ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования счетной
деятельности у детей среднего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности формирования счетной деятельности у детей среднего
дошкольного возраста 10
1.3 Сравнительный анализ программ по разделу «Количество и счёт» . 13
1.4. Организационно-педагогические условия обучения счету детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Выявление уровня сформированности счетной деятельности у детей
среднего дошкольного возраста 27
2.2 Реализации организационно-педагогических условий обучения счету
детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Выявление эффективности влияния разных видов деятельности на повышение уровня сформированности счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность данной темы состоит в том, что формирование счетной деятельности призвано обеспечить восприятие детьми окружающего мира с помощью языка цифр, способствовать развитию элементов абстрактного мышления детей.
Формированию у дошкольников 4-5 лет счетной деятельности способствует применение различных видов деятельности. В игре дошкольник получает новые навыки, умения и знания. Игры, содействующие формированию памяти, восприятия, мышления, внимания, творческих способностей, обращены на умственное развитие ребенка в целом.
Следовательно, актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным применением разных видов деятельности в реализации данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счету.
Объект исследования: процесс формирования счетной деятельности у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия обучения детей 4-5 лет счету.
Цель исследования: выявление организационно-педагогических условий обучения счету детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный анализ программ ДОУ по разделу «Количество и счёт».
4. Рассмотреть организационно-педагогические условия обучения счету детей дошкольного возраста
5. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности подобранных организационно-педагогических условий обучения детей дошкольного возраста счету.
Теоретической основой исследования явились:
- идеи о возможности формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер и др.); теории формирования счетной деятельности у дошкольников (А.М. Леушина Т.К. Оспанов, Н.В. Мирза, Н.И. Пустовалова, А.В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.).
- исследования по возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста (В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, Е.А. Тарханова);
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
База исследования: МКОУ начальная школа - сад №12, г. Тавда.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями для формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Роль математики в практической деятельности человека настолько велика, что наше время называют эпохой математических знаний. Поэтому, среди обязательных предметов подготовки к школе есть математика. Это связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что организованная работа по сформированности счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня сформированности счетной деятельности. В период ран-него детства ребенок впервые знакомится с количеством «один - много». С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает по количеству не только предметы, но и звуки, движения. У ребенка появляются первые неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти представления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь словами, относящимися к характеристике количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупности предметов.
Детей 4-5 лет уже подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где группы неравные, и получаются (и именуются) разные числа.
Дети 4-5 лет овладевают счетом в пределах пяти, а уже с 6-го года жизни - в пределах десяти. К шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда качественные признаки предметов, такие как, изменение расположения на столе, размеры предмета, препятствуют его правильному определению.
Поэтому важно начинать обучение счетной деятельности уже в средней группе детского сада.
В процессе констатирующего этапа экспериментальной работы были выявлены уровни сформированности счетной деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп: 5 детей (50%) из экспериментальной группы и 6 детей (60%) из контрольной имеют средний уровень. 3 ребенка из экспериментальной группы - 30% и 2 ребенка из контрольной группы - (20%) имеют высокий уровень знаний по результатам исследования. Низкий уровень развития математических представлений у детей экспериментальной группы и контрольной группы (по 2 ребенка из каждой группы - 20%).
На формирующем этапе были реализованы следующие организационно-педагогические условия формирования счетной деятельности дошкольников:
- образовательная программа должна отвечать современным целям обучения в ДОУ и учитывать психолого-педагогические и методические особенности обучения дошкольника;
- организация в ДОУ соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, в которую входят: раздаточный материал, условные мерки, геометрические фигуры, схемы, наглядный, дидактический материал и т.п.;
- использование разнообразных дидактических средств как в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ, так и во всех видах деятельности дошкольников при обучении счету;
- благоприятный моральный климат в процессе совместной деятельности педагога и детей при обучении счету;
- взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам обучения счету.
На третьем этапе с помощью повторной диагностики мы проанализировали эффективность выделенных организационно-педагогических условий.
