способностей дошкольников являются «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность».
Одним из эффективных средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является конструирование из природного материала.
В параграфе «Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» показано, что эти способности развиваются в деятельности под руководством взрослого. Согласно ФГОС ДО и основным образовательным программам ДО, развитие творческих способностей старших дошкольников ведется при овладении детьми содержания всех образовательных областей и, особенно в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в том числе в конструировании из природного материала.
В параграфе «Методика организации конструирования из природного материала в ДОО» доказано, что этот вид детской деятельности обладает большим педагогическим потенциалом по развитию творческих способностей старших дошкольников. Основные способы изображения конструирования из природного материала - «опредмечивание», «включение», «достраивание», «убрать лишнее», «комбинирование» - требуют от ребенка беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления и воображения. Основные методы обучения дошкольников конструированию из природного материала также направлены на развитие творческих способностей детей. Это словесные, наглядные, практические и игровые методы.
Для диагностики уровня развития творческих способностей старших дошкольников нами использовались тест Э.П. Торренса «Закончи рисунок» (для оценки уровня развития творческих способностей) и методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» (для оценки уровня развития креативности» детей.
Диагностическое исследование уровня развития творческих способностей детей показало, что у 13 детей (65%) имеется низкий уровень развития, у 7 детей (35%) - средний уровень развития, высокого уровня у детей нет.
В практической части нашей работы дано описание хода педагогической работы по организации конструирования из природного материала, способствующей развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Эта работа проводится поэтапно по трем тематическим блокам («Дары природы», «Предметное конструирование из природного материала», «Сюжетное конструирование из природного материала»).
На первом этапе педагогической работы с детьми реализуется тематический блок «Дары природы». Задачи этого этапа:
1. Формировать представления и знания детей о конструировании из природного материала.
2. Развивать показатель «Беглость» у детей посредством умения анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа.
Рекомендуемые формы и методы работы: экскурсии в близлежащий парк (или лесопарк) для сбора природного материала, выставки поделок из природного материала; игровые моменты и задания, направленные на развитие творческого мышления и воображения детей.
На втором этапе педагогической работы осуществляется обучение детей предметному конструированию (по теме, по условиям) из природного материала. Задачи этого этапа:
1. Обучать детей способу «опредмечивание» в конструировании из природного материала.
2. Развивать показатели «Гибкость» и «Оригинальность» у детей посредством обучения таким приемам конструирования из природного материала, как «включение», «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать».
Рекомендуемые формы и методы работы: НОД по конструированию из природного материала, задания проблемного характера, в ходе которых ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу.
На третьем этапе педагогической работы с детьми организуется работа по сюжетному конструированию (по замыслу самого ребенка) из природного материала.
Задача этого этапа: активизировать самостоятельную детскую деятельность, инициативу и творческий подход при конструировании из природного материала.
Рекомендуемые формы и методы работы: НОД по подгруппам детей по конструированию по замыслу из природного материала, где дети проявляют фантазию, придумывают и реализовывают свои творческие замыслы, отрабатывают технические умения. Организация выставки детских поделок, на которых дети сами рассказывают о своих поделках.
Нами разработаны ряд НОД, в ходе которых используется комплекс игровых, проблемных, практических и творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из природного материала.
Поставленные цель и задачи в начале исследования достигнуты



1. Баррет С. Тайны мозга: как развить свои умственные способности. СПб: Питер Паблишинг, 2011. 142 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2012. 320 с.
3. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики. СПб.: Детство-пресс, 2010. 145 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 145 с.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Детство- Пресс, 2012. 287 с.
6. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Детство-Пресс, 2011. 228 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 283 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2014. 352 с.
9. Галанов Л.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: Сфера, 2010. 212 с.
10. Гальперин П.Я. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 548 с.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: Аспект-Пресс, 2011. 243 с.
12. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 320 с.
13. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Мозаика-синтез, 2012. 175 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
15. Диагностика творческих способностей / Популярная психология: Хрестоматия. / Авт.-сост. Мироненко В.В. М.: Просвещение, 2012. 399 с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер,2012. 325 с.
17. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника и продуктивные виды деятельности. М.: Детство-Пресс, 2011. 197 с.
18. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 2012. №10. С. 34-36.
19. Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л. М.: Детство-Пресс,2010. 188 с.
20. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Парамоновой Л.А. М.: Сфера, 2014. 16 1 с.
21. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособ. для вузов. М.: Владос, 2011. 324 с.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2009. 289 с.
23. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 132 с.
24. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2010. 129 с.
25. Кравцова Е.Е. Воображение как центральное психологическое новообразование детей дошкольного возраста// Дошкольное образование. 2014. № 4. С. 20-24.
26. Кравцова Е.Е. Психология детей дошкольного возраста. М.: Владос,
2011. 327 с.
27. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Мозаика-Синтез,
2010. 168 с.
28. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2010. 246 с.
29. Кудрявцев В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2010. №9. С. 14-16.
30. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Детство-Пресс, 2010. 127 с.
31. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М.: Сфера, 2015. 223 с.
32. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Владос, 2010. 180 с.
33. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 194 с.
34. Лыкова И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, в начальной школе и в семье. М.: Цветной мир, 2014. 144 с.
35. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: Учеб. - метод. пособие к парциальной образовательной программе «Умные пальчики». М.: Цветной мир, 2015. 176 с.
36. Лыкова И.А. Конструирование из природного материала. 5-8 лет М.: Карапуз-Дидакт, 2012. 144 с.
37. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: Карапуз, 2010. 160 с.
38. Лыкова И.А. Я создаю поделки. М.: Карапуз, 2011. 50 с.
39. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Дидакт, 2010. 275 с.
40. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ, СФЕРА, 2011. 128 с.
41. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2011. 218 с.
42. Новейший философский словарь. Мн.: Книжный Дом. 2013. 279 с.
43. Новикова И.В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий для детей от 3 до 6 лет.
Ярославль: Академия развития, 2010. 192 с.
44. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2014. 96 с.
45. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Мир энциклопедий и словарей, 2012. 944 с.
46. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 334 с.
47. Парамонова Л.А Детское творческое конструирование. М.: Издательский дом «Карапуз», 2013. 240 с.
48. Парамонова Л.А Теория и методика творческого конструирования в детском саду: метод. реком. М.: Академия, 2013. 192 с.
49. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИФРА-М, 2011. 528 с.
50. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Владос, 2011. 226 с.
51. Рибо Т.А. Закон развития воображения // URL: http://personnel.uapa.ru/course (дата обращения: 23.04.2017).
52. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2014. 654 с.
53. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.. М.: ЧеРо, 2010. С. 200-210.
54. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2014. 227 с.
55. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 2012. 245 с.
56. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические статьи. М.: Владос,
2013. 326 с.
57. Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: Академический проект, 2010.
Т.2. Психофизиология индивидуальных различий. 360 с.
58. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод.руководство. М.: Иматон, 1998. 170 с.
59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 2009. 336 с.
60. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2012. 738 с.
61. Ушинский К.Д. Избранное. М.: Владос, 2015. 465 с.
62. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-
dok.html (дата обращения: 15.04.2017).
63. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155// URL:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
15.04.2017).
64. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Академический проект, 2012. 312 с.
65. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М.: Сфера, 2014. 128 с.
66. Шапарь В.Б. и др. Новейший психологический словарь. Ростов- н/Д.: Феникс, 2012. 945 с.
67. Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 254 с.
68. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 2009. 224 с.
69. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 2013. 182 с.
70. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у дошкольников // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 23-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