ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни 12
1.3. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ.. 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика сформированности ценностей здорового образа
жизни 27
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у
старших дошкольников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Одной из главных задач развития нашей страны является формирование здорового подрастающего поколения. На сегодняшний день целый ряд нормативно-правовых документов регламентирует и обеспечивает стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей. К ним относятся:
Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором одним из первых принципов государственной политики в области образования, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности;
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»;
Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»;
Закон РФ «О физической культуре и спорте»;
Конвенция о правах ребенка.
Изменение отношения к собственному здоровью будущих граждан страны к лучшему является главной задачей взрослых. Тем более что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Необходимо выработать сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья у подрастающего поколения, чтобы ребенок с детства мог заботиться о своем здоровье и здоровье других. У детей дошкольного возраста вырабатывается осознанное отношение к собственному здоровью тогда, когда они усваивают элементарные знания о своем организме, овладевают гигиеническими
нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они будут пополнять, а так же совершенствовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни. И в Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы этому уделяется особое значение.
Изучением вопроса по формированию представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, В.Д. Давыдов, М.И. Лисина, В.А. Сластёнин, Е.О. Смирнова [4].
Из анализа работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой видно, что устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности у ребенка появляется уже в дошкольном возрасте [9].
Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому так важно на данном этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Помочь осознать им необходимость систематически заняться физической культурой и спортом. Фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность ребенка в здоровом образе жизни, является его отношение к своему здоровью. Эта потребность формируется в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. И отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понимания.
Современное образование в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами значимое место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников уделяет такой образовательной области как «Физическое развитие». И это все не случайно.
По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации в XXI веке в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. Число здоровых детей снизилось на 8,1%. А число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии наоборот увеличилось на 6,75%. Так же увеличилось количество детей, которые имеют нарушения:
— опорно-двигательного аппарата;
— нервной системы;
— работы органов пищеварения;
— аллергические заболевания.
Стоит еще отметить и то, что увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями до 30%. Поэтому здоровье детей стоит во главе угла социальной политики в области образования.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей. И данная задача решается через формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, не смотря на многочисленные исследования, требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по данному вопросу в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
3. Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы и педагогического опыта, с целью выявления сущности проблемы воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Асбестовского городского округа.
Структура: содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы из 51 источника, 4 приложения.
В процессе поисково-исследовательской работы по теме «формирование здорового образа жизни на основе системы здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» было сделано следующее:
1. проведен анализ понятий «здоровый образ жизни», «ценности здорового образа жизни»;
2. рассмотрены особенности формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
3. определены педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
4. проведено исследование сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе;
5. организована опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий;
6. на заключительном этапе проведено повторное диагностическое исследование.
В результате проделанной работы сформулированы выводы.
1. Здоровый образ жизни дошкольника представляет собой форму повседневной жизни, отвечающая гигиеническим правилам, развивающая адаптивные возможности организма, способствующая успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей. Под ценностями здорового образа жизни принимаются элементы социально-психологической структуры личности дошкольника, которые представляют собой систему ориентации на здоровый образ жизни и отражают его жизненные цели, являющиеся для него наиболее важным и личностным смыслом. В рамках реализации ФГОС дошкольного образования здоровье детей рассматривается как ключевая ценность.
2. Чтобы ценности здорового образа жизни начали развиваться у - старших дошкольников они должны овладеть способами их формирования и приобрести достаточный опыт представлений о здоровом образе жизни. К особенностям формирования ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста относится:
— освоение начальных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни;
— формирование представлений и усвоение основных объемов информации;
— именно в старшем дошкольном возрасте большое влияние на формирование ценности здорового образа жизни оказывают проведение бесед и консультаций для родителей.
3. Процесс формирования ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, при реализации следующих педагогических условий:
создание здоровьесберегающей среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД (образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
4. Общее количество испытуемых - 27 человек, среди них 14 мальчиков и 13 девочек. В определении оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа детей старшего дошкольного возраста использовались методики:
— анкета «Что такое здоровье?» Г.А. Хакимовой;
— диагностика выявления особенностей отношения детей к практическим действиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья» Г.А. Хакимовой;
— рисуночный тест «Что такое здоровье?» О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, адаптированный Г.А. Хакимовой .
По результатам проведенной диагностики мы можем сделать следующие выводы. Высокий уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 7 (23,4 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих высокий уровень, - осознанные и глубокие. Средний уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 14 (55,2 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих средний уровень, - существенны и дифференцированы, содержат уже несколько сформировавшиеся убеждения, однако часто поверхностные и не аргументированные. Низкий уровень сформированности знаний о ценностях ЗОЖ выявлен у 6 (21,4 %) дошкольников. Представления в области здоровья детей, имеющих низкий уровень, - поверхностны. Следовательно, сформированность ценностного отношения к здоровью у детей соответствует в целом среднему уровню. В связи с этим, введение здоровьсберегающих условий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста целесообразно и актуально.
5. С целью формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста были реализованы следующие условия:
— создание развивающей здоровьсберегающей среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
— формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД по всем пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
6. Анализ результатов повторной диагностики сформированности ценностей здорового образа жизни детей показал, что перечисленные здоровьесберегающие технологии позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.
1. Алямовская, В. Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2015. - № 4. - С. 7¬11.
2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости [Текст] / Н. М. Амосов. - М. : АСТ, 2003. - 128 с.
3. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология XXI в. [Текст] / Ю. Е. Антонов, М. Н.Кузнецова. - М. : Гардарики, 2008. - 164 с.
4. Бобровская, Т. Ю. Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни [Текст] / Т. Ю. Бобровская // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2015 г.). -
2015. - С. 34-39.
