Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии

Работа №14742
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования здорового образа жизни у подростков в современной школе 5
1.1. Здоровый образ жизни как феномен 5
1.2. Психолого-педагогические проблемы подросткового возраста 14
1.3. Формирование здорового образа жизни в учебной деятельности 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности здорового образа жизни у подростков 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 39
Заключение 41
Библиографический список 44
Приложение 1 51
Здоровье - важная проблема человечества. Для родителей здоровье своего ребенка самый главный вопрос. А как же позаботиться о здоровье, а в частности о здоровом образе жизни, когда ребенок находится в школе? Для этого учитель должен обеспечить ученику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимыми знаниями, умениями и навыками для ведения здорового образа жизни.
Проблемы со здоровым образом жизни зачастую возникают у подростков. Для того, чтобы избежать этого, учителю необходимо создать максимально возможные условия для сохранения, и укрепления и развития духовного, личностного, физического, интеллектуального и эмоционального здоровья всех субъектов образования.Создать эти условия можно на уроках биологии и химии.
Само понятие «здоровый образ жизни» включает в себя несколько аспектов: физическую активность, здоровое питание, отношение к вредным привычкам, ответственность за сохранение собственного здоровья, психологический микроклимат. Сформировать представление о здоровом образе жизни можно через образовательный процесс. Таким образом, данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: исследование эффективности процесса формирования знаний о здоровом образе жизни у подростков на уроках биологии и химии
Объект исследования: здоровый образ жизни у подростков.
Предмет исследования: процесс формирования знаний о здоровом образе жизни подростков на уроках биологии и химии.
Гипотеза: предполагаем, что включение дополнительной информации о принципах здорового образа жизни на уроках биологии и химии значительно повысит уровень, мотивационно-ценностных ориентаций подростков на укрепление и развитие личного и общественного здоровья. Для достижения поставленной, цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у подростков.
3. Составить программу по формированию здорового образа жизни на уроках биологии, и химии.
4. Внедрить программу о здоровом образе жизни в учебный процесс.
5. Определить уровень сформированности здорового образа жизни после реализации программы
Для к достижения и цели, и задач о исследования , были к использованы! следующие методы:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования
2. Анкетирование
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Лесная СОШ». В исследовании приняли участие обучающиеся 8 класса (выборка составилась человек).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями биологии , и химии, общеобразовательных и школ, для) формирования здорового образа жизни у подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка
Апробация результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании педагогического совета МБОУ «Лесная СОШ» (Приложена справка о внедрении результатов исследования)
Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лесная СОШ» в три этапа: констатирующем, формирующем и контрольном. При итоговом анализе был сделан вывод, что после проведения программы направленную на формирование здорового образа жизни подростков в процессе изучения дисциплин и «Биология», и о «Химия» уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни улучшился. Увеличился показатель хорошего состояние здорового образа жизни у испытуемых, а так же уменьшилось среднее и негативное значение, эти учащиеся изменили свой уровень знаний о здоровом образе жизни в лучшую сторону.
Согласно цели и гипотезе нам удалось повысить уровень мотивационно-ценностных и ориентации подростков и развитие личного и общественного здоровья.
Проведение данной работы способствовало:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его здоровый образ жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Изучив и проанализировав теоретическую и методическую литературу (более 50 источников) о данной теме, можно прийти к выводу, что этот вопрос проблематичен и актуален, т.к. исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у большинства учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.
В настоящее время отмечается существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, отсутствием у них элементарных знаний о том, как быть здоровыми (т.е. отсутствием культуры здорового образа жизни).
Одним из основных звеньев в формировании здорового образа жизни у школьников может быть школьный курс биологии и химии. В процессе организации работы по формированию здорового образа жизни у учащихся необходимо использовать средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения.
При формировании убеждений о ведении здорового образа жизни возможно применения широкого спектра методов обучения. Способами формирования здорового образа жизни могут быть: самонаблюдение, работа с источниками информации, демонстрация пособий, функциональные пробы, опыты. Их применение на уроке или во внеурочной работе разнообразит учебно-познавательную деятельность учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» и «Химия» будет нести огромный воспитательный потенциал.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, нашла свое подтверждение. Формирование здорового образа жизни будет успешным, если разработать систему мероприятий, направленных на приобщение подростков к здоровому образу жизни. Цели, поставленные вначале эксперимента были достигнуты и задачи решены.
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие [Текст]/ И.Д.Агеева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 352 с.
2. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: методическое пособие. 6- 9 классы [Текст] / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - Москва: Вентана - Граф, 2007. - 208 с.
3. Антропова, М.В., Козлов, В.И. Физическое развитие подростков и их работоспособность [Текст] / М.В. Антропова, В.И. Козлов. - М.: Педагогика, 1988.- Гл. 9. - С. 158-172.
4. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде часть I [Текст] / В.Ф. Базарный. - Сергиев По¬сад, 1995. - 42с.
5. Безруких, В.Д., Методика комплексной оценки и организация систем¬ной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: Методические рекомендации [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. - 208 с.
6. Безруких, М.М. Здоровье детей и школа: Проблемы и перспективы [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Перемены, 2000: -№ 1. - С.148-160
7. Безруких, М.М. Учение вредное для здоровья: о факторах, способствующих нарушению физ. и психич. здоровья; школьников [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Семья и школа, 2001. -№ 4; - 23-25 с.
8. Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Практикум [Текст] / Р.М.Беликова. - Бийск.: БГПУ им.В. М. Шукшина, 2006. - 97 с.
9. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2012. - 124[4] с.