По итогам результатов контрольного среза, проводимого с детьми контрольной и экспериментальной групп, можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе заметно повысились показатели высокого уровня, исчез низкий уровень развития математических представлений. 30% детей из ранее показанного среднего уровня перешли на высокий, а 20% детей, ранее имеющих низкий уровень показали средний, что свидетельствует об эффективности формирования счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
В контрольной группе показатели остались на прежнем уровне.
В ходе выполнения работы цель и задачи работы были достигнуты. Таким образом, можно отметить, что работа по формированию счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста может быть рекомендована для использования в ДОУ.
1. Асарина, Е.Ю. Симметрия, орнаменты и мозаики. Математическая книжка-раскраска [Текст] / Е.Ю. Асарина. - М.: Контекст, 2012. - 234с.
2. Асмолов, А.Г. Каким быть дошкольному детству? [Текст] / А.Г. Асмолов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 4-7.
3. Базик, И. Развитие способности к наглядному моделированию [Текст] / И. Базик // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С.34-36.
4. Беланова, Э.И. Развитие счетных навыков у дошкольников [Текст] / Э.И. Беланова, Т.Н. Титова. - СПб.: Питер, 2014. - 186с.
5. Белкина, В.Н. Математическая подготовка дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов [Текст] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. -2014. - № 4. - Том II. - С. 65-69.
6. Белошистая, А.В. К вопросу о развитии счетных у дошкольников [Текст] /А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 8-12.
7. Белошистая, А.В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование» [Текст] /А.В. Белошистая, Н.В. Кабакова // Дошкольное вос-питание. - 2014. - №9. - С. 11-16.
8. Богданова, Е.А. Формирование счетной деятельности у дошкольников [Текст] / Е.А. Богданова // Дошкольное воспитание. - 2014.- №10. - С. 21-26.
9. Большакова, М.Д. Решение задач математического и экологического развития детей на основе принципа интеграции [Текст] / М.Д. Большакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 2. - С. 28-33.
10. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных ма-тематических представлений у дошкольников: конспект лекций; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина [Текст] / Т.С. Будько. -
Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
11. Вандзиляк Т.М. Мегамозг. Современный детский сад: сборник педагогических проектов [Текст] / Т.М. Вандзиляк, Н.Г. Омарова, Е.А. Каюмова // Под ред. А. А. Ильясовой, Е. А. Омельченко. - Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. - С. 18-24.
12. Войтина, Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже [Текст]:Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Н.И. Войтина. - Магнитогорск, 2001. - 190 с.
13. Волкова, С.И. Альбом по математике [Текст] / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина.- М.: Логос, 2014. - 32с.
14. Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике [Текст] / М.Я. Выгодский. - М: ЮНИТИ, 1987. - 396с.
15. Гейзер, Г.И. История математики в школе [Текст] / Г.И. Гейзер. - М.: Логос, 1989. - 239с.
16. Данилова, В. Математическая подготовка в дошкольных учреждениях [Текст] / В. Данилова. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 215с.
17. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Логос, 2009. - 223с.
18. Житомирский, В.Г. Путешествие по стране геометрии [Текст] / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - М.: АСТ, 2007. - 196с.
19. Журавлева, Т.А. Взаимно однозначное соответствие как основа формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Журавлева // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всеросс. научно-практич. конфер. студ. и препод. пед. ф-та по итогам научно-исследовательской работы за 2013 год. - Ч II. - Тверь, 2013. - С. 3-8.
20. Журавлева, Т.А. Понятие отношений в курсе математики для дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Журавлева // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практ. конф. - Тверь, 2014. - Вып. 13.-С. 194-198.
21. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников [Текст] / В.В. Зайцев.
- Волгоград: Учитель, 2014. - 54с.
22. Зеленина, Е.Л. Технология формирования понятия «симметрия» [Текст] / Е.Л. Зеленина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №7. - С. 16-22.