5. Борисова, Т. С. Направления формирования здорового образа жизни населения на современном этапе [Текст] / Т. С. Борисова, С. М. Лебедев // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути решения. - 2014. - № 1. - С. 40-45.
6. Венгер, Л. А. Психология: учебник для вузов [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Академия, 2007. - 446 с.
7. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 5-7.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 213 с.
9. Гаськова, Н. П. Факторы, формирующие здоровый образ жизни [Текст] / Н. П. Гаськова, И. Ю. Тармаева, Е. А. Степанова, Н. А. Голышева // Сибирский медицинский журнал. - 2015. - № 4. - С. 113-115.
10. Гусейнова, Г. А. Исследование здорового образа жизни у подрастающего поколения [Текст] / Г. А. Гусейнова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 56-60.
11. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Деркунская - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 84 с.
12. Демочко, С. В. Популяризация здорового образа жизни в образовательных учреждениях [Текст] / С. В. Демочко // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 30. - С. 90-92.
13. Дудченко, З. Ф. Проблема понимания здорового образа жизни [Текст] / З. Ф. Дудченко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2016. - № 1. - С. 52-54.
14. Жерякова, С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века [Текст] / С. В. Жерякова // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 462¬467.
15. Жуковин, И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы [Текст] / И. Ю. Жуковин // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - 187 с.
16. Зайцев, Н. К. Стратегия понимания здорового образа жизни у
учителей [Текст] / Н. К. Зайцев, В. В. Колбанов // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток:
Дальнаука, 1999. - 96 с.
17. Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект [Текст] / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 34-36.
18. Захлебный, А. Н. Информационно-психологическая безопасность школьников и ее обеспечение в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская. - URL: http://www.myshared.ru/slide/1084136/ (дата обращения 18.01.2019 г.).
19. Зубкова, А. Н. Повышение мотивационной ценности здорового
образа жизни [Текст] / А. Н. Зубкова // Гуманитарные научные исследования.
2016. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16548(дата обращения:
30.01.2019 г.).
20. Йотка, Г. Б. Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков [Текст] / Г. Б. Йотка // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - 2017. - С. 30¬33.
21. Киркина, Е. Н. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности [Текст] / Е. Н. Киркина, Н. В. Лисакова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 56-60.
22. Кобелева, Т. И. Проблема здорового образа жизни педагогов
дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей [Текст] / Т. И. Кобелева, Г. И. Фесюк // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2015 г.).
Челябинск: Два комсомольца. - 2015. - С. 55-58.
23. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. - М. : МарТ, 2005. - 90 с.
24. Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2016. - С. 139¬140.
25. Конвенция ООН «О правах ребенка» [Текст] // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. - М.: Гарант, 1997. - С. 29-46.
26. Кудряшова, А. Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе [Текст] / А. Л. Кудряшова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 644-646.
27. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1979. - С. 13-25.
28. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник [Текст] / Ю. П. Лисицын. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 520 с.
29. Макаренко, И. Е. Соловей А.Д. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы) [Текст] / И. Е. Макаренко, А. Д. Соловей // Молодой ученый. - 2016. - № 24. - С. 475-478.
30. Макаров, А. В. Здоровый образ жизни как идеология современной
молодежи: организация профилактической работы в условиях
образовательной организации: учебное пособие [Текст] / А. В. Макаров. - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2013. - 284 с.
31. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А. В. Мартыненко. - М. : Медицина, 1988. - 224 с.
32. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей [Текст] / М .Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - с. 22-24.
33. Назарова, Е. Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М. : Академия, 2013. - 335 с.
34. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / И. М. Новикова. - М. : Мозаика-синтез, 2015. - 121 с.
35. Носов, А. Г. Эволюция идеи формирования здорового образа жизни: педагогический аспект [Текст] / А. Г. Носов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11. - С. 60-65.
36. Овчаров, Е. А. Социальная и экологическая обусловленность
здоровья населения: учебное пособие [Текст] / Е. А. Овчаров. -
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2013. - 109 с.
37. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Под ред. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2015. - 443 с.
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения 14.12.2018 г.).
39. Платонова, О. И. Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / О. И. Платонова,
A. А. Токарев // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2016 г.). - Уфа: Лето, 2016. - С. 56-60.
40. Токарева, Е. А., Токарев А.А., Иванова В.В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад - школа» [Текст] / Е. А. Токарев, А. А. Токарев, В. В. Иванова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1. - С. 128-131.
41. Токарева, Е. А., Токарев А.А., Иванова В.В. Организационно - педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад - школа» [Текст] / Е. А. Токарев, А. А. Токарев,
B. В. Иванова // Образование и воспитание. - 2017. - № 1. - С. 21-24.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью [Текст]. - М. :
Просвещение, 2017. - 80 с.
43. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 14.12.2018 г.).
44. Хакимова, Г. А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография [Текст] / Г. А. Хакимова, Г. Н. Гребнюк. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 175 с.
45. Хамидуллина, М. А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью [Текст] / М. А. Хамидуллина // Инструктор по физкультуре. - 2015. - № 4. - С. 20-24.
46. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Чупаха. - М. : Илекса, 2014. - 130 с.
47. Шаповалова, О. М. Организация методики формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. М. Шаповалова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 120-122.
48. Шаповалова, О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / О. М. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 41¬43.
49. Шаповалова, О. М. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении [Текст] / О. М. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №
1. - С. 107-109.
50. Шклярук, В. Я. Здоровье и образ жизни [Текст] / В. Я Шклярук // Вестник Самарского государственного социально-экономического университета. - 2016. - № 1. - С. 133-137.
51. Юрченко, М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ - начальная школа» [Текст] / М. С. Юрченко // Образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 105-109.