10. Боброва, Н.Г. Способы и формы медико-оздоровительной деятельности, учащихся в рамках гигиенического воспитания в разделе «Чело¬век» [Текст] / Н.Г. Боброва. - Вестник. Исследования в области естественных наук и образования: Сборник научных трудов В.5. - Самара: Изд. СГПУ, 2006. - С. 316-326.
11. БогДанчиков, В. Энциклопедия независимости [Текст] / В. Богданчиков, О.Болдырев, А. Сурайкин. - М.: 2007.-159с.
12. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Н.В. Бордовской. -2-е изд., стер. -М.: НОРУС, 2011. - 432 с.
13. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры [Текст] / Л.П. Буева // Вопросы философии, 1998. - № 2. - С. 3-9
14. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 245 с
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. / Л.С. Выготский; [Под ред. В: В; Давыдова].-М.: Педагогика, 1991.-480 с.
16. Габриелян, О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразоват. учреждений [Текст]/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2006. - 78 с.
17. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ О. С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2009. - 270 с.
18. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ О. С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2010. - 270 с.
19. Гара, Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8 - 9 классы, 10 - 11 классы. Базовый уровень [Текст]/ Н.Н. Гара - М: Просвещение, 2009. - 56 с.
20. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.
21. Губанова, М. И. Основные формы организации обучения: урок, факультативные занятия, самостоятельная работа, внеурочная деятельность (тезисные лекции): учебно-методическое пособие [Текст] / М. И. Губанова, О. А. Брель. - Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2007. - 64 с.
22. Гуваков, В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы [Текст] / В.И. Гуваков. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991, - 184 с.
23. Гузей, Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Л.С. Гузей, и др. - М.: Дрофа, 2001. - 288с.
24. Зайцев, О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. учеб. заведений[Текст]/ О.С. Зайцев. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
25. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник пособие для вузов [Текст] / И.Г.Захарова. - М.: Академия, 2011. - 188[3] с.
26. Клюева, Г.А., Резвых, И.Г. Диагностическое обеспечение здоровьесберегающего учебного занятия: Методические рекомендации [Текст] / Г.А. Клюева, И.Г. Резвых. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. - 118 с.
27. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспи- рова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.
28. Колесов, Д.В.. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2005. - 274 с.
29. КонДаков, И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций [Текст] / И.В. Кондаков. - М.: ИКФ Омега-Л, Высш. Шк., 2003. - 616 с.
30. Крутиков, М.А. Подготовка будущего учителя к
здоровьесберегающей деятельности в школе [Текст] / М.А.Крутиков. - Школа: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. -Вып. 3. - Липецк: ЛГПУ, 2012.- 116 с.
31. Кузнецова, Н.Е. Программы по химии для 8-11 классов общеобразоват. учреждений [Текст]/ Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 128 с.
32. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474, [1] с.
33. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - М.: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
34. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
35. Любомирский, Л.Б. Управление движениями у детей и подростков [Текст] / Л.Б.Любомирский. - М.: Педагогика, 1974. - 232 с.
36. Маш, Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и заданий с ответа-ми по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Р.Д. Маш. - Москва: Мнемозина, 2000. - 206 с.
37. Минченкова, Е.Е. Химия 8 класс: Учеб. для сред. общеобразоват. шко-лы [Текст] / Е.Е. Минченкова. - М.: Шк. пресса, 2000. - 188 с.
38. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. -М.: Академия, 2012. -192 с.
39. Мурашов, В.И. Философия здоровья [Текст] / В.И. Мурашов. - М.: Школа духовности, 2002. - С.3-20
40. Науменко, Ю.В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования [Текст] / Ю.В. Науменко. - Образование в современной школе: Мето-дико-педагогический журнал, № 11, 2003 г. - М.: Изд-во НОУ «Школа «Полярная Звезда»», 2003. - С. 3-6.
41. Новошинский, И.И. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ И.И. Новошинский - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 100 с.
42. Пак, М.С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ М.С. Пак. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 315 с.
43. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия. 2006. - 176 с.
44. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. Пособие для ВПО [Текст] / А.П.Панфилова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 191 с.
45. Пасечник, В.В., Латюшин, В.В., Пакулова, В.М. Программа "Человек и его здоровье". Биология 5-11 классы [Текст] / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. - М.: Дрофа, 2009. - 108 с.
46. Потемкина, А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью [Текст] / А.В. Потемкина. - М.: РГБМ, 2011. - 50с.
47. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога [Текст] / Е.И. Ро-гов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 376 с.
48. РуДзитис, Г.Е. Химия 8 класс Неорг. химия: Учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2000.- 158 с.
49. СатбалДина, С.Т. Химия 8 класс: Проб. учеб. для общеобразоват. учеб. заведений [Текст]/ С.Т. Сатбалдина. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
50. СлобоДчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 416 с.
51. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 115 с.
52. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПКРО, 2002. - 123 с.
53. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов. -М.: АРКТИ, 2011. - 120 с.
54. СолоДова, Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 3 [Текст ]/ Г. Г. Солодова, С. П. Зуева, Е. В. Филатова, Л. Е. Галаганова, В. В. Патрина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 120 с.
55. Фёклин, С.И. Новая модель развития школы в России: методическое пособие [Текст] / С. И. Фёклин. - 2-е изд., перераб. - М. : Арсенал образования, 2011. - 128 с.
56. Харисов, Ф.Ф. Образование и здоровье [Текст] / Ф.Ф. Харисов. - М.: Весь мир, 2003. - 206 с.
57. Царёв, Е. А., Крылова, И. Б. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.).— Краснодар: Новация, 2016. — С. 29-32. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9679/ (дата обращения 25.05.2018).
58. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
59. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э.Эриксон; [под ред. В.Усманова]. - М.: Просвещение, 1992. - 520 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.