23. Иванова Т.И. Активизация мотивационных состояний дошкольников в процессе формирования математических представлений [Текст] / Т.И. Иванова, Е.В. Шаталова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 175-180.
24. Клюйков, С.Ф. Числа и познание мира [Текст] / С.Ф. Клюйков. - М: АСТ, 2012. - 226с.
25. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 96 с.
26. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет [Текст] / Л.Д. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 64 с.
27. Кочеткова А.А. К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / А.А. Кочеткова, Н.И. Левшина Н.И. // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 397-399.
28. Левчук З.К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 [Текст] / З.К. Левчук, И.В. Ермольчик. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - 48 с.
29. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368с.
30. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение, 2014. - 159с.
31. Максимова, С. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] / С. Максимова // Народное образование. - 2014. - №1. - С. 106-111.
32. Математика от трех до шести [Текст] / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Акцент, 2014. - 150с.
33. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1986. - 226с.
34. Михайлова, З. Методы формирования элементарных математический представлений [Текст] / З. Михайлова, Р. Непомнящая // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С.26-30.
35. Мудрость воспитания: Книга для родителей [Текст] / Сост. Б.М. Бим- Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 2014. - С.51-93.
36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина ; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Логос, 2012. - 326с.
37. Николаева, С. Использование моделей [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.34-39.
38. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова - М: Новая школа, 1993. - 192 с.
39. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / И.А. Помораева. В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
40. Пономарева, Т.Х. Формирование пространственных представлений у дошкольников [Текст] /Т.Х. Пономарева // Начальная школа плюс «До и После». - 2010. - №8. - С. 25-27.
41. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в детском саду [Текст] / А.М. Пышкало. - М.: Академия, 2004. - 168с.
42. Румянцева И.Б. Результаты интегрированного обучения дошкольников [Текст] / И.Б. Румянцева // Начальная школа. - 2013. - № 3. - С. 17-21.
43. Рывкин, А.А. Справочник по математике для дошкольников [Текст] / А.А. Рывкин. - М.: Высшая школа, 2014. - 274с.
44. Рыжов, В.Н. Математическая подготовка дошкольников: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 - педагогическое образование, профиль - математическое образование [Текст] / В.Н. Рыжов. - Саратов, 2014. - 59 с.
45. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики [Текст] / Л.П. Стойлова. - М.: Логос, 2014. - 442с.
46. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
47. Сутягина, В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике [Текст] / В.И. Сутягина // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С. 25-31.
48. Табакаева И.В. Психолого-педагогические условия развития математических представлений дошкольников [Текст] / И.В. Табакаева // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов XXIII-й Международной научной конференции (Липецк, 25 сентября 2015 г.) / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015. - С. 42-44.
49. Тимофеев, А.В. Основные математические определения [Текст] / А.В. Тимофеев. - Спб.: Питер, 2014. - 396с.
50. Тихоненко, А.Е. Точка. Прямая. Отрезок [Текст] /А.Е. Тихоненко// Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 33-38.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: проект [Электронный ресурс]. URL:
Ьйр://минобрнауки.рф/новости/3597. (дата обращения: 19.03.2018)
52. Фельдбаум, А.А. Процессы обучения людей и автоматов [Текст] / А.А. Фельдбаум. Под ред. Я.З. Цыпкина. - М.: Логос, 2012. - 246с.
53. Фонин, Д. Использование моделирования при решении текстовых задач [Текст] / Д. Фонин, И. Целищева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С.40-44.
54. Шадрина, И.П. Принципы построения системы обучения старших дошкольников элементам геометрии [Текст] / И.П. Шадрина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С. 28-34.
55. Шарыгин, И.Ф. Первые шаги в геометрии [Текст] / И.Ф. Шарыгин. - М.: Открытый мир, 2014. - 196с.
56. Щербакова, Е.И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели [Текст] / Е. Щербакова, О.В. Фунтикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.15-17.
57. Яковенко, В.Д. Математика для дошкольников [Текст] / В.Д. Яковенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 223с